Руфицкий Сергей Михайлович (1884 - 1937), протоиерей, священномученик
Память 14 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников земли Владимирской и Бутовских новомучеников
Родился 6 августа 1884 года в селе Ельцино Владимирской губернии в семье священника Михаила Ивановича Руфицкого. Четверо сыновей отца Михаила окончили Владимирское духовное училище и Владимирскую духовную семинарию и стали священниками. В советское время все они приняли мученическую кончину.
В 1904 году окончил Владимирскую духовную семинарию.
В 1907 году он был рукоположен во священника и направлен служить в храм села Седиково Владимирской губернии Ковровского уезда.
В 1907 году овдовела его сестра, муж которой – настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Ивановское – наследовал это место у их отца священника Михаила Руфицкого, умершего в 1896 году.
В 1919 году был переведён в этот храм, и заботы о содержании сестры легли на его плечи. Здесь он служил до своего ареста в 1937 году.
Был скромным, трудолюбивым и отзывчивым; занимался садоводством и пчеловодством. Очень любил детей и с удовольствием с ними занимался чтением книг, работой по хозяйству, прививал любовь к природе. Оставил после себя верующее, образованное и трудолюбивое потомство детей и внуков.
По воспоминаниям прихожан, примерно в 1930 году всем клирикам храма власти предложили публично отречься от веры. Настоятель храма протоиерей Сергий Руфицкий и псаломщик Дмитрий Иванович Рудаков категорически отказались от этого. На сделку с властями пошёл только диакон храма Николай. Его отречение происходило в клубе перед сельчанами. Он "покаялся" перед людьми в том, что обманывал их, затем ему обрезали длинные волосы, и после этого он немедленно уехал из села.
После отказа от отречения семью Рудаковых раскулачили – у них отняли корову и лошадь, выгнали из дома, а самого Дмитрия Ивановича в 1931 году приговорили к лишения свободы. Его супруга Татьяна Фёдоровна и дочь Надежда сперва мыкались по углам, но вскоре отец Сергий сумел устроить их в церковной сторожке и даже выправить им документы на проживание в ней. Отец Сергий старался всем, чем мог, помогать семье Дмитрия Ивановича, пока тот находился в ссылке. После полутора лет разлуки с близкими Дмитрий Иванович вернулся домой и вновь стал служить псаломщиком в Тихвинском храме. Гонения ещё больше сблизили отца Сергия и Дмитрия Ивановича. Они много времени проводили вместе, службу в храме совершали неукоснительно. Близкие вспоминают, что церковная молитва в последние годы перед их арестом стала особенно сосредоточенной.
По воспоминаниям прихожан, в 1933–34 годах с колокольни храма сбросили колокола. Самый большой колокол упал и не разбился, и его потом добивали его же "языком". Сразу после этого отец Сергий начал ремонт колокольни.
17 ноября 1937 года вечером после всенощного бдения священника и псаломщика арестовали. Очевидцы говорят, что, прежде чем сесть в "воронок", они перекрестились на храм и поклонились присутствующим односельчанам. После ареста они находились в Бутырской тюрьме [1].
19 ноября 1937 года состоялся единственный допрос. Следователь пытался добиться признания в антисоветской агитации:
21 ноября Тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила его и псаломщика Димитрия Рудакова к расстрелу за "контрреволюционную агитацию".
27 ноября 1937 года был расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 августа 2004 года для общецерковного почитания.
Использованные материалы
- http://193.233.223.18/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html?/ans - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
- http://www.fond.ru/book/me_book6.htm
[1] по fond.ru - в Таганской тюрьме.