|
Протоиерей Георгий Колоколов. Москва. Бутырская тюрьма. 1937 год |
Георгий Иосифович Колоколов (
1876 -
1937),
протоиерей,
священномученик.
Память 26 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.
Родился 22 октября 1876 года в городе Москве в семье диакона.
Окончил в 1898 году Московскую духовную семинарию.
В 1899 году он был рукоположен в сан диакона к Преображенской церкви села Спасское-Тушино Московского уезда.
В 1904 году был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Аксиньино Звенигородского уезда и назначен законоучителем Аксиньинского народного училища и уездной церковноприходской школы, в этой должности он состоял до 1918 года.
С 1908 года он нёс послушание учителя Закона Божия Липкинского училища, находившегося в том же уезде.
С 1909 по 1918 год состоял членом Совета Звенигородско-Саввинского отделения Кирилло-Мефодиевского Братства.
в 1927 году возведён в сан протоиерея.
10 декабря 1931 года тройка при ПП ОГПУ по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила его к пяти годам заключения. Год он пробыл на каторжных работах на строительстве Беломорско-Балтийского канала, а с марта 1932 года по июнь 1933 года работал счетоводом в одном из отделений Соловецких исправительно-трудовых лагерей на лагерном пункте Сеннуха.
По возвращении протоиерея Георгия в сентябре 1933 года из заключения назначен настоятелем храма великомученицы Параскевы в селе Туголес.
21 ноября 1937 года сотрудник НКВД допросил секретаря сельсовета в селе Туголес Шатурского района Московской области Василия Языкова, который после беседы с ним подписал показания, свидетельствующие об антисоветской деятельности священников, служивших в храме великомученицы Параскевы в этом селе:
«Мне известно, что в деревне Туголес существует контрреволюционная группа церковников, в которую входят попы Назарий Грибков... Георгий Иосифович Колоколов... дьячок Царапкин, звать не помню, все они тесно связаны между собой, часто собираются у попа Назария Грибкова, среди населения ведут открытую контрреволюционную деятельность, направленную к подрыву мощи нашей страны... всю свою контрреволюционную деятельность указанная группа направляет на подрыв колхозного строительства и всех проводимых мероприятий советской властью в деревне. В уборочную кампанию умышленно затягивали службу по целым дням, тем самым тормозили ход уборочной кампании. Кроме того, открыто среди населения ведут антисоветскую агитацию, как-то: Назарий Грибков и Георгий Колоколов среди колхозников распускают разную клевету о лагерях, говорят, что советская власть, заключая людей в лагеря, не исправляет людей, а издевается над людьми; заставляют работать непосильную работу, кормят безобразно плохо, в лагерях люди мрут, никто на это не обращает внимания, условия жизни создают невыносимые, большая часть людей, осуждённых и отбывающих наказание в лагерях, не выносит создаваемых условий и остаётся там... Дьячок Царапкин в октябре месяце колхозникам говорил: "Большевики в конституцию вписали пункт, что у нас в Советском Союзе каждый может выбирать и каждый может быть избранным. Это все ерунда, никогда этого не допустят, вы сами теперь видите, что людей начинают забирать, значит, выбирать будут не все"».
В тот же день был допрошен один из колхозников, Иван Крылов. Сотрудники НКВД вызвали его к себе, угостили водкой, дали денег на выпивку, и он подписал все, что те требовали от него: показания, аналогичные показаниям председателя сельсовета.
27 ноября сотрудники НКВД арестовали протоиерея Георгия Колоколова и псаломщика Петра Царапкина, а на следующий день — протоиерея Назария Грибкова.
Все они были заключены в Таганскую тюрьму [1] в Москве.
— Скажите, какие среди вас, Грибкова Назария Степановича и Царапкина Петра Сергеевича, существуют взаимоотношения? - спросил следователь.
— Среди меня, Грибкова и Царапкина взаимоотношения самые дружеские, все мы служим в одной церкви, я священником, Грибков вторым священником, а Царапкин псаломщиком, бываем друг у друга очень часто и ведем всевозможные деловые разговоры.
— Следствие располагает данными о том, что вы среди населения вели антисоветскую контрреволюционную агитацию против существующего строя. Признаете это?
— Я лично антисоветской контрреволюционной агитации среди населения не вёл.
— Вы говорите неправду, следствие требует от вас дачи правдивых показаний. Вы вели антисоветские разговоры о непосильной жизни в лагерях и издевательстве над народом. Подтверждаете это?
— Я действительно среди населения говорил, что в лагерях жизнь мучительная, трудная и издеваются над народом, это я признаю.
5 декабря 1937 года Тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила протоиерея Георгия и протоиерея Назария к расстрелу, а псаломщика Петра Царапкина — к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он и скончался.
9 декабря 1937 года протоиерей Георгий Колоколов был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Впоследствии, в 1958 году, Василий Языков был передопрошен и дал следующие показания.
— Знаете ли вы Колоколова Георгия Иосифовича, Грибкова Назария Степановича и Царапкина Петра Сергеевича? — спросил старший следователь следственного отдела КГБ.
— Колоколова и Грибкова я помню как священников церкви села Туголес. Они здесь в Туголесе служили при церкви примерно в 1936–1937 годах. Царапкина я не помню.
— Известно ли вам о какой-либо организационной деятельности этих лиц?
— Никакой организационной деятельности они не вели, просто являлись священниками одной церкви.
— Выступали ли они против колхозной работы, были ли службы в церкви умышленно назначены в период уборочной кампании, с целью сорвать работу в колхозе?
— Таких случаев не было.
— Был ли судим Колоколов или Грибков за антисоветские преступления до работы священниками в вашем селе?
— Об этих фактах мне ничего не известно.
— Вас допрашивали по делу Колоколова, Грибкова и Царапкина, и какие вы в то время давали показания?
— Я хорошо помню, что меня не допрашивали и я никаких показаний не давал.
— Вам предъявляется протокол допроса Языкова Василия Васильевича от 21 ноября
1937 года. Что вы можете пояснить по существу изложенных показаний?
— Ознакомившись с предъявленным протоколом, подпись свою я подтверждаю, но в отношении записанных в нем показаний не могу дать подтверждения, так как таких показаний не давал и мне ничего не известно о разговорах Колоколова и Грибкова, касающихся режима в трудовых лагерях. Тем более о разговорах Царапкина, которого, как я ранее показал, совершенно не знаю. Наличие моей подписи в протоколе за давностью лет не могу объяснить. В то время я работал председателем сельсовета в селе Туголес, и когда работники НКВД предлагали что-либо подписать, то я подписывал бумаги, не вникая глубоко в их содержание; возможно, и подписи в предъявленном мне протоколе объясняются этим. Я в то время полностью доверял сотрудникам НКВД...
19 сентября 1958 года протоиерей Георгий Колоколов был реабилитирован по 1937 году репрессий Президиумом Московского областного суда.
В 1989 году реабилитирован по 1931 году репрессий по Указу Президиума ВС СССР от 16.01.1989 г.
В августе 2000 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Награды
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Ноябрь» Тверь, 2003 год, стр. 242-258.
- http://www.odinblag.ru/publ/6-1-0-22
[1] по fond.ru - в Бутырскую тюрьму