Священник Владимир Мощанский с сыновьями. 1910-е годы |
Память 25 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 15 июня 1866 года в селе Заборовье Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье протоиерея Димитрия Мощанского, который служил сначала в Заборовье, а последние годы своей жизни – в Ильинской церкви на Пятницком кладбище в Вышнем Волочке. Мать, Анна, была дочерью священника, служившего в городе Старице. Она рано осталась вдовой; будучи очень набожной, она кормила всех бедных и нищих, и когда умерла, все они пришли ее хоронить, и тогда стало видно, сколь многим она благодетельствовала. По материнской линии Владимир Дмитриевич - двоюродный брат духовного писателя Михаила Александровича Новоселова.
Владимир Дмитриевич окончил Тверскую духовную семинарию. Женился на дочери священника Иоанна Дмитриевского, Евдокии.
8 февраля 1887 года [1] был рукоположен в сан диакона к Богородице-Рождественскому храму в селе Рогачёве Ржевского уезда Тверской губернии.
У о. Владимира и Евдокии Ивановны родились дочь Ольга и три сына – Владимир, Александр и Николай. В 1894 году при рождении последнего ребенка Евдокия Ивановна умерла, оставив о. Владимира с маленькими детьми, воспитывать которых помогала ее незамужняя сестра Александра Ивановна.
Диакон Владимир Мощанский с женой Евдокией Ивановной |
21 октября 1911 года [3] был рукоположен в сан иерея к Преображенскому храму [4] в селе Спасском Кашинского уезда. Через некоторое время он был возведен в сан протоиерея.
За отзывчивость к нуждам людей, кротость и милосердие прихожане любили его как попечительного пастыря и отца. Несмотря на скудость средств, он всегда благотворил нуждающимся, отдавая иногда последнее. Когда о. Владимир шел в церковь, нищие подходили к нему, и он всех оделял деньгами, так что уже и Александра Ивановна говорила ему: "Отец, ты все раздаешь, у нас уже и у самих почти нет ничего, а ты раздаешь". Переехав впоследствии в Вышний Волочек, он жил по соседству с фабричными рабочими. Бывало, они получат зарплату и в три дня ее прогуляют, а между тем у них были семьи – и идут занимать деньги к отцу Владимиру. Александра Ивановна скажет: "Отец, они же тебе не отдадут". Но о. Владимир, зная это, давал все равно – его доброе сердце никому не могло отказать.
По утрам, если не было церковных служб, о. Владимир подолгу молился, а свободное время посвящал чтению Священного Писания.
В 1924 году власти закрыли храм в селе Спасском и конфисковали церковный дом, в котором жил о. Владимир с семьей. Было совершено последнее богослужение, во время которого храм был полон молящимися, все стояли на коленях, многие плакали. До ближайшего города Кашина священника провожал весь приход – шли тридцать километров пешком. Из Кашина о. Владимир переехал в Вышний Волочек и поселился в доме своего отца, к тому времени уже умершего.
Гонения все усиливались, и дети о. Владимира стали просить его, чтобы он не служил в храме, поскольку это грозит преследованиями как для него, так и для них. Но о. Владимир не согласился. В Вышнем Волочке он служил в Зимнем соборе и ходил по городу в рясе. Почти каждый день священник был в храме. Только в последнее время, когда возраст стал подходить к семидесяти годам и подступили болезни, ему приходилось оставаться в будние дни дома. Ему пришлось воспитывать осиротевшую в восемь лет внучку Ольгу. Сначала он учил ее дома всем предметам, но прежде всего молитвам. Когда проверили ее знания, то приняли сразу в пятый класс. В школе ей велели выучить частушку: "Нынче в церковь не ходила и не каялась попу, я такого крокодила даже видеть не хочу!" Придя домой, она с детским простодушием прочла эту частушку дедушке. Александра Ивановна только ахнула и сказала: "Да что же это такое!" А о. Владимир промолчал, внимательно посмотрел на внучку и сказал: "А ты подумала, Оля, что твой дедушка – священник?" И такое у нее было раскаяние, что она упала на колени и попросила прощения.
К 1930-м годам он стал заштатным священником, ввиду своего преклонного возраста. Он продолжал крестить младенцев, отпевать покойников, служил панихиды на Пятницком кладбище, где в Ильинской церкви служил когда-то его отец и где за алтарем было семейное захоронение Мощанских.
13 февраля 1938 года был арестован НКВД. В тюрьме врач обследовал состояние здоровья 72-летнего священника и выписал справку: склероз сердца, старческая дряхлость; годен к физическому труду третьей категории.
В самый день ареста следователь допросил некую свидетельницу, она показала:
На следующий день следователь допросил заведующего конторой Союзутиль, он показал:
В тот же день сотрудник Вышне-Волоцкого НКВД допросил священника:
16 февраля следователь продолжил допрос "дежурных свидетелей". Как почти всегда по делам о православных священниках, такими свидетелями были обновленцы, выполнявшие зачастую роль "судебных убийц". Обновленческий священник храма на кладбище показал:
19 марта сотрудник НКВД, имея перед собой протоколы допросов "дежурных свидетелей", приступил с вопросами к о. Владимиру.
На следующий день следователь вывел престарелого священника на очную ставку с "дежурным свидетелем", который показал:
Следователь, обращаясь к священнику, сказал:
22 марта следователь провел очную ставку священника со следующим свидетелем, который сказал:
27 апреля было составлено обвинительное заключение и принято решение передать дело в суд для заслушивания его в закрытом заседании. 27 июня 1938 года к десяти часам утра священника доставили в здание народного суда для слушания дела. Даже для видавших всякое судей вид немощного старца, которого предполагалось приговорить к семи годам заключения в исправительно-трудовой лагерь с последующим поражением в правах, вызвал недоумение. Председатель суда зачитал обвинительное заключение и спросил, все ли священнику в нем понятно. Отец Владимир ответил:
После этого были вызваны свидетели, дававшие показания на предварительном следствии. Один из них сказал, что священник заявлял, что "раньше жилось лучше, все было, свобода слова, а теперь ходи между могилками да оглядывайся, а то арестуют..." Другой свидетель на суде пояснил: "Осенью 1937 года в разговоре с Мощанским о новой конституции он мне сказал: "Что вы ко мне так относитесь враждебно, разве религия это позор?" 23 декабря 1937 года, как записал секретарь суда, ведший стенограмму заседания, свидетель показал, что "священник... говорил, что Бог есть и что, когда академик Павлов умирал, он говорил, чтобы в Ленинграде не закрывали ни одной церкви, так как Павлов сам верил в Бога". Последним давал показания священник-обновленец; он сказал, что Мощанский настроен антисоветски, он нападал на обновленцев, называл их антихристами, говорил, что они предали веру.
Отец Владимир, выслушав все обвинения, выдвинутые против него, возразил, что если когда что и говорил, то не с целью агитации.
Сщмч. Владимир Мощанский. Вышний Волочёк Кон. 1920-х - нач. 1930-х гг |
Отец Владимир подал кассационную жалобу, прося пересмотреть несправедливый приговор. На время, пока суд рассматривал жалобу, о. Владимира вернули в Вышневолоцкую тюрьму. Все камеры здесь были переполнены, заключенным почти круглосуточно приходилось стоять и даже на полу не было места прилечь. Когда надзиратель открывал дверь, то люди непроизвольно вываливались в коридор. Отец Владимир в тюрьме строго постился и почти все посылки, которые передавала ему Александра Ивановна, раздавал сокамерникам. В заключении протоиерею Владимиру исполнилось семьдесят два года. Состояние его здоровья становилось все хуже и хуже, а тюремная администрация медлила принимать какие бы то ни было меры, так что в конце концов заключенные в камере возмутились, стали стучать в железную дверь и кричать: "За что вы мучаете старого священника? В чем он виноват? Мы тоже верим в Бога". Администрация тюрьмы не улучшила положение священника, оставив его в общей камере.
16 августа 1938 года Специальная Коллегия Верховного суда, рассмотрев дело, постановила, что приговор подлежит отмене "на том основании, что такой важный документ, как протокол судебного заседания, председательствующим не подписан", показания одного из свидетелей записаны путано, указано, что не Мощанский вел антисоветские разговоры, а этот свидетель. На этом основании приговор суда подлежит отмене, а дело передаче в тот же суд со стадии судебного следствия.
Не вынеся тяжелых условий заключения, протоиерей Владимир Мощанский скончался 7 сентября 1938 года.
Заключенные сами сделали гроб. Отца Владимира одели в чистое белье, которое он хранил в тюрьме на случай смерти. Гроб поставили на телегу и повезли на Пятницкое кладбище мимо дома священника.
Александра Ивановна не знала, что о. Владимир скончался, и еще несколько дней носила в тюрьму передачи. После смерти о. Владимира его образ стал являться начальнику хозяйственной части тюрьмы. Куда бы он ни шел, чтобы ни делал, перед его взором стоял старый священник. Это продолжалось и ночью, так что он совсем потерял сон. И вот на рассвете девятого дня с момента кончины о. Владимира, едва рассеялись сумерки, он пошел по улице в сторону кладбища. Он не знал адреса его близких, но непроизвольно остановился перед домом священника и постучал в окно. Александра Ивановна открыла форточку и спросила, что ему нужно. "Выйдите, оденьтесь, ваш дедушка умер, я покажу вам могилку". Александра Ивановна вышла, и он отвел ее на кладбище и показал могилу о. Владимира, где еще при жизни он служил панихиды. Впоследствии на этом месте был поставлен крест и погребены сын и дочь священника – Владимир и Ольга.
Сщмч. Владимир Мощанский. Икона |
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Награды
- набедренник (1916) [5]
Литература
- Матисон А. В. Генеалогия православного приходского духовенства России XVIII - начала XX веков: История рода Мощанских. М.: "Научная книга", 2000, С. 4, 53, 54, 56, 57, 94:
Использованные материалы
- Дамаскин (Орловский), игум., Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним, кн. 3, Тверь, 2001, с. 151-163:
- БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века:
[1] Тверские епархиальные ведомости, 1887, №4 (15 февраля), С. 69.
[2] Тверские епархиальные ведомости, 1900, №12 (15 июня), С. 235.
[3] Тверские епархиальные ведомости, 1911, № 44 (31 октября), С. 614.
[4] Игумен Дамаскин (Орловский) ошибочно указывает "Успенский храм в селе Спасском Кашинского уезда". В селе Спасском Кашинского уезда была только Преображенская церковь, в которой до 1901 года в служил причт Вознесенского храма села Вознесенское, а с ноября 1901 года храм был выделен в самостоятельный приход. Подробнее, см. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник, Тверь, 1901, С. 359: http://tverarchive.ru/archive/political-division/eparchial/?...jpg ; Тверские ЕВ, 1902, №1, С. 5; 1905, №7, С. 177, №12, С. 334; 1911, № 40, С. 556; № 44, С. 614; Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год, Тверь, 1914, С. 233: http://www.prlib.ru/item/371048#i=4977627_doc1_8C0CF395-039D...iff
[5] Тверские епархиальные ведомости, 1916, № 13/14 (4 апреля), С. 126, 134.