Сщмч. Николай Покровский |
Память 5 марта, в Соборе Симбирских святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в 1864 году в семье священника.
В 1889 окончил Симбирскую духовную семинарию по первому разряду.
В течение года служил псаломщиком при храме села Шерауты Буинского уезда Симбирской епархии.
Женился на дочери священника Иакова Киятского Елене. Позже они удочерили осиротевшую племянницу жены - дочь священника Николая Киятского Валентину.
В 1891 году рукоположен сначала во диакона, а через некоторое времени - во священника .
В конце того же года, после прохождения непродолжительной практики в одном из храмов Симбирска, назначен на приход в село Никулино Карсунского уезда [1]. Одновременно преподавал Закон Божий в местной земской школе.
В феврале 1895 года перемещен в храм упраздненного Благовещенского монастыря села Кашпир Сызранского уезда [2]. Одновременно служил заведующим и законоучителем в местной церковноприходской школе.
В 1907 году во время голода в Поволжье организовал сбор хлеба для помощи голодающим.
24 ноября 1908 года перемещен в церковь Димитрия Солунского в с. Горюшки Сенгилеевского уезда (ныне это село Гавриловка Тереньгульского района Ульяновской области) [3].
После революции 1917 года местные власти пытались закрыть церковь. Сельчане были категорически против этого. Собравшись в храме по разрешению священника, они постановили, что никто и никогда не вправе закрывать их церковь. Большевики затаили злобу на священника.
В марте 1919 года на территории Симбирской губернии вспыхнуло Чапанное восстание. Красноармейцы, прибывшие для подавления этого крестьянского волнения, обвинили отца Николая в пособничестве мятежникам и осуществлении духовного руководства ими.
В ночь на 18 марта 1919 священник был арестован и приговорен к расстрелу волостным военно-революционным комитетом «за подстрекательство и контрреволюционную напутственную проповедь перед восставшими».
Расстрелян 18 марта 1919 года. Похоронен на местном приходском кладбище.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 11 апреля 2006 года для общецерковного почитания.
Награды
- набедренник (1898)
- скуфья (1906)
- медаль в память царствования Императора Александра III (1906)
- благодарность государыни Марии Феодоровны (12 августа 1908, за помощь в сборе хлеба для помощи голодающим)
- благодарность Епархиального училищного совета (1908, за прохождение должности заведующего церковной школы)
Использованные материалы
- Скала Алексий, прот. «Святые, в земле Симбирской просиявшие». Ульяновск. 2009. с. 88-100:
- А.Тащаев "«Претерпевший до конца спасется» (Мф. 10, 22)" (новости Симбирской епархии), Журнал Московской Патриархии № 11, 2006 г.:
- БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке.:
- Симбирск 1918 года. Установление однопартийности, советская символика и вынужденные сюрпризы новой власти // Информационный портал Ульяновска ulpravda.ru:
[1] Распоряжения епархиального начальства. Движение и перемены по службе // Симбирские епархиальные ведомости. 1891. отдел официальный. № 24 (15 декабря), С. 385.
[2] Распоряжения епархиального начальства. Движение и перемены по службе // Симбирские епархиальные ведомости. 1895. отдел официальный. № 5 (1 марта), С. 70.
[3] Распоряжения епархиального начальства. Движение и перемены по службе // Симбирские епархиальные ведомости. 1908. отдел официальный. № 23 (1 декабря), С. 460.
[4] Список лиц, удостоенных Государем Императором и Святейшим Синодом во внимание к отлично-усердному служению награждения к 6 мая 1914 г. - высокоторжественному дню рождения Его Императорскаго Величества // Симбирские епархиальные ведомости. 1914. отдел официальный. № 10 (май), С. 114.