Петр Иванович Игнатов (1904 - 1941), мученик.
Память 1 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился в 1904 году в деревне Андреевские Палики Жиздринского уезда Брянской губернии крестьянской семье.
Окончил сельскую школу. Женился на девице из той же деревни, Анастасии, которая была круглой сиротой с 11 лет.
В 1926 году был мобилизован на срочную службу в Красную армию и служил 3 года рядовым.
В то время, как Петр служил в армии, его жена Анастасия переехала в Кунцево под Москвой и устроилась работать на фабрику ткачихой. За это время она всецело прилепилась сердцем к Богу и Церкви, вела монашеский образ жизни и внешне стала походить на монахиню. После демобилизации Петр поселился у жены в Кунцево. Глядя на благочестивую жизнь супруги, Петр был весьма удивлен благочестием своей супруги, глубоко задумался над этим, потянулся за ней в храм.
В 1933 году супруги поехали на родину в Брянскую область.
В 1934 году Игнатовы вернулись в Кунцево и поселились в общежитии. Петр Иванович работал на складе. Они жили по заповедям Господним, читали духовные книги, вели между собой духовные беседы о прочитанном. Жизнь супругов стала воистину монашеской, и они уже не помышляли о супружеской плотской жизни, а помышляли о том, как спастись, как угодить Богу. Даже внешне изменился облик Петра Игнатова, и он стал больше походить на монаха, чем на мирянина. Петр и Анастасия Игнатовы часто посещали церковь в Кунцево и в Москве, обрели себе духовного наставника-старца в лице одного из живших в Сергиевом Посаде монахов, которых после закрытия Лавры много поселилось возле обители.
В октябре-ноябре 1937 года следователь НКВД вызвал на допрос сотрудника склада, где работал Петр Иванович и получил от него показания:
"Игнатовы являются глубоко убежденными верующими православного исповедания, мне стало это известно из беседы с ними, особенно с Петром Ивановичем... При встречах с ними разговоры всегда велись на религиозные темы. Петр Иванович говорил, что жизнь на земле есть всего лишь временная жизнь, но что есть еще вечная жизнь, и кто неверующий на земле, того ожидают вечные муки. Также он говорил, что в Священном Писании сказано, что надо любить ближних, прощать обиды своим врагам и т.д. Такие беседы с Игнатовыми на религиозные темы мне нравились и оказывали на меня влияние. В разговоре иногда Петр Иванович говорил, что теперь власть притесняет верующих, закрывает церкви, но вместе с тем добавлял, что всякая власть от Бога и что "нам, грешным, Господь послал такую власть за грехи и приходится терпеть".
3 ноября 1937 года был допрошен начальник склада, где работал Петр Иванович. Тот показал:
- ... С политической стороны я могу характеризовать Игнатовых, как людей, враждебно настроенных против существующего строя и мероприятий Советской власти... По своим убеждениям Игнатова осталась сильно религиозной женщиной...Игнатов... из религиозных убеждений никогда не брился. Они оба реально соблюдают религиозные обряды, очень часто посещают церковь как в Кунцеве, так и в Москве... В то время, когда он служил сторожем, его дежурство иногда совпадало с религиозными праздниками, и в таких случаях он нанимал за себя других сторожей, а сам обязательно шел в храм. Как-то я предложил ему вступить в члены профсоюза, но, несмотря на большую разъяснительную работу, он отказался вступать заявив, что профсоюз ему пользы никакой дать не может и по своим религиозным убеждениям состоять в профсоюзе он не может. В момент реализации займа обороны он, несмотря на разъяснительную кампанию об этом займе и несмотря на то, что зарабатывал прилично, категорически отказался подписываться на таковой, заявив, что "в случае надобности он с охотой пойдет воевать за православную веру".
- Что Вам известно о контрреволюционной деятельности Игнатовых?
- Петр Иванович гордится тем, что он верующий. В беседе с рабочими склада в моем присутствии он говорил, что православная вера - единственная правая вера, если кто не будет соблюдать этой веры, тот на этом свете будет вечно гореть в огне и мучиться. Вместе с тем он говорил, что Советская власть, коммунисты напрасно притесняют верующих, закрывают церкви, запрещают молебны под открытым небом, они этим перед Богом совершают великий грех, за что на том свете будут держать ответ.
В тот же день, 3 ноября 1937 года, супруги Игнатовы были арестованы и и заключены в разные тюрьмы Москвы. Петр Иванович был заключен в Таганскую тюрьму.
Супругов обвинили в том, что они "были завербованы в секту "евангельских христиан" и вели активную контрреволюционную деятельность среди населения города Кунцево, вербовали в свою секту молодежь... ".
Игнатовы показали, что "членами секты евангельских христиан" никогда не состояли, об этой секте не имели представления и никакой сектанской к/р деятельностью не занимались, принадлежали к старой тихоновской Православной Церкви.
На вопрос следователя, в чем заключается его вера, Петр Иванович ответил:
- Я принадлежу к старой Тихоновской Православной Апостольской Церкви. Вера моя заключается в том, что я часто посещаю церковь, где молюсь Богу. Из Священного Писания и учения Православной Церкви мне известно, что жизнь земная временна, а есть на этом свете жизнь вечная; Священное Писание учит также прощать обиды врагам.
- Свидетельскими показаниями установлено, что вы с женой, состоя членами секты "евангельских христиан", вербуете в свою секту молодежь, устраиваете у себя на квартире и в общежитии сборища, где проводите духовные беседы...
- Я категорически отрицаю свою принадлежность к секте "евангельских христиан" и об этой секте не имею представления, вербовкой верующих я никогда не занимался, сборищ у себя на квартире и в общежитии не устраивал. Приходилось иногда с верующими в церкви и возле говорить о том, что советское правительство притесняет верующих и закрывает церкви... Более добавить ничего не могу... .
19 ноября 1937 года Петр и Анастасия Игнатовы были приговорены к 8 годам исправительно-трудового лагеря.
Петр Игнатов был оправлен в Норильский исправительно-трудовой лагерь, в город Норильск.
14 ноября 1941 года скончался в заключении.
25 марта 2004 года определением Священного Синода был был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.
Литература
- Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том III. Тверь:"Булат", 2005. С.161-166.
Использованные материалы