Надежда Петровна Аббакумова. Москва, Таганская тюрьма. 1938 год |
Память 1 марта, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых
Родилась в 1880 году в селе Мартыновское Коломенского уезда [2] Московской губернии в крестьянской семье. С раннего детства ей приходилось много работать по хозяйству, поэтому образование она не получила. Вышла замуж, и у них с мужем Василием родилось четверо детей.
Революция и последовавшие за ней события резко изменили жизнь этой простой женщины. Она овдовела, и ей пришлось одной поднимать четверых детей в условиях голода, постоянных конфискаций и продразвёрсток. Одновременно с этим начались гонения на Церковь, которые ясно показали, кто исповедовал православие только по паспорту, а кто был готов "претерпеть до конца", но не отречься от Христа. Отстаивая храм, в 1925 году Надежда Петровна стала членом церковного совета. Известно, что старостой в это время был её родственник Андрей Петрович Аббакумов. А вскоре, в 1928 году, обязанности старосты легли на плечи Надежды Петровны. В те годы церковный староста, кроме обычных хозяйственных дел (ремонт храма, покупка свечей и т. д.), должен был общаться с властями, регистрировать приход, собирать деньги на уплату налогов и пошлин, помогать священнику. Конечно, все это требовало много времени, и все меньше и меньше его оставалось для ведения своего хозяйства.
Когда власть провозгласила курс на коллективизацию, Надежда Петровна открыто выступила против организации колхозов. Числясь крестьянкой-единоличницей, она должна была платить налог, который был непосильным для их семьи, поэтому Надежда Петровна четыре раза была судима народным судом Малинского района за неуплату налогов и невыполнение хлебопоставок. Так как задолженности после этого так и не были покрыты, в 1935 году сельсовет изъял у неё единственную корову.
Судя по всему, примерно в середине 30-х годов священник села Мартыновское отец Петр Кедров был выслан из Московской области. В это время сблизились приходы сел Мартыновское и Кишкино. Настоятель Успенского храма села Кишкино протоиерей Петр Любимов стал окормлять осиротевший приход, а Надежда Петровна всеми силами помогать ему в этом служении. Она принимала активное участие в отправлении службы в церкви села Кишкино.
В 1936 году и в мае 1937 года она организовала и сама провела сбор денежных средств и продуктов питания для священника деревни Кишкино, не имея на то разрешения сельсовета.
К этому времени все дети Надежды Петровны жили и работали в Москве, хозяйство ее было разорено, и она полностью посвятила себя служению Церкви. Ее самоотверженность и вера, которую она бесстрашно проповедовала в эти годы, не осталась незамеченной органами НКВД.
Её и отца Петра Любимова арестовали 2 марта 1938 года по обвинению в антисоветской и контрреволюционной агитации. После ареста Надежда Петровна находилась под стражей при Каширской тюрьме. Виновной в антисоветской агитации Надежда Петровна себя не признала.
9 марта 1938 года Тройка НКВД по Московской области приговорила её к расстрелу по ст. 58-10 УК РСФСР за "систематическую контрреволюционную агитацию среди колхозников".
14 марта 1938 года протоиерей Петр Любимов и староста Надежда Абакумова были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
21 июля 1989 года реабилитирована Прокуратурой Московской области.
В августе 2000 года была причислена к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март». Тверь. 2006. С. 39-41
- "Неложное обещание Воскресения". Ежедневные новости-Подмосковье N 047 стр. 7 от 13.03.2004
[1] В некоторых источниках упоминается как Аббакумова
[2] ныне Ступинский район