Мария Ивановна Мамонтова-Шашина (1890 - 1938), послушница, член церковно-приходского совета, мученица.
Память 19 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родилась в 1890 году в селе Дединово Зарайского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Ивана Шашина. Девичья фамилия матери - Мамонтова, поэтому Мария получила двойную фамилию Мамонтова-Шашина. Окончила сельскую школу. После смерти отца она устроилась работать по найму.
В 1914 году поступила послушницей в Колычевский Казанский монастырь.
В 1920 году монастырь был закрыт. Вместе с другими сестрами она поселилась в родном селе Дединово. Основным занятием ее было шить одеяла. Во время богослужения она пела на клиросе, а также по просьбе верующих читала Псалтирь по усопшим.
Власти в 1930 году намеривались закрыть в селе храм, поскольку община не могла выплатить большой налог. Монастырские сестры обошли дворы соседних деревень и собрали необходимую сумму, а также ездили в Москву хлопотать о том, чтобы церковь не была закрыта. Часть сестер была арестована в 1930 году.
1 июня 1931 года Мария была арестована по обвинению в "антисоветской агитации" и заключена в Рязанскую тюрьму.
Из материалов дела:
Виновной себя не признала.
28 июня 1931 года Тройкой ОГПУ послушница Мария приговорена к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Этапом она была отправлена в Казахстан в город Акмолинск (ныне Нур-Султан), где пробыла до августа 1934 года.
После возвращения на родину послушница Мария была избрана членом церковного совета. В 1936 году власти устроили в церкви склад. Как показал впоследствии секретарь сельсовета, послушница Мария среди колхозников говорила: «Вот, отобрали у нас православных последнее утешение, где же мы должны теперь молиться, разве у советской власти другого помещения не было под склад, кроме как церковь?».
Другой свидетель рассказывал, что слышал, как послушница Мария ругала сталинскую конституцию, говоря: «Вот конституция пишет, что всем предоставлены одинаковые права, а попробуй что-нибудь скажи, тебя сразу арестуют, где же тут свобода слова?», а во время уборки сена среди женщин говорила: «Как вам не стыдно, что вы отказываетесь совершенно от Церкви, в храм перестали ходить даже в престольные праздники, за это вам придет Божие наказание».
24 сентября 1937 года она была арестована и заключена в Рязанскую тюрьму. 25 сентября состоялся допрос.
На все дальнейшие вопросы, сколько бы следователь ни запутывал и ни угрожал, послушница неизменно отвечала, что обвинения не признает и показания лжесвидетелей, а их было допрошено семь человек, отрицает.
13 октября 1937 года тройкой НКВД приговорена к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Этапом она была отправлена сначала в Бутырскую тюрьму в Москве, а затем в Бамлаг НКВД.
Умерла в лагере 2 октября 1938 года и погребена в безвестной могиле.
Определением Священного Синода от 18 августа 2004 г. был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Использованные материалы
- Священник Максим Максимов. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3» Тверь, 2005 год, стр. 93-96.
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"