Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АРДАЛИОН (ПОНОМАРЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

О. Ардалион (Пономарев)
О. Ардалион (Пономарев)
Ардалион (Пономарев) (1877 - 1938), архимандрит, преподобномученик

Память 16 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

В миру Пономарев Александр Ипполитович, родился 22 июля 1877 года в селе Романовском Верхотурского уезда (ныне село Романово Серовского района) Пермской губернии в семье псаломщика. С детства отличался большими способностями к наукам и много читал, в течение своей жизни сумел изучить три языка: французский, греческий и латинский.

В июне 1899 года окончил Пермскую духовную семинарию по первому разряду со званием студента семинарии.

Во время обучения в семинарии вступил в брак, жену его звали Надежда Леонидовна. В семье было четверо детей: Нина, Мария (супруга прот. Константина Плясунова), Алексей и Григорий, буд. протоиерей.

В сентябре 1899 года был рукоположен во священника к Николаевской церкви Быньговского завода Екатеринбургского уезда (ныне село Быньги Невьянского района) той же губернии и назначен законоучителем в земское начальное учили­ще.

В 1900 году он был переведен в Сретенский храм Пышминского завода и определен преподавателем Закона Божия в Мини­стерское начальное училище, в Сарапульское земское училище в деревне Сарапулке и заведующим и законоучителем церковно­приходской школы.

В 1905 году назначен законоучителем в Екатеринбургское духовное училище. Летом 1905 года отец Александр вместе с духовенством Екатеринбурга участвовал в течение трех дней в богослужениях, совершавшихся протоиереем Иоанном Кронштадтским в храмах города. О.Александр Пономарев был одним из тех, кому посчастливилось принимать о.Иоанна Кронштадтского у себя дома. О.Иоанн благословил всех членов семьи, и это благословение они помнили всю жизнь.

В 1910 году отец Александр был назначен заведующим Ека­теринбургской епархиальной псаломщицкой школой, а в 1912 году - шадринским уездным миссионером и членом Шадринского отделения Екатеринбургского епархиального учи­лищного совета.

Должность уездного миссионера была введена 2 марта 1911 года указом Святейшего Синода. Назначенный на нее священнослужитель должен был руководить всей миссионерской деятельностью уезда, важнейшим направлением в которой являлась работа с раскольниками-сектантами. Екатеринбургская епархия имела сложный религиозный состав. Кроме православных, здесь жили старообрядцы, мусульмане и представители разных сект. О. Александр вполне соответствовал требованиям, предъявлявшимся к миссионерам. Он проводил много времени в разъездах, организовывал публичные собеседования и диспуты, на которые приглашались все желающие: старообрядцы, сектанты, православные.

В 1915 году назначен законоучителем Шадринской учительской семинарии, в 1917 году - директором семинарии.

В 1918 году назначен настоятелем Михаило-Архангельской церкви Ревдинского завода в Екатеринбургском уезде, а в 1920 году - настоятелем Александро-Невской церкви в городе Екатеринбурге, построенной купцом П.В. Лузиным и потому местными жителями называвшейся Лузинской.

В 1922 году назначен настоятелем Успен­ской церкви при Верх-Исетском заводе в Екатеринбурге и в том же году возведен в сан протоиерея.

Образование в это время было уже монополизировано государством и, соответственно, стало целиком атеистическим, и перед священником встала трудная задача - каким образом дать полноценное образование своим младшим детям. Составив программу для обучения детей, он об­щеобразовательные и вероучительные предметы преподавал сам, а уроки математики, химии и физики дети брали у частного пре­подавателя.

Благодаря деятельности настоятеля в 1920-е годы Успенский храм не попал в руки обновленцев.

С 1925 года служил в Успенском храме в должности второго священника.

В конце 1920-х годов власть в стране развернула очередную кампанию по закрытию храмов. Заместитель ПП ОГПУ по Уралу писал о храме, в котором служил отец Александр:

"Успенский со­бор является пунктом группирования чуждых антисоветских элементов, которые оказывают религиозное и политическое вли­яние на рабочих. Из этой церкви идет руководство религиозной работой даже за пределы Свердловского округа".

В 1927 году сторонники архиепископа Григория (Яцковского) так и не смогли добиться передачи им Успенского храма.

В связи с закрытием собора Успения в 1930 году вместе с матушкой Надеждой и младшим сыном Григорием он несколько раз переезжал в разные места служения.

В 1932 году отец Александр с супругой и млад­шим сыном Григорием переехали в город Невьянск, где он стал служить в Вознесенском храме при кладбище.

В 1932 году овдовел, и в 1933 году был пострижен в монашество с именем Ардалион. Некоторое время после пострига о. Ардалион был благочинным Невьянского церковного округа.

19 декабря 1934 года он был возведен в сан игумена.

В конце 1934 года был назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви города Миасса Уральской области. Вскоре, однако, Свято-Троицкий храм был закрыт, и отец Ардалион вынужден был вернуться в Невьянск и поселиться у сына.

Челябинская епархия не имела в то время правящего архиерея и подчинялась то епископу Свердловскому, то Омскому, но после ареста последнего она осталась без управления. В декабре 1935 года состоялось заседание церковного совета, который решил просить заместителя местоблюстителя митрополита Сергия назначить к ним епископа. В решении приходского совета далее указывалось, что, поскольку православный храм в Челябинске отсутствует, кафед­ральным храмом мог бы быть великолепный храм в Каслях, на­ходящийся в прекрасном состоянии. Благочинный, протоиерей Александр Можаев, после этого собрания отбыл в Москву к ми­трополиту Сергию, но тот отказался послать к ним епископа, ссылаясь на то, что несколько раз уже посылал епископов, однако местные власти всякий раз отказывали им в регистрации, и по­рекомендовал найти кандидата на месте. 13 февраля 1936 года благочинный отправился в областное епархиальное управление, где ему порекомендовали рассмотреть для рукоположения в сан епископа кандидатуру игумена Ардалиона (Пономарева), нахо­дившегося в то время в Невьянске. Для переговоров с отцом Ардалионом выехали представители приходского совета Вознесенской церкви в Каслях. 23 февраля отец Ардалион прибыл в Касли, где на совещании приходского совета выразил согласие быть Че­лябинским епископом. Теперь было необходимо получить бла­гословение митрополита Сергия на назначение отца Ардалиона настоятелем Вознесенской церкви, чтобы впоследствии он был зарегистрирован на этой должности властями, а после этого хи­ротонисан во епископа, что можно было бы представить властям как очередную награду.

В марте 1936 года отец Ардалион прибыл к митрополиту Сер­гию в Москву. Он рассказал, что приходский совет желает иметь своего епископа с жительством в Каслях и как кандидата выдвигают его. Митрополит сказал, что он неоднократно возбуждал перед гражданскими властями вопрос о создании епархиального управления в Челябинской области, но власти не отреагировали на его предложения. Он благословил отца Ардалиона быть настоятелем Вознесенской церкви и тогда же, по-видимому, возвел его в сан архимандрита.

С приездом отца Ардалиона в Касли в приходе оживилась религиозная жизнь; как свидетельствовал впоследствии один из священников на допросе, архимандрит Ардалион призывал священников быть более активными, вливал в них "дух бодрости, бичевал за пассивность <...>. Требовал усиленно отстаивать религию, привлекать больше верующих". В то время некоторые еще надеялись, что после принятия новой конституции будет если не полное прекращение атеистической пропаганды и репрессий, то хотя бы некоторое смягчение позиции государства по отношению к Церкви. Отец Ардалион первоначально также надеялся, что государство предоставит Церкви какие-то свободы, однако, изучив внимательно проект новой конституции, он понял, что государство еще жестче закрепляет закон об отделении Церкви от государства и оставляет лишь за собой право на антирелигиозную пропаганду.

21 декабря 1936 года уполномоченный районного отделения НКВД выписал постановление об аресте десяти человек – священников, диакона, псаломщика и среди них архимандрита Ардалиона. 22 декабря, в тот день, когда начались аресты, отец Ардалион отправился навестить сына, служившего псаломщиком в Невьянске. 25 декабря отец Ардалион выехал в Верхний Уфалей, чтобы подать в финансовом отделе декларацию о доходах. Здесь он узнал, что священники Вознесенской церкви арестованы, и вернулся в Невьянск.

Архимандрит Ардалион (Пономарев), тюремное фото
Архимандрит Ардалион (Пономарев), тюремное фото
4 января 1937 года он был арестован и заключен в челябинскую тюрьму; на следующий день начались допросы. Отец Ардалион отрицал предъявляемое ему следова­телем обвинение - участие в контрреволюционной организации, о существовании которой он даже и не знал. Тогда ему были предъявлены показания арестованных священников, в которых они оговаривали и себя, и его, но все их он категори­чески отверг. Наконец во время очередной очной ставки следователь сказал ему:
- Вам делается уже четвертый раз очная ставка по конкретным фактам вашей контрреволюционной деятельности. В данном случае по показаниям свидетеля <...> изобличаетесь как непри­миримый враг советской власти. Следствие предлагает прекра­тить заниматься запирательством и давать конкретные показания о вашей контрреволюционной деятельности.
- Следственная власть не только не может обвинить меня в контрреволюционно­сти, а даже в простой нелояльности к ней <...>. Показания свиде­теля <...> считаю ложными <...>. Приписываемого мне разговора с ним не вел, хотя он был у меня в декабре <...> с неизвестной для меня целью, – ответил священник.

22 марта 1937 года было составлено обвинительное заключение, в котором архимандрит Ардалион обвинялся в активном участии в контрреволюционной организации и, хотя "виновным себя не признал, но достаточно изобличен показаниями свидетелей и обвиняемых". 13 июня 1937 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило его к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. К такому же сроку были приговорены и все обвиняемые.

После приговора отец Ардалион был отправлен в Котласский пересыльный лагерь, а затем в Ухтпечлаг и вскоре - в Воркутпечлаг.

Преподобномученик Ардалион (Пономарев)
Преподобномученик Ардалион (Пономарев)
В заключении архимандрит Ардалион прожил недолго - он скончался от истощения 29 июля 1938 года в стационаре лагпункта Адак (ныне нежилой населенный пункт Интинского района Республики Коми) и был погребен, как свидетельствует акт, подписанный ла­герным начальством, "на гражданском кладбище „Адак“ в могиле глубиною 2 метра. Труп одет в нательное белье и положен головой на восток. К правой ноге привязана дощечка с надписью фамилии, имени, отчества и даты смерти. На могиле поставлен столбик с такой же надписью".

В 1939 году следователи, которые сфабриковали дело о мифической контрреволюционной организации, по которому был осужден о. Ардалион, были арестованы, обвинены в преступных методах ведения следствия и приговорены в 1941 году к высшей мере наказания - расстрелу.

4 сентября 1959 года президиумом Челябинского облсуда все обвиняемые по делу были реабилитированы за отсутствием в их действиях состава преступления.

Архимандрит Ардалион (Пономарев) причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года.

Награды

  • набедренник (1903)
  • фиолетовая скуфья (1911)
  • грамота Святейшего Синода (1914, за миссионерские труды)
  • камилавка (1920)
  • митра

Использованные материалы

Редакция текста от: 11.11.2023 11:51:28

"АРДАЛИОН (ПОНОМАРЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google