Свящ. Николай Заварин |
Память 6 августа, в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 4 мая 1878 года в селе Кичменгский городок Никольского уезда Вологодской губернии в семье священника Афанасьевской церкви Кельсия Заварина. Был пятым ребенком. Родной брат Александра (1863 г.р.), священника Арсения (1867 г.р.).
Поступил в Никольское духовное училище. В 1895 году был уволен из третьего класса училища из-за болезни, по собственному прошению.
В 1897 году, выдержав экзамен на звание учителя церковноприходских школ, он поступил учителем в Верхомоломскую Спасскую церковноприходскую школу Никольского уезда (ныне Опаринский район Кировской области).
В августе 1900 году был определен исполняющим должность псаломщика Никольской церкви села Вятско-Никольское того же уезда (ныне с. Александровское Даровского района Кировской области). Одновременно проходил должности учителя старшего отделения Вятско-Никольской школы, учителя пения Вятско-Никольской церковноприходской школы, законоучителя Политовского земского училища.
Вступил в брак с Любовью Федоровной. Здесь родились его дети: Валентина Бехтерева (1902-1982), Нина (1909 г.р.), Надежда Галиостровская (1911-2004), София (1914 г.р.), Владимир (1916-1938).
В 1913 году был посвящен в стихарь.
В 1916 году рукоположен в сан диакона к той же Никольской церкви села Вятско-Никольское.
В 1925 году переехал с семьей в село Пиксур Даровской волости Котельнического уезда.
25 апреля 1926 года был рукоположен в сан иерея архиепископом Вятским и Слободским Павлом (Борисовским).
В начале 1930-х годов был осужден Даровским нарсудом на один год лишения свободы за неуплату церковных платежей. Но 27 февраля 1932 года был оправдан президиумом Нижкрайсуда.
Пока о. Николай находился в тюрьме, община верующих с. Пиксур обратилась к архиепископу Евгению с просьбой прислать другого священника, в связи с чем в с. Пиксур был послан отец Филимон Новиков, ранее служивший в селе Ацвеж. Скорее всего из-за этого отец Николай в Пиксур в 1932 году не вернулся.
С апреля по ноябрь 1932 года временно служил в Трифоновской церкви села Березово Юрьянского района. Здесь он был арестован за антисоветскую деятельность и приговорен к пяти годам лишения свободы, но освобожден досрочно.
В начале 1932 года Пиксуровский храм был закрыт за неуплату налога со строения и страховок. Однако прихожане на общем своем сходе 8 мая 1932 года принимают решение собрать необходимую сумму денег и выплатить недоимку. И храм снова был открыт.
В 1933 году о. Николай снова был приглашён служить во Владимирскую церковь села Пиксур.
Пиксурский сельсовет и Даровской РИК не оставили своих намерений снова ее закрыть, стремясь использовать для этого любой повод. Надежда Галистровская, дочь о. Николая, в 1933, 1934 и 1935 годах ездила в Москву по делам церкви в связи с продолжающейся борьбой за храм. В мае 1935 года церковь оштрафовали на 100 рублей из-за жалобы председателя сельсовета, что звонили долго "во все колокола". Звонили в Великую субботу, звонил сын отца Николая 19-летний Владимир и этим звоном сильно разозлил пиксурских коммунистов.
В сентябре 1935 года активисты-коммунисты Варженского сельсовета и Даровской РИК приняли решение о закрытии Владимирской церкви с. Пиксур уже на основе решения большинства избирателей, живущих на территории ее прихода. "Ничтожное меньшинство, - указано в Постановлении РИКа,- которое возражало закрыть ее, может вполне свои потребности удовлетворять в молитвенных зданиях других общин верующих…" "Ничтожное меньшинство", по данным сельсовета, исчислялось 94 верующими. Но при этом указано, что более 400 человек не участвовало в собрании, а 115 воздержались от голосования. Помещение церкви сначала решили использовать под Народный дом и под школу. Но затем постановили засыпать зерном.
По благословению о. Николая были составлены списки всех верующих Владимирской церкви за 1934-1935 гг. На основе этих списков Надежда и член приходского совета Марина Медведева получили в сельсовете от председателя справку о том, что число верующих Пиксурской церкви составляет в 1935 году 1032 человек. С этой справкой Надежда и председатель церковного совета в сентябре 1935 года ездили в Москву во ВЦИК добиваться открытия храма. И ВЦИК постановил храм открыть. Но служить в храме было невозможно, т. к. он был засыпан овсом (Еще в сентябре 1934 года по решению Даровского РИКа все храмы района стали использовать как временные зернохранилища). И снова отец Николай посылает в Надежду в Москву. Поездка оказалось успешной: "В декабре месяце даровском прокурору было вручено предписание ВЦИК очистить храм от овса в трехдневный срок".
19 декабря 1936 года председатель сельсовета незаконно опечатал церковь якобы за неуплату каких-то платежей. Но Надежда в присутствии многих верующих сорвала печать и обличила председателя сельсовета в незаконных действиях. И снова она обратилась во ВЦИК, который подтвердил правомерность ее действий.
16 февраля 1937 года о. Николай и его дочь Надежда были арестованы. Священника обвинили в том, что
Вот несколько фрагментов из допросов о. Николая.
Лжесвидетели из числа «своих», т.е. членов церковного совета и причта так же доносили следствию на о. Николая (кто-то из личных обид, кто-то страха ради):
В 20-х числах марта 1937 года отец Николай и Надежда были освобождены из Котельничской тюрьмы в связи с тем, что "расследованием не собрано достаточно данных для предания их суду". В постановлении об освобождении отмечается, что "имеющиеся в деле материалы о действиях Заварина и Галистровской, подпадающих под признаки ст. 169 УК (составление фиктивных документов) выделить для проверки и при необходимости возбудить новое следственное дело по ст. 169 УК"
НКВД взяли на прицел детей о. Николая: в марте месяце в город Великий Устюг были арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности отца Николая София Заварина (1914 г.р.) и сын Владимир (1916 г.р.). Обоих 10 июля 1937 года осудили: Софию на 4 года, а Владимира на 5 лет лишения свободы. 25 февраля 1938 года 22-летний Владимир был расстрелян за «контрреволюционную агитацию» в Приводинской ИТК Котласского района Архангельской области.
Надежда была снова арестована 5 мая 1937 года. В этот раз НКВД обвиняло ее в шпионаже и в связях с германской разведкой. 27 ноября 1937 года она была осуждена на 10 лет лишения свободы.
Отец же Николай, возвратившись из тюрьмы, пишет владыке Киприану (Комаровскому) 30 марта 1937 года:
Однако 1 июня 1937 года он снова пишет владыке:
6 августа 1937 года о. Николай был снова арестован и отправлен в тюрьму г. Котельнича. Следователь НКВД предъявил ему обвинение в антисоветских выступлениях и антисоветских действиях.
В ходе короткого допроса от 12 августа о. Николаю вновь предъявили обвинение в антисоветской агитации, на что он сказал:
12 августа, после допроса, сотрудник Котельничской опергруппы УНКВД сделал заключение о том, что "факты активной контрреволюционной деятельности со стороны Заварина следствием вполне установлены" и направил дело на рассмотрение тройки УНКВД Кировской области.
Сщмч. Николай Пискурский. Икона |
Расстрелян 19 августа 1937 года в г. Кирове. Где он был погребен, неизвестно. Возможно, в одной из братских могил Лобановского или Петелинского кладбищ, где захоронены тела многих расстрелянных в 1937-1938 годах священников.
Президиум Кировского областного суда 17 ноября 1956 года постановил, что по делу о. Николая Заварина допущены грубейшие нарушения, в частности, отмечается, что показания свидетелей были неконкретны, противоречивы, чем вызывают сомнение в достоверности. Президиум облсуда вынес решение: "Постановление Особой Тройки при УНКВД Кировской области отменить… за недоказанностью преступления".
28 декабря 2018 года на заседании Священного Синода было рассмотрено ходатайство митрополита Вятского и Слободского Марка (Тужикова) о включении его имени в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской и постановлено передать этот вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора [1].
Однако изучив дополнительную информацию, поступившую от Синодальной комиссии по канонизации святых, Священный Синод посчитал возможным вернуться к рассмотрению данного вопроса.
Священник Николай Заварин причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 4 апреля 2019 года [2].
Литература
- Ожегин П.Т. Список репрессированных служителей церкви Вятской епархии. Архив автора. Машинопись.
- База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ "Мемориал". М.:Звенья, 2004. 426871,437899
- Книга памяти жертв политических репрессий Кировской области. Т.1–4. 2000–2001.
- Сухих А., прот. Вспомним поименно: Кн.1. Киров (Вятка), 2003. 42с. С.27.
Использованные материалы
- "Пролияша кровь их яко воду", Биография священника Николая Кельсиевича Заварина, сайт Яранской епархии Вятской митрополии:
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века":
[1] Священный Синод рассмотрел ходатайство о канонизации священника Николая Заварина, сайт Яранской епархии Вятской митрополии - https://яранская-епархия.рф/news/detail.php?ID=4161
[2] Журнал №31 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 4 апреля 2019 года, официальный сайт Русской Православной Церкви - http://www.patriarchia.ru/db/text/5404829.html