Еп. Афанасий (Сахаров) |
Память 15 октября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, земли Владимирской, Соловецких, Радонежских, в Соборе отцов Поместного собора Церкви Русской 1917-1918, а также в Соборах Владимирских, Московских, Полтавских (Укр.) и Ростово-Ярославских святых
В миру Сахаров Сергей Григорьевич, родился 2 июля 1887 года в селе Парёвке Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье надворного советника, делопроизводителя гимназии Григория Петровича и Матроны Андреевны, крестьянки Тульской губернии.
В двухлетнем возрасте остался без отца. С малых лет полюбил богослужение, в особенности архиерейское. Ещё в детстве говорил о себе, что будет архиереем. Научился вышивать церковные облачения (в архиве Владимирской епархии сохранилась вышитая Сергеем в детстве Плащаница Спасителя). Детские и юношеские годы прошли в древнем Владимире, который для него стал родным городом.
В августе 1896 года поступил в Шуйское духовное училище. Во втором классе была переэкзаменовка. В третьем классе сидел два года.
С августа 1899 года начал прислуживать в алтаре.
В 1902 году поступил во Владимирскую духовную семинарию, которую окончил в 1908 году. Почти все время прислуживал при архиерейском богослужении рипидоносцем и иподиаконом у архиепископа Николая (Налимова).
6 мая 1907 года посвящён в чтеца архиепископом Николаем (Налимовом).
В 1908 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1912 году по II разряду со степенью кандидата богословия за сочинение "Настроение верующей души по Триоди Постной".
12 октября 1912 года пострижен в монашество ректором академии епископом Феодором (Поздеевским) с именем в честь свт. Афанасия III Пателлария, патриарха Константинопольского.
14 октября 1912 года рукоположен во иеродиакона а 17 октября - в сан иеромонаха.
В ноябре 1912 года назначен преподавателем Полтавской духовной семинарии по кафедре гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей.
28 августа 1913 года назначен смотрителем Клеванского духовного училища Волынской епархии.
С 13 сентября 1913 [1] по 1918 год - преподаватель Владимирской духовной семинарии по кафедре гомилетики.
В 1913-1915 годы состоял зав. религиозно-нравственными чтениями и народными собеседованиями при кафедральном владимирском Успенском соборе, с 1914 года был членом совета православного братства св. кн. Александра Невского.
В мае 1917 года был членом Владимирского епархиального съезда от Владимирской епархии Александро-Невского братства. На этом съезде был избран от монашествующих делегатом Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве и членом Владимирского епархиального временного исполнительного комитета.
В 1917 году избран в качестве кандидата в члены Всероссийского Священного Собора на II Всероссийском монашеском съезде.
20 января 1918 года вступил в состав Поместного Собора на место сложившего свои полномочия архимандрита Варлаама (Коноплева), настоятеля Белогородского монастыря Пермской епархии.
На Соборе работал в Отделах о богослужении, о монашестве и о церковной дисциплине. В Отдел о богослужении представил доклады "О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатных, так и рукописных служб русским святым" и "Об усилении и узаконении чествования по епархиям местных святых". В Отдел о церковной дисциплине представил доклад "О присвоении богослужебных отличий определенным церковным служителям и должностям и воспрещении раздавать их в качестве наград". Последний доклад был одобрен Отделом. На пленарном заседании выступал в качестве содокладчика по докладу о правилах канонизации святых в Русской Церкви. После восстановления Собором праздника Всех Святых, в Русской земле просиявших, принимал участие вместе с профессором Петроградского университета Борисом Тураевым в составлении службы на этот праздник.
Участие Афанасия (Сахарова) в заседаниях Собора 1917-1918 годов, работа в Отделе о богослужении, проповедничестве и храме определили основные направления его научной и церковно-творческой деятельности.
С 1918 по 1920 год был членом Владимирского епархиального совета от монашествующих.
В феврале 1919 года присутствовал на демонстрации в Успенском соборе Владимира вскрытых большевистской комиссией мощей блгв. кн. Андрея Боголюбского, блгв. кн. Глеба, св. вел. кн. Георгия Всеволодовича. Во многом благодаря о. Афанасию во время демонстрации мощей служились молебны владимирским угодникам и предполагаемое поругание святыни обратилось в торжественное богослужение.
В начале 1920 года был назначен наместником Владимирского мужского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. 2 февраля 1920 года был возведён в сан архимандрита.
Был непосредственным свидетелем того, как в августе 1920 года помещения монастыря были заняты ГубЧК.
Помощником и преданным духовным сыном о. Афанасия был Егор Седов, прихожанин, а затем церковный староста храма деревни Лыкова Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии. Обстоятельства их знакомства неизвестны, но с 1920-х годов они поддерживали связь всю жизнь: переписывались. Позднее Егор Егорович поддерживал епископа Афанасия в заключении посылкой необходимых вещей, продуктов и денег, посылал ходатайства о его освобождении.
1 июля 1921 года архим. Афанасий назначен настоятелем Боголюбского Богородице-Рождественского монастыря.
Епископ Ковровский
10 июля 1921 года [2] хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Хиротонию в Крестовоздвиженском Нижегородском монастыре совершили митрополит Владимирский и Шуйский Сергий (Страгородский), архиепископ Нижегородский и Арзамасский Евдоким (Мещерский) и епископ Печерский Варнава (Беляев), викарий Нижегородской епархии.
30 марта 1922 года был арестован и препровождён в Реввоентрибунал. Освобождён 31 марта 1922 года. Причиной ареста послужила проповедь святителя, произнесенная 23 марта в Казанском соборе г. Вязники; его обвинили в том, что он призывал верующих сопротивляться изъятию церковных ценностей.
Весной 1922 года во Владимире началось следствие, связанное с пропажей предметов из ризницы Евфимиева суздальского монастыря. Все архиереи, имевшие какое-либо отношение к Спасо-Евфимиевой обители, были арестованы. Еп. Афанасия обвинили "в агитации и будировании масс против сдачи церковных ценностей и по делу хищения драгоценностей из ризницы Спасо-Евфимиевского монастыря в г. Суздале". Еп. Афанасий (Сахаров) и митр. Сергий (Страгородский) были приговорены к заключению сроком на год. 9 июня 1922 года во Владимире состоялся показательный суд по данному делу. 10 июня еп. Афанасий был освобожден по амнистии, однако лишь в апреле 1924 года дело было прекращено по кассации.
16 июня 1922 года митр. Сергий (Страгородский), архиеп. Евдоким (Мещерский) и архиеп. Серафим (Мещеряков) подписали «Меморандум трех», содержавший признание обновленческого ВЦУ. В рапорте на имя митр. Сергия [3] А. писал о том, что он не считает ВЦУ законным органом высшей церковной власти. Святитель запретил в священнослужении уполномоченного обновленческого ВЦУ прот. М. Тихонравова, в проповедях объяснял пастве пагубность обновленчества. Вокруг еп. Афанасия сложилась группа духовенства, верного канонической Церкви, в эту группу входили благочинный церквей Владимира прот. Алексей Владычин, настоятель Троицкой церкви, куда были переведены священнослужители и монахи из архиерейского дома, иером. Герман (Зацепин), игум. владимирского Княгинина монастыря Олимпиада (Медведева).
23 сентября 1922 года еп. Афанасий был арестован по обвинению "в возмущении народных масс на религиозной почве" и приговорен к двум годам ссылки в Зырянский край.
В начале мая 1923 года этапирован в Вятку, затем в Зырянскую обл. В Усть-Сысольске (совр. Сыктывкар) встретился с Казанским митр. Кириллом (Смирновым) и до кончины митр. Кирилла пребывал с ним в единомыслии и духовной близости. Во время зырянской ссылки жил в Усть-Сысольске, селах Усть-Вымь, Усть-Кулом, Керчомъя. Сохранились его письма из ссылки к председателю Общества помощи политическим заключенным Е. П. Пешковой, в которых святитель описывал притеснения со стороны властей: запрет совершать богослужения, конфискацию богослужебных принадлежностей и др.
Освободившись 2 февраля 1925 года, еп. Афанасий вернулся во Владимир, в мае 1925 года Владимирское ОГПУ взяло с него подписку о том, что он не будет управлять епархией.
Борьба с обновленчеством
В сентябре 1925 года присутствовал на епархиальном съезде, созванном обновленцами для подготовки к "III Поместному собору", с единственной целью обличить отступников и призвать их к покаянию. В молитве он участия не принял и не благословил собрание, а только сделал общий поклон и заявил, что ему на этом собрании быть совсем не следует, а явился он только по усиленной просьбе мирян, и за это присутствие на съезде должен просить прощение у митрополита Петра. Выслушав доклад о предстоящем соборе, епископ Афанасий стал говорить, что все обновленцы должны покаяться перед патриархом или его преемником; что Синодальное (обновленческое) Церковное Управление неканонично и безблагодатно; что новорукоположенные синодальные архиереи - не архиереи, совершаемые ими хиротонии не действительны и посвящаемые ими должны быть перерукополагаемы, что он, епископ Афанасий, и делает. На собор 1 октября они ("староцерковники") не пойдут. Для них был бы авторитетен только собор, созванный митрополитом Петром. В случае искреннего покаяния, пожалуй, можно будет принять обновленцев и в сущем сане. Высказав все это, епископ Афанасий удалился [4].
15 января 1926 года написал воззвание к владимирской пастве о непризнании самочинного Высшего церковного совета во главе архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским). В тот же день его арестовали по доносу примыкающих к обновленчеству священников. Один из них, иеромонах Александр (Чечель), самочинно обращался к высшей церковной власти, и архиепископ Николай (Добронравов) через преосвященного Афанасия вынужден был запретить ему выезд из Владимира без ведома находящегося в городе архиерея.
Епископа Афанасия обвинили в антисоветской агитации и присвоении себе административных прав, на что он ответил:
Также в вину епископу ставили проповедь, произнесенную в день праздника вмч. Георгия Победоносца в с. Лыково Владимирской губ., в которой он призывал не бояться преследований за веру.
15 марта 1926 года дело было прекращено и епископа освободили.
Епископ Ивановский
В ноябре 1926 года еп. Афанасий был назначен управляющим Ивановской епархией. В декабре того же года ему было предложено "добровольно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами", но он отказался оставить вверенную паству. На замечание: "Если виновен - судите", им получен ответ: "Нам не выгодно вас судить".
Соловецкий лагерь
15 января 1927 года был арестован как "участник группы архиереев, использовавших Церковь в антисоветских целях". Был отправлен спецконвоем в Москву. Причиной ареста было участие в избрании митр. Кирилла (Смирова) на патриарший престол путем письменного опроса архиереев, проводившегося осенью 1926 года. Во внутренней тюрьме на Лубянке еп. Афанасий находился в камере с митр. Сергием (Страгородским).
Был приговорен к трем годам заключения в Соловецкий лагерь особого назначения.
В мае 1927 года он прибыл на Попов остров, работал сторожем в командировке Разноволока, в июне-июле 1928 года - в командировке Чупа-Пристань, сначала сторожем, затем счетоводом хозчасти, в августе-сентябре 1928 года перемещен в г. Кемь. С октября 1928 года вновь находился на Поповом острове.
5 января 1930 года был арестован без предъявления обвинения и менее чем на неделю отправлен с Попова острова на Соловецкие острова, затем под стражей возвращен на Попов остров, где заболел сыпным тифом и был помещен в бараки для инфекционных больных.
8 марта 1930 года был этапирован в Туруханский край, жил в Красноярске, Енисейске, Туруханске, в станках Мельничном, Селиванихе, Пупкове. После получения известия о кончине горячо любимой матери в 1930 году начал писать труд «О поминовении усопших по Уставу православной Церкви», высоко оцененный митр. Кириллом (Смирновым), с которым с февраля по июнь 1932 года еп. Афанасий жил в станке Селиваниха. Архипастыри неоднократно обсуждали ситуацию, сложившуюся в Церкви после издания митр. Сергием (Страгородским) в 1927 году «Декларации».
Разрыв с митр. Сергием. Непоминающие
Епископ Афанасий прекратил церковное общение с митр. Сергием (Страгородским) после публикации в ЖМП статьи последнего "О полномочиях Заместителя Патриаршего Местоблюстителя" (1931. № 1), посчитав, что митр. Сергий выступил "захватчиком прав Первоиерарха" и превысил данные ему местоблюстителем митр. Петром (Полянским) полномочия. Причины своего отделения от митр. Сергия Афанасий (Сахаров) в 1950-х годах подробно изложил в письмах к мон. Варваре (Адамсон), прот. Павлу Дашкееву [5].
19 августа 1933 года, более чем через полгода после окончания срока ссылки, еп. Афанасий был освобожден. В 1933-1936 годы жил во Владимирской обл., иногда нелегально приезжал в Москву. В декабре 1933 года святитель направил митр. Сергию письмо [6], в котором изложил свою позицию; отказавшись от какого-либо участия в церковной работе под руководством митр. Сергия, он не считал грехом посещение храмов, в которых поминали митр. Сергия. Установилась связь между еп. Афанасием и московскими общинами «непоминающих», в первую очередь прихожанами храма свт. Николая в Клённиках, а также духовными чадами архим. Серафима (Батюкова), протоиереев Владимира Богданова, Александра Гомановского, иереев Владимира Криволуцкого, Михаила Шика и др.
Московские общины «непоминающих» считали Афанасия (Сахарова) своим епископом. Он тайно рукоположил во священников Сергия Никитина, Феодора Семененко и др. В 1933 году по указаниям еп. Афанасия прот. Владимир Пылаев (+ 1937) написал первый вариант иконы "Собор русских святых", которую прот. Владимир показал еп. Афанасию и затем послал митр. Сергию. Немного позднее была освящена икона "Все святые, в земле Российской просиявшие", созданная прихожанкой храма свт. Николая М. Н. Соколовой.
Белбалтлаг. Сибирские лагеря
18 апреля 1936 года был арестован в составе группы церковнослужителей и мирян Владимира по обвинению в создании контрреволюционной организации "истинно-православной церкви". Приговорен к пяти годам Беломорско-Балтийских лагерей.
По прибытии в лагерь святителя назначили инкассатором, к концу первого месяца работы у него оказалась недостача 1000 руб. Хотя недостающая сумма была возмещена его друзьями, тем не менее к его сроку наказания добавили еще год и перевели на общие работы на лесопункт. Работал на лесоповале, на строительстве кругло-лежневой дороги, бригадиром лаптеплетной бригады.
С августа по октябрь и с ноября по декабрь 1937 года, а также в мае 1938 года его помещали в штрафизолятор без предъявления какого-либо обвинения.
После начала Великой Отечественной войны владыка был отправлен пешим этапом за 400 км в Онежские лагеря Архангельской обл., 13 июля 1942 года направлен в бессрочную ссылку в Омскую обл., где в совхозе «Голышманово» четыре месяца работал ночным сторожем, затем около года жил в г. Ишиме. Святитель совершал богослужения у себя дома, на службы приходили жители города, которые стали хлопотать об открытии церкви.
7 ноября 1943 года был арестован по обвинению "в проведении профашистской агитации, распространении провокационных слухов и участии в антисоветской агитации", проходил по одному делу "Антисоветского церковного подполья" с Кинешемским еп. Василием (Преображенским), иером. Иераксом (Бочаровым), прот. Петром Шипковым, К. И. Гришановой, Н. В. Трапани. Владыку признали виновным в совершении тайных богослужений, рукоположений, монашеских постригов и приговорили к восьми годам ИТЛ. Отбывал срок в Сибирских лагерях, где работал ассенизатором.
Признание патриарха Алексия
В заключении узнал об избрании на Поместном Соборе 1945 года патриархом Алексия (Симанского). Сразу после получения этого известия он и близкие ему священнослужители стали возносить в молитвах имя патриарха Алексия, "как имя законного первоиерарха Русской Православной Церкви" [7].
30 августа 1946 года был арестован в лагере, отправлен в Москву, затем этапирован в Темниковские лагеря, где занимался плетением лаптей.
С июля 1947 года - в Дубравлаге.
5 марта 1952 года, по окончании срока заключения, Особое совещание при МГБ СССР приняло постановление об освобождении владыки и направлении его в дом инвалидов под надзор МГБ. Но лишь еще через два года, 18 мая 1954 года, епископ был перевезен в Зубово-Полянский дом инвалидов.
Святитель Афанасий отмечал:
Освобождение
Еп. Афанасий (Сахаров) и Седов Егор Егорович, 1954 г. |
К этому времени относятся два письма святителя к духовным чадам с призывом к воссоединению с Московской Патриархией. В письме от 22 мая 1955 года он пишет:
Письма имели широкое распространение среди «непоминающих» и способствовали возвращению многих под омофор московского патриарха [8].
24 октября 1955 года еп. Афанасий переселился в пос. Ст. Петушки Владимирской обл.
В 1956 году возглавлял действовавшую при патриархе Календарно-богослужебную комиссию (существовала год), помимо еп. Афанасия в работе комиссии участвовали протопресв. Н. Ф. Колчицкий, проф. Н. Д. Успенский, доцент А. И. Георгиевский, свящ. П. Соколовский, свящ. С. Орлов, инспектор Ставропольской ДС проф. Д. П. Огицкий, А. В. Ведерников.
В последние годы владыка вел обширную переписку (более чем с 400 чел.). Печатных трудов до 1957 года у него не было, были лишь черновики разных больших статей.
Кончина
Свт. Афанасий (Сахаров). Икона |
Почивший архипастырь оставил такое завещание:
Завещание было исполнено. Отпевание в Успенском кафедральном соборе Владимира совершили архиепископы Онисим (Фестинатов) и Симон (Ивановский) в сослужении 17 священников. Погребение святителя, совершившееся с таким торжеством и без препятствий со стороны властей, было чудом, свидетельствующим о его праведности. Вернувшийся в те годы в Россию после долгих лет жизни за границей протоиерей Всеволод Шпиллер сказал, что, "такого святителя как владыка Афанасий, нет ни в одной из Поместных Православных Церквей".
Был похоронен на Введенском кладбище близ Князь-Владимирского храма города Владимира, слева от могилы его матери.
21 марта 1989 года был реабилитирован прокуратурой Владимирской области.
Почитание
Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 июля 1999 года на рассмотрение очередного Архиерейского Собора был передан вопрос о канонизации преосвященного Афанасия (Сахарова) в лике новомучеников и исповедников от Владимирской епархии.
Был канонизирован 20 августа 2000 года. Мощи его были обретены 15 октября, а 29 октября того же года крестным ходом перенесены во Владимирский Богородице-Рождественский монастырь.
15 октября 2012 года в городе Петушки Владимирской области в доме святителя был открыт мемориальный комплекс памяти священноисповедника, включающий в себя духовно-просветительский центр и выставочную экспозицию.
Молитвословия
Тропарь, глас 4 [9]
Святи́теля Христо́ва богому́драго/ и сладкопе́вца преизя́щнаго,/ в житии́ свое́м страда́нии, уче́нии и песнописа́нии/ Бо́гови ве́рно послужи́вшаго,/ ве́лиею ра́достию да похва́лим, христоме́ннии,/ слáдце тому̀ зову́ще:/ святи́телю о́тче на́ш Афана́сие,/ молѝ о на́с Христа̀ Бо́га,// да спасе́т ду́шы на́ша.
Награды
- набедренник (25 марта 1913)
- наперсный крест (29 июня 1917)
Труды
- Настроение верующей души по Триоди Постной, 1912 (кандидатская диссертация).
- "О шестопсалмии", Журнал Московской Патриархии, 1957, № 1, сс. 28-29.
- О поминовении усопших по уставу Православной Церкви, 1955 (машинопись).
В рукописях:
- "О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви". Напечатана в журнале Средне-Европейского Экзархата "Голос Православия" за 1962 г., № 2.
- Составлено несколько молебных последований, например: "О хотящих по воздуху шествовати". "О сущих в различных обстояниях". "Благодарение о получении милостыни"."О мире всего мира и о прекращении войн" и др.
- Сборник новых (свыше 100) величаний и избранных псалмов.
- Die Furbitte fur die Verstorbenen nach den Ordnungen der orthodoxen Kirche, in: Std0 1962, 2, 40-45.
- O pominovenii usopsich po ustavu Pravoslavnoj Cerkvi, in: Vestnik Eksarchata 66(1969)103-129; 69(1970)38-63; 70/71 (1970)182-214; 73/74(1971)91-111; 75/76(1971)227-239; 77(1972)76-94, 178-188; 85/88(1974)201-274; 89/90(1975)117-129; 203-214; 93/96(1976)159-181.
- Mozno li posescat' chramy Moskovskoj Patriarchii, in: Vest. russ. chr. dv. 106(1972)92-97.
- Darf man die Kirchen des Moskauer Patriarchats besuchen? Aus dem Brief an seine geistliche Tochter, in: Ostkirchliche Studien 22(1973)327-332.
- Несколько молебных последований.
- Славы Божия ревнитель: Житие и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова) / Автор-сост. Г. Катышев. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. 512 с.
Литература
- "Церк. Вед." 1913, № 36, с. 451.
- "ЖМП" 1957, № 1, с. 28-29.
- "Церк. и Жизнь" (обн.) 1922, № 3, с. 5.
- "ЖМП" 1957, № 2, с. 20, 1958, № 11, с. 19, № 12, с. 9, 1959, № 1, с. 13, 1963, № 3, с. 76-77.
- ФПС I, № 121, с. 5, III, с. 2.
- ФАМ I, № 38, с. 4.
- "Именной список ректор. и инспектор. Дух. Академ. и семинарий на 1917 год", с. 43.
- Письмо епископа Афанасия от 9/22 мая 1955 года.
- Автобиография епископа Афанасия (Сахарова). "Вестн. Свящ. Синода" 1926, № 7, с. 8.
- Архимандрит Иоанн (Снычев): "Церковные расколы 20-х и 30-х годов", с. 384.
- Vest. russ. chr. dv. 81(1966)13-17.
- ZMP 1962, 12, 15-17.
- Es war noch vor der Loealitatserklarung Sergijs.
Использованные материалы
- О. В. Косик, А. А. Плетнёва, Я. Э. Зеленина. "Афанасий (Сахаров)" // Православная энциклопедия, т. 3, с. 699-704
- Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца, Москва: Изд-во "Правило Веры", 2001, сс. III-XXXII ("Жизнеописание святителя Афанасия (Сахарова)") - материал использован частично
- "Афанасий (Сахаров), св." // Страница сайта Русское Православие:
[1] Дата по странице БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в., http://213.171.53.29/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newm...d**. Биография на сайте Русское Православие указывает 3 сентября. См. http://ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4076
[2] Иногда указываемая дата 27 июня - по старому стилю. По ММЛ "РПИ" (138), ошибочно, - 17 июня.
[3] Молитва всех вас спасет. С. 166-167
[4] "Вестник Священ. Синода" за 1926 г., № 7, с. 8
[5] Молитва всех вас спасет. С. 414-419, 384-385
[6] Молитва всех вас спасет. С. 417
[7] Письмо свт. Афанасия Патриарху Алексию от 2 апр. 1955 г. // Молитва всех вас спасет. С. 400
[8] Молитва всех вас спасет. С. 414-419
[9] Составлен священником Полтавской епархии Юрием Петролюком, впервые опубликован в 2020 году, https://www.facebook.com/yurii.petroliuk/posts/pfbid02D9YFEu...4hl; отредактирован в 2023 году, https://t.me/presbyter_iurius/456.