Николай Михайлович Верещагин (1893 - 1937), священник, священномученик
Память 4 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 10 декабря 1893 года в селе Глебове Старицкого уезда Тверской губернии в семье священнослужителя.
Окончил Тверскую духовную семинарию и был рукоположен в сан священника уже в то время, когда начались послереволюционные гонения. Служил в селе Глебове, где служил и его отец.
Когда летом 1937 года начались гонения, сотрудник Старицкого НКВД, собирая сведения о подлежащих аресту и уничтожению священнослужителях, допросил одного из крестьян села Глебова, который согласился лжесвидетельствовать против священника и показал:
"...Приблизительно в июле 1937 года колхозники колхоза "Рабочий путь" приехали за камнем к церковной ограде. Среди этих колхозников лично при мне Верещагин, ведя контрреволюционную агитацию, заявил: "Вы зря забираете церковный камень. Знайте, что скоро крах советской власти. Неверующих будут высылать, а их вожаков всех уничтожат". ...В дополнение этих контрреволюционных фактов надо заявить, что Верещагин бродяжничает по колхозам и также проводит контрреволюционную агитацию, говоря: "Разве это жизнь в колхозах, это старая барщина, где также верующий мог посещать церковь только с разрешения барина". Наконец, заслуживает внимания то, что Верещагин в качестве церковного старосты пригласил неизвестную личность – Подгурного Стефана Андреевича – поляка, который прибыл в наше село Глебово в 1930 году и с того времени также проживает в церковной сторожке и враждебно настроен, но хитрый, открыто не выступает".
В тот же день следователь допросил и пришельца. Вероятно, опасаясь за свое положение, проявив крайнее малодушие, Стефан Андреевич согласился лжесвидетельствовать против священника и оклеветал его.
20 сентября о. Николай был арестован и заключен в тюрьму города Ржева. В тот же день следователь допросил его. Священник твердо стоял на своем, отказываясь лжесвидетельствовать, и допрос был недолгим:
– Следствие располагает данными о том, что вы систематически проводили контрреволюционную агитацию, направленную на срыв мероприятий партии и правительства. Признаете ли себя виновным в этом? – спросил следователь.
– Нет, виновным себя не признаю, так как контрреволюционную агитацию я не проводил.
– Почему вы не хотите дать справедливых показаний? Следствие располагает данными о том, что вы в июле 1937 года среди колхозников, которые забирали камень от церковной ограды, вели контрреволюционную агитацию, указывая, что скоро настанет крах советской власти, и тому подобное.
– Да, действительно, в июле сего года забирали камень, но среди работающих я контрреволюционную агитацию не проводил.
– Вы упорно не даете справедливых показаний, между тем следствие располагает данными, что вы систематически проводили контрреволюционную агитацию. Вы признаете себя виновным в этом?
– Нет, виновным себя не признаю и больше показать ничего не могу.
15 октября Тройка при УНКВД по Калининской обл. приговорила о. Николая к расстрелу.
Расстрелян 17 октября 1937 года.
Реабилитирован 6 июня 1989 года Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Литература
- Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21568-С.
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3» Тверь. 2001. С. 254-255
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"