Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ОРНАТСКИЙ ФИЛОСОФ НИКОЛАЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Протоиерей Философ Орнатский. 1915 год. Фотография с сайта fond.ru
Протоиерей Философ Орнатский. 1915 год. Фотография с сайта fond.ru
Филосо́ф Николаевич Орнатский (1860 - 1918), протоиерей, священномученик

Память 31 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Санкт-Петербургских святых

Родился 21 мая 1860 года на погосте Новая Ерга Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Череповецкий район Вологодской области) в семье местного священника Николая Платоновича Орнатского. Старший брат прот. Иоанна Орнатского, двоюродный брат епископа Пимена (Белоликова).

Обучался в Кирилловском духовном училище и в Новгородской духовной семинарии. После окончания семинарии, как лучший ученик был послан в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В 1885 году окончил Санкт-Петербургскую духовную акаде­мию со степенью кан­дидата богословия.

17 июля 1885 года обвенчался с девицей Еленой, дочерью иподиакона Исаакиевского кафедрального собора в Санкт-Петербурге Николая Михайловича Заозерского. У них родилось десять детей:

  • мч. Николай (4 мая 1886 - 1918)
  • мч. Борис (30 мая 1887 - 1918)
  • Владимир (15 февраля 1888 - 1918)
  • Вера (13 августа 1889 - 28 января 1967), замужем за свящ. Михаилом Яворским
  • Лидия (15 февраля 1892 - 1867), замужем за Константином Рюминым
  • Мария (31 мая 1895 - 1940-е, в блокаду), замужем за свящ. Петром Балыковым
  • Сергей (2 марта 1898 - 1924)
  • Елена (18 февраля 1903 - не ранее 1916)
  • Александр (21 октября 1905 - 1940-е, в блокаду)
  • Константин (6 мая 1908 - 1985)

Сам батюшка, имея большую семью, жил очень скромно. Всё множество общественных званий и должностей, которые он нёс во славу Божию, средств к существованию не приносили. Через его руки, как Председателя комитетов по строительству храмов, проходили огромные суммы денег, а он давал частные уроки, чтобы прокормить семью.

28 июля того же 1885 года был рукоположен во священника митрополитом Петербургским Исидором ко храму в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского в Санкт-Петербурге. Открытый как начальное учебное заведение для детей бедных родителей, приют впоследствии получил права мужского реального училища с тремя отделениями и женской гимназии с музыкальным отделением. Отец Философ был также назначен законоучителем.

Сразу же после рукоположения стал членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, с которым впоследствии была связана вся его жизнь. Двадцать шесть лет неутомимый пастырь возглавлял Общество. Почетным членом общества был протоиерей Иоанн Ильич Сергиев – духовный наставник отца Философа. Все начинания и дела общества освящались благословением и молитвой кронштадтского пастыря.

В 1888 году был назначен членом Комитета Православного Миссионерского Общества, в 1890-м – избран членом Совета Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви; 4 мая 1892 года был избран председателем этого Общества.

В июле 1891 года он был приглашен для работы в комиссии по строительству церкви во имя преподобномученика Андрея Критского при Экспедиции заготовления Государственных бумаг; 26 августа 1892 года по просьбе служащих Экспедиции был назначен настоятелем этого храма.

В 1893 году был избран гласным Санкт-Петербургской городской Думы от духовенства и нёс свои полномочия до 1917 года. Одной из первых законодательных инициатив священника было издание положения о необходимости праздничного отдыха для торговых людей, «которое давало бы возможность торговым людям как молиться во время поздней литургии до совершенного окончания ее, так и посетить духовную беседу вечером; об открытии магазинов и лавок по праздникам в два часа дня и окончании торговли в пять-шесть часов вечера».

Прот. Философ (Орнатский) и прот. Иоанн (Сергиев). Фото
Прот. Философ (Орнатский) и прот. Иоанн (Сергиев). Фото
Он принимал участие в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен; его стараниями в Санкт-Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, самый большой из них — храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Кроме того, можно назвать церкви Петра и Павла в Лесном, преподобного Сергия Радонежского на Новосивковской улице, преподобного Серафима Саровского за Нарвской заставой, Предтеченский храм на Выборжской стороне, Герасимовскую церковь, Исидоро-Юрьевский храм.

В 1895 году он открыл на белильной фабрике беседы для рабочих. При содействии о.Философа открылось техническое училище, дававшее среднее образование и специальность по Экспедиции. О.Философ стал его начальником и одновременно законоучителем.

8 июня 1898 года с его помощью было основано Православное эстонское братство во имя священномученика Исидора Юрьевского

14 ноября 1898 года был возведен в сан протоиерея за усердную и полезную деятельность на посту председателя Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви и труды по построению трех храмов Общества.

В 1899 году была открыта бесплатная библиотека-читальня имени «М.В. Ломоносова», организатором и первым директором которой стал протоиерей Философ.

Был редактором и цензором таких столичных духовных журналов как «Санкт-Петербургский духовный вестник» (издавался с 1894 года), «Отдых христианина» (с 1901 года), «Православно-Русское слово» (с 1902 года).

В 1900 году был назначен членом комиссии по вопросу о надлежащей постановке преподавания Закона Божия в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения. Опираясь на свой личный опыт законоучителя и более широкий опыт пастырский, протоиерей Философ в ходе работы комиссии подготовил доклад «О способах развития и укрепления религиозных и нравственных начал в учащихся». Священника весьма беспокоило, что, несмотря на почти повсеместное преподавание Закона Божьего в школах, повсюду наблюдался едва ли не полный провал в деле религиозного воспитания учащегося народа. Одной из причин такого положения вещей он видел ту, что силой установившегося порядка вещей Закон Божий превратился в один из учебных предметов наравне с алгеброй, физикой и химией:

«Необходимость выполнить программу толкает преподавателя к учебнику, а следование учебнику мало-помалу освобождает законоучителя от работы по предмету своего преподавания, и он обращается в ходячую номенклатуру готовых ответов на каждый вопрос, указанный в программе... И получается абсурд: законоучитель доказывает ученикам происхождение Священного Писания, говорит, что надо читать каждому христианину слово Божие, и при том – как читать, а сам никогда не читал с учениками этого Божьего слова и не следил за тем, чтобы и ученики читали “всем книгам книги”. К сожалению, это – горькая правда, что учебник слишком властно взял нас в свои руки и вытеснил из школы не только живую работу учителя с учениками над усвоением умом и сердцем ведения Божественной истины, яже к животу и благочестию, но и самый источник этой истины – слово Божие. А пересох кладезь воды живой по отношению к нашей школе – чем напоить духовно жаждущих, чем оросить засохшие нивы сердец человеческих? Для оживления религиозно-нравственного воспитания в школе, необходимо освободить законоучителя от рабского следования программе, вывести его из положения преподавателя предмета в положение пастыря-духовника, вооруженного мечом слова Божьего, живого и действенного. Пора нам позаимствовать у иноверцев добрый обычай чтения в домах святой Библии, начиная чтение ее с должным толкованием в школе, привлекая к этому обычаю и воспитательский персонал... Пора бы подумать и об издании учебной Библии, которую бы можно было дать в руки каждому ученику и ученице» [1]

В 1912 году был уволен с должности заведующего технической школой при Экспедиции заготовления Государственных бумаг, в связи с чем он лишился большей части жалования, и его материальное положение при большой семье стало весьма затруднительным; в 1913 году он обратился к министру финансов с просьбой компенсировать ту часть зарплаты, которой он лишался вместе с должностью. К этой просьбе присоединил свое ходатайство митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский); ходатайство было удовлетворено.

В 1913 назначен настоятелем Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге.

Во время Первой мировой войны отец Философ отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов, а сам с семьёй переехал в небольшое казённое помещение. Неоднократно и сам он выезжал районы боевых действий, сопровождая транспорты с необходимыми воинам вещами и продуктами, стремясь всеми силами вдохновить и поддержать защитников Отечества.

Как гласный городской Думы от Церкви, о.Философ занимался устройством ночлежных домов и помощью бедноте. "Но душу деятельности протоиерея Орнатского составляет, конечно, его любовь к проповеди, с которой тесно связано имя о.Орнатского в Петербурге", - писал митрополит Владимир (Богоявленский).

На фото 1916 г. слева направо: настоятель С.-Петербургского Казанского собора прот. Философ Орнатский, профессор Киевской духовой академии В.З.Белоликов, владыка Пимен (Белоликов).
На фото 1916 г. слева направо: настоятель С.-Петербургского Казанского собора прот. Философ Орнатский, профессор Киевской духовой академии В.З.Белоликов, владыка Пимен (Белоликов).
В Петрограде многие дорожили о.Философом. Любил его и о. Иоанн Кронштадтский, их объединяло не только духовное настроение и общественно-церковный темперамент, но и родство в обычном житейском смысле. В свое время Кронштадтский пастырь просил подыскать жениха для своей племянницы Анны - скромного семинариста. Так младший брат о.Философа, священник Иоанн Орнатский вошел в семью кронштадского пастыря. Сам о.Ионн Кронштадтский часто бывал в доме Орнатских. После обеда о.Иоанн, поднявшись из-за стола говорил: "Ну, Философ, идем, рассказывай мне..." Во время торжества по случаю двадцатипятилетия со дня рукоположения пришло более 200 телеграмм и поздравлений, в которых отмечались заслуги о.Философа. Во время революции 1905 г. , когда в городе начались беспорядки, о.Философ уговаривал свою паству сохранять верность Государю и не слушать "заезжих проповедников". Сам же он проповедывал в самом опасном месте города - Нарвском районе; впоследствии когда батюшку арестовывали, то арестовывали его не чекисты Казанского района, а из соседнего - Нарвского; видно, жива была в них память о его деятельности в первую революцию.

В 1917 году во главе с владыкой Вениамином (Казанским) был у истоков создания "Союза Церковного Единения".

К 1918 г. в свои 58 лет о.Философ сохранил и приумножил талант проповедника и церковного деятеля. Он появлялся в самых опасных местах Петрограда. Выступал против отмены Закона Божия в школах, устраивал Крестные ходы. В мае 1918 г. Петроград посетил патриарх Тихон. Именно протоиерей Философ Орнатский приезжал за ним в Москву и сопровождал патриарха до Петрограда.

Отец Философ был одним из ближайших сподвижников священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) которого, в бытность того студентом духовной академии, батюшка активно привлекал к проповеднической деятельности в рабочей среде Санкт-Петербурга. Узы духовной дружбы связывали его и с патриархом Тихоном.

Проповеднический дар батюшки привлекал искавших живого слова и он не раз призывал свою паству не принимать разлагающих идей большевизма, понимая, что Православие является основой русской родной жизни, батюшка призывал интеллигенцию знать это: «Нашей интеллигенции надо стать русскою», — не уставал повторять он.

19 января 1918 года в Александро-Невской Лавре на его глазах был смертельно ранен муж сестры его жены, протоиерей Пётр Скипетров. Батюшка при его отпевании произнёс проповедь, бесстрашно обличив большевиков. Неоднократно выступал он перед паствой с призывами к объединению русичей вокруг храмов для защиты святынь своей земли. После убийства отца Пётра Скипетрова, батюшка организовал защиту святынь Александро-Невской Лавры, устроив к ней крестные ходы со всех храмов столицы.

Арест и мученическая кончина

Священномученик протоиерей Философ Орнатский. Икона.
Священномученик протоиерей Философ Орнатский. Икона.
Согласно жизнеописанию мучеников Орнатских [2], 19 июля/1 августа 1918 года, в канун празднования памяти святого пророка Илии, протоиерея Философа пригласили отслужить всенощную на Охте в Ильинском храме при пороховом заводе. По возвращении домой он сел ужинать вместе с семьёй - супругой Еленой Николаевной, сыновьями Николаем, Борисом и Владимиром, дочерью Лидией и сестрой Елены Николаевны, вдовой убитого протоиерея Петра Скипетрова. Раздался звонок, и вошли вооружённые матрос и два красноармейца. Матрос приказал сделать обыск, затем велел священнику ехать с ними, пообещав, что он скоро вернётся. Отец Философ был совершенно невозмутим и спокоен. Николай вызвался сопровождать отца, тогда матрос приказал и Борису следовать с ними. Все трое были заключены в тюрьму ЧК [3].

Прихожане Казанского собора, узнав об аресте протоиерея Философа, отправили к властям несколько делегаций, но власти не приняли их. "Наконец, в... воскресенье, после обедни, в сквер перед собором собралась многотысячная толпа, главным образом женщин, которая с пением молитв, хоругвями и иконами двинулась по Невскому проспекту на Гороховую улицу освободить... отца Философа. Из толпы вышла делегация, которую коммунисты приняли и уверили, что они отца Орнатского скоро выпустят и что он находится на Гороховой в камере в полной безопасности. Толпа, успокоенная, разошлась" [4].

Но в ту же ночь всех обречённых на смерть вывезли на место казни, находившееся, по одним предположениям, в Кронштадте, по другим - неподалёку от Финского залива между Лигово и Ораниенбаумом. Точное время казни не установлено. По одним сведениям, это произошло Успенским постом, между 15 и 30 августа 1918 года, по другим - около 30 октября 1918 года. Перед расстрелом о. Философа спросили: "Кого сначала убивать - вас или сыновей?" Батюшка ответил: "Сыновей". Пока расстреливали юношей, он, успокаивая приговорённых к смерти офицеров, которых числом было более тридцати, произнёс спокойно и кротко: "Ничего, ко Господу идём. Вот, примите моё пастырское благословение и послушайте святые молитвы" - и, встав на колени, он спокойным и ровным голосом прочёл молитвы на исход души. Для расстрела батюшки построили взвод красноармейцев, но те отказались стрелять. Позвали китайцев, но и они, устрашённые чудесной силой и видом молящегося коленопреклонённого старца, также отказались. Тогда к батюшке вплотную подошёл молодой комиссар и выстрелил в него из револьвера в упор. Все тела были сброшены в море. Существует предание, что тело о. Философа был выброшено волнами на берег возле Ораниенбаума, его подобрали, опознали и тайком погребли.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви протоиерей Философ Орнатский и двое из троих погибших вместе с ним сыновей - Николай и Борис - были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Тропарь, глас 5.

От ю́ности прему́дрость Бо́жию возлюби́в,/ досточу́дне о́тче Филос'офе,/ во вся дни жития́ твоего́ после́довал еси́ Пастыренача́льнику Христу́,/ И́же яви́ тя гра́ду свята́го Петра́ па́стыря до́бра./ Ты же, ду́шу свою́ положи́в за па́ству,/ сам восте́кл еси́ на страда́ния от беззако́нных/ со ча́ды твои́ми Никола́ем и Бори́сом,/ те́мже и ны́не мо́лим ти ся:/не оста́ви предстат'ельством твои́м// всех почита́ющих па́мять твою́.

Награды

  • наперсный крест (1895)
  • золотой наперсный крест из Кабинета его Императорского Величества (27 марта 1903)
  • орден св.Владимира 3-й степени (май 1914, орден давал право на получение дворянства)
  • потомственное дворянство

Сочинения

  • О праздничном отдыхе для торговых людей. СПб., 1889.
  • Русская православная миссия и православная церковь в Японии. СПб., 1889.
  • О воспитании детей. СПб., 1890.
  • О труде и праздничном отдыхе в жизни рабочих людей. СПб., 1890.
  • О христианском образовании женщины. СПб., 1892.
  • Значение чудеснаго события 17 октября 1888 года в жизни русскаго общества. СПб., 1892
  • Ответ на Пашковские вопросы. СПб., 1893.
  • О самоубийстве пред судом откровенного учения. СПб., 1894.
  • Слово об ангелах. СПб., 1894.
  • Слово о кресте в неделю крестопоклонную. СПб., 1898.
  • Саровские поучения. СПб., 1903.
  • Секта Пашковцев и ответ на Пашковские вопросы. СПб., 1903.
  • Труды и дни. Проповеди, речи и статьи. СПб.-М.: Константино-Еленинский монастырь - Отчий дом 2019 г. 544 с.

Литература

  1. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль), ч.1, с. 184.
  2. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т.9. М., 1997. С.53.
  3. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999. С.82.
  4. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Т.2. СПб.: Издательство Чернышева, 1996. 328 с. С.278.
  5. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
  6. Ходаковская О. Протоиерей Философ Николаевич Орнатский// Веди. Алматы, 1998. N4-5. С.24-30.
  7. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.12.
  8. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с.

Использованные материалы



[1]  МНП. Труды Высочайше учрежденной комиссии по вопросу об улучшении в средней общеобразовательной школе. Выпуск IV. Труды подкомиссий. СПб., 1900. С. 61-62.

[2]  "Священномученик Философ и мученики Николай и Борис Орнатские" // Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май. - Тверь, 2007, с. 393-414, https://fond.ru/?menu_id=370&menu_parent_id=0&person_id=455.

[3]  База данных ПСТГУ, http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans...b** приводит две версии ареста о. Философа и его сыновей. Изложенная выше первая основана на сведениях из Синодальной комиссии по канонизации святых. Вторая версия, основанная на сведениях, полученных от дочери священномученика, Лидии Философовны Рюминой, арест произошёл 27 июля/9 августа, в день великомученика Пантелеимона. В обоих версиях на сайте БД ПСТГУ речь идёт об аресте и последующей казни о. Философа и троих его сыновей. Однако, по информации, предоставленной секретарём Саратовской епархиальной комиссии по канонизации святых, священником Максимом Плякиным, "Потомки рода Орнатских сообщают, что сведения об аресте и расстреле Владимира Философовича - ошибка. Он не был казнён вместе с отцом и братьями, жил в Ленинграде и умер перед Великой Отечественной войной, в 1939 или 1940 году. См. генеалогический форум: https://forum.vgd.ru/post/1242/8631/p2673821.htm#pp2673821 (запись № 120/82) и сообщение в группе потомков рода Орнатских: https://vk.com/wall-5396736_6288 " (Из письма о. Максима Плякина пользователю Панайот Кофалалос 20.07.2024).

[4]  Газета "Православная Русь" (Джорданвилль), 1983, № 23, с. 5.

Редакция текста от: 04.08.2024 18:33:12

"ОРНАТСКИЙ ФИЛОСОФ НИКОЛАЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google