О. Ардалион (Пономарев) |
Память 16 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
В миру Пономарев Александр Ипполитович, родился 22 июля 1877 года в селе Романовском Верхотурского уезда (ныне село Романово Серовского района) Пермской губернии в семье псаломщика. С детства отличался большими способностями к наукам и много читал, в течение своей жизни сумел изучить три языка: французский, греческий и латинский.
В июне 1899 года окончил Пермскую духовную семинарию по первому разряду со званием студента семинарии.
Во время обучения в семинарии вступил в брак, жену его звали Надежда Леонидовна. В семье было четверо детей: Нина, Мария (супруга прот. Константина Плясунова), Алексей и Григорий, буд. протоиерей.
В сентябре 1899 года был рукоположен во священника к Николаевской церкви Быньговского завода Екатеринбургского уезда (ныне село Быньги Невьянского района) той же губернии и назначен законоучителем в земское начальное училище.
В 1900 году он был переведен в Сретенский храм Пышминского завода и определен преподавателем Закона Божия в Министерское начальное училище, в Сарапульское земское училище в деревне Сарапулке и заведующим и законоучителем церковноприходской школы.
В 1905 году назначен законоучителем в Екатеринбургское духовное училище. Летом 1905 года отец Александр вместе с духовенством Екатеринбурга участвовал в течение трех дней в богослужениях, совершавшихся протоиереем Иоанном Кронштадтским в храмах города. О.Александр Пономарев был одним из тех, кому посчастливилось принимать о.Иоанна Кронштадтского у себя дома. О.Иоанн благословил всех членов семьи, и это благословение они помнили всю жизнь.
В 1910 году отец Александр был назначен заведующим Екатеринбургской епархиальной псаломщицкой школой, а в 1912 году - шадринским уездным миссионером и членом Шадринского отделения Екатеринбургского епархиального училищного совета.
Должность уездного миссионера была введена 2 марта 1911 года указом Святейшего Синода. Назначенный на нее священнослужитель должен был руководить всей миссионерской деятельностью уезда, важнейшим направлением в которой являлась работа с раскольниками-сектантами. Екатеринбургская епархия имела сложный религиозный состав. Кроме православных, здесь жили старообрядцы, мусульмане и представители разных сект. О. Александр вполне соответствовал требованиям, предъявлявшимся к миссионерам. Он проводил много времени в разъездах, организовывал публичные собеседования и диспуты, на которые приглашались все желающие: старообрядцы, сектанты, православные.
В 1915 году назначен законоучителем Шадринской учительской семинарии, в 1917 году - директором семинарии.
В 1918 году назначен настоятелем Михаило-Архангельской церкви Ревдинского завода в Екатеринбургском уезде, а в 1920 году - настоятелем Александро-Невской церкви в городе Екатеринбурге, построенной купцом П.В. Лузиным и потому местными жителями называвшейся Лузинской.
В 1922 году назначен настоятелем Успенской церкви при Верх-Исетском заводе в Екатеринбурге и в том же году возведен в сан протоиерея.
Образование в это время было уже монополизировано государством и, соответственно, стало целиком атеистическим, и перед священником встала трудная задача - каким образом дать полноценное образование своим младшим детям. Составив программу для обучения детей, он общеобразовательные и вероучительные предметы преподавал сам, а уроки математики, химии и физики дети брали у частного преподавателя.
Благодаря деятельности настоятеля в 1920-е годы Успенский храм не попал в руки обновленцев.
С 1925 года служил в Успенском храме в должности второго священника.
В конце 1920-х годов власть в стране развернула очередную кампанию по закрытию храмов. Заместитель ПП ОГПУ по Уралу писал о храме, в котором служил отец Александр:
В 1927 году сторонники архиепископа Григория (Яцковского) так и не смогли добиться передачи им Успенского храма.
В связи с закрытием собора Успения в 1930 году вместе с матушкой Надеждой и младшим сыном Григорием он несколько раз переезжал в разные места служения.
В 1932 году отец Александр с супругой и младшим сыном Григорием переехали в город Невьянск, где он стал служить в Вознесенском храме при кладбище.
В 1932 году овдовел, и в 1933 году был пострижен в монашество с именем Ардалион. Некоторое время после пострига о. Ардалион был благочинным Невьянского церковного округа.
19 декабря 1934 года он был возведен в сан игумена.
В конце 1934 года был назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви города Миасса Уральской области. Вскоре, однако, Свято-Троицкий храм был закрыт, и отец Ардалион вынужден был вернуться в Невьянск и поселиться у сына.
Челябинская епархия не имела в то время правящего архиерея и подчинялась то епископу Свердловскому, то Омскому, но после ареста последнего она осталась без управления. В декабре 1935 года состоялось заседание церковного совета, который решил просить заместителя местоблюстителя митрополита Сергия назначить к ним епископа. В решении приходского совета далее указывалось, что, поскольку православный храм в Челябинске отсутствует, кафедральным храмом мог бы быть великолепный храм в Каслях, находящийся в прекрасном состоянии. Благочинный, протоиерей Александр Можаев, после этого собрания отбыл в Москву к митрополиту Сергию, но тот отказался послать к ним епископа, ссылаясь на то, что несколько раз уже посылал епископов, однако местные власти всякий раз отказывали им в регистрации, и порекомендовал найти кандидата на месте. 13 февраля 1936 года благочинный отправился в областное епархиальное управление, где ему порекомендовали рассмотреть для рукоположения в сан епископа кандидатуру игумена Ардалиона (Пономарева), находившегося в то время в Невьянске. Для переговоров с отцом Ардалионом выехали представители приходского совета Вознесенской церкви в Каслях. 23 февраля отец Ардалион прибыл в Касли, где на совещании приходского совета выразил согласие быть Челябинским епископом. Теперь было необходимо получить благословение митрополита Сергия на назначение отца Ардалиона настоятелем Вознесенской церкви, чтобы впоследствии он был зарегистрирован на этой должности властями, а после этого хиротонисан во епископа, что можно было бы представить властям как очередную награду.
В марте 1936 года отец Ардалион прибыл к митрополиту Сергию в Москву. Он рассказал, что приходский совет желает иметь своего епископа с жительством в Каслях и как кандидата выдвигают его. Митрополит сказал, что он неоднократно возбуждал перед гражданскими властями вопрос о создании епархиального управления в Челябинской области, но власти не отреагировали на его предложения. Он благословил отца Ардалиона быть настоятелем Вознесенской церкви и тогда же, по-видимому, возвел его в сан архимандрита.
С приездом отца Ардалиона в Касли в приходе оживилась религиозная жизнь; как свидетельствовал впоследствии один из священников на допросе, архимандрит Ардалион призывал священников быть более активными, вливал в них "дух бодрости, бичевал за пассивность <...>. Требовал усиленно отстаивать религию, привлекать больше верующих". В то время некоторые еще надеялись, что после принятия новой конституции будет если не полное прекращение атеистической пропаганды и репрессий, то хотя бы некоторое смягчение позиции государства по отношению к Церкви. Отец Ардалион первоначально также надеялся, что государство предоставит Церкви какие-то свободы, однако, изучив внимательно проект новой конституции, он понял, что государство еще жестче закрепляет закон об отделении Церкви от государства и оставляет лишь за собой право на антирелигиозную пропаганду.
21 декабря 1936 года уполномоченный районного отделения НКВД выписал постановление об аресте десяти человек – священников, диакона, псаломщика и среди них архимандрита Ардалиона. 22 декабря, в тот день, когда начались аресты, отец Ардалион отправился навестить сына, служившего псаломщиком в Невьянске. 25 декабря отец Ардалион выехал в Верхний Уфалей, чтобы подать в финансовом отделе декларацию о доходах. Здесь он узнал, что священники Вознесенской церкви арестованы, и вернулся в Невьянск.
Архимандрит Ардалион (Пономарев), тюремное фото |
22 марта 1937 года было составлено обвинительное заключение, в котором архимандрит Ардалион обвинялся в активном участии в контрреволюционной организации и, хотя "виновным себя не признал, но достаточно изобличен показаниями свидетелей и обвиняемых". 13 июня 1937 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило его к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. К такому же сроку были приговорены и все обвиняемые.
После приговора отец Ардалион был отправлен в Котласский пересыльный лагерь, а затем в Ухтпечлаг и вскоре - в Воркутпечлаг.
Преподобномученик Ардалион (Пономарев) |
В 1939 году следователи, которые сфабриковали дело о мифической контрреволюционной организации, по которому был осужден о. Ардалион, были арестованы, обвинены в преступных методах ведения следствия и приговорены в 1941 году к высшей мере наказания - расстрелу.
4 сентября 1959 года президиумом Челябинского облсуда все обвиняемые по делу были реабилитированы за отсутствием в их действиях состава преступления.
Архимандрит Ардалион (Пономарев) причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года.
Награды
- набедренник (1903)
- фиолетовая скуфья (1911)
- грамота Святейшего Синода (1914, за миссионерские труды)
- камилавка (1920)
- митра
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1» Тверь. 2016. С. 353–359
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"