Священник Константин Любомудров. Москва, Таганская тюрьма. 1937 год |
Память 6 ноября, в Соборе Бутовских новомучеников, Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 27 июля 1879 года в селе Георгиевском Ростовского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика.
Учился в Ярославском духовном училище, откуда был уволен по прошению из второго класса.
12 ноября 1896 года был определен псаломщиком Пятницкой церкви в городе Ярославле.
В 1900 году он выдержал экзамен при Ярославской духовной семинарии на звание учителя церковноприходской школы и получил место учителя в школе при Смоленской церкви. За особые труды по народному образованию он был назначен в 1902 году учителем Феодоровской школы в городе Ярославле. Одновременно он преподавал арифметику в 1‑й Ярославской воскресной школе для взрослых. В 1903 году был назначен учителем пения Рождественской женской школы.
В мае 1908 года был рукоположен во диакона ко храму Рождественского монастыря в городе Ростове, а в июле того же года - во священника ко храму Преображенского Севастиановского женского монастыря в Пошехонском уезде.
В 1911 году назначен настоятелем Никольской церкви в селе Марково Ростовского уезда, и в том же году - законоучителем Марковского двухклассного училища.
Вскоре отец Константин овдовел.
В 1913 году сдал экзамены за семинарский курс и в 1915 году поступил вольнослушателем в Московскую духовную академию. С 1916 года служил экономом в Академии. Одновременно учился вольнослушателем в Московском археологическом институте, который окончил в 1917 году с серебряной медалью и со званием ученого архивиста, после того, как защитил диссертацию на тему «Святой Димитрий Ростовский и его проповеди». В 1917 году был зачислен в число студентов первого курса Московской духовной академии. С 1919 года - эконом Электротехнической академии, которая размещалась в здании МДА.
В 1919 году окончил Московскую духовную академию [1] и был назначен сначала в клир, а затем настоятелем церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на улице Большая Ордынка в Москве.
С 1928 года также служил в храме св. Климента папы Римского.
16 апреля 1932 года был арестован вместе с большой группой священнослужителей и мирян. Проходил по групповому делу "Дело священника Александрова Николая Львовича и др. Москва, 1932 г." Обвинялся в "группировке вокруг церквей г. Москвы, проведении среди церковников а/с агитации и распространении всякого рода к-р провокационных слухов", а также "в организации широко разветвленной сети по сбору денег и продуктов для оказания помощи ссыльному духовенству". Содержался в Бутырском изоляторе ОГПУ.
На допросе следователь спросил, где отец Константин служит, а также о чем говорит в проповедях, на что священник ответил, что проповедей, носящих антисоветский характер, он не произносит и проповедует в строго церковном духе.
Из обвинения:
10 мая 1932 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Константина к трем годам [2] ссылки в Казахстан, и он был отправлен этапом в город Алма-Ату.
Возвратившись в 1935 году из ссылки, где пробыл "три года без восьми дней", "был без определенных занятий по болезни... проживая на свои оставшиеся сбережения, помощь дочери и подаяния верующих граждан".
Не получив места в Москве, он был вынужден уехать в Можайск, откуда часто приезжал в Москву для духовного окормления многочисленных духовных детей, совершая по их просьбе требы в домах.
Ордер на арест был выписан в августе 1937 года, но так как о.Константин "нелегально жил на квартирах своих посетителей", то арестовать его смогли лишь в октябре.
29 октября 1937 года был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве; показания о нем на следствии дали священник и диакон-обновленец, которые, по-видимому, еще и ранее доносили о нем в НКВД.
Вызванный на допрос в качестве дежурного свидетеля священник Михаил Хитровский показал, что средством к существованию для отца Константина служила "нелегальная церковная деятельность":
Вызванный для допроса священнослужитель Михаил Толузаков показал, будто он отцу Константину еще в 1925 году выговаривал за его антисоветские проповеди, а после возвращения из ссылки отец Константин ему говорил, что епископы готовы дать ему как известному священнику место в любой церкви, но в это дело вмешивается «Лубянка» и не дает ему никакого хода.
17 ноября было составлено обвинительное заключение. Священник был обвинен в том, что,
17 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу.
Расстрелян 19 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
30 июня 1989 года был реабилитирован прокурором Московской обл. по 1937 году репрессий, а в 1990 году был реабилитирован по 1932 году репрессий.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от от 27 декабря 2005 года.
Награды
- благодарность за усердные и успешные труды на поприще педагогики (1905)
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). "Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии". Дополнительный том 4. Тверь, 2006 год, стр. 210-215
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
[1] Об окончании МДА есть только сведения в его анкетах, заполненных при арестах в 1932 и 1937 годах
[2] По о. Дамаскину (Орловскому) - к пяти годам.