Священник Александр Соловьев. Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год |
Память 23 октября, в Соборе новомучеников и в Соборе Бутовских новомучеников.
Родился 5 августа 1893 года в селе Богородском Коломенского уезда Московской губернии в семье священника.
В 1914 году окончил два класса Московской Духовной семинарии и стал служить псаломщиком в Покровской церкви села Таширово Верейского уезда Московской губернии.
В августе 1915 года был переведён на должность псаломщика к Преображенскому храму в селе Слепушкино того же уезда, где прослужил до июля 1916 года. Женился на Зое Иннокентьевне Грузиновой, дочери священника служившего в храме в селе Рождественском Московской епархии; у них родилось пятеро детей.
В июне 1916 года был рукоположен во диакона к Ильинской церкви погоста Стребуково Московской епархии.
В феврале 1919 года он был переведён служить в Покровскую церковь села Покровского Самарской епархии.
30 августа 1921 года диакон Александр был рукоположен во священника к Богородице-Казанскому храму села Королевка Мелекесского уезда Самарской губернии.
В 1924 году отец Александр был определён к Преображенскому храму села Сляднево Волоколамского района Московской области, где прослужил до мученической кончины. Для прихожан он был пастырем строгим, но справедливым. Гонения от безбожных властей и условия жизни в этом селе и в окружающих сёлах оказались настолько суровы, что не хватало средств на пропитание, и отец Александр с детьми вынуждены были ходить в лес собирать грибы и заготавливать ивовое корье, которое они меняли на хлеб.
В 1933–1934 годах наступило голодное время. В школе помогали только детям колхозников, а детей лишенцев, к которым относились и дети священников, не кормили. Детям колхозников, хоть в каком-то количестве, на обед кашу и картошку давали, а детям отца Александра — ничего. И, бывало, в то время, когда другие ели, они, голодные, плакали.
Зимой детей колхозников везли на санях, а детей отца Александра не допускали сесть в сани, и они брели пешком. Разве иногда кто сжалится и не испугается расплаты за милосердие, оказанное детям священника, и подвезёт их до школы. После школы дети трудились, добывая хлеб. Летом они собирали белые грибы. Шляпки грибов сдавали государственным закупщикам и на полученные деньги покупали хлеб, а ножки оставляли себе и сушили, и они становилось главным их пропитанием в течение целого года. В селе было двое нищих, которые жили милостыней, и жена священника покупала у этих нищих лишние куски хлеба.
Когда хлеб появился в свободной продаже, его продавали только в Волоколамске, и за ним выстраивались огромные очереди. Дети священника ещё ночью приходили к булочной и ложились спать на булыжную мостовую перед дверью и таким образом занимали очередь. Вокруг бегало множество крыс, но спящих детей они не трогали. В то время хлеба купить можно было только два килограмма, и детям приходилось дважды занимать очередь, чтобы принести хлеб для всей семьи. Купив его, они сначала ели сами и, только несколько подкрепив силы, шли с хлебом домой.
В 1936 году власти закрыли храм в селе, и на некоторое время богослужение прекратилось, но после больших хлопот отцу Александру удалось настоять на открытии храма, и в 1937 году службы в храме возобновились, что стало великой отрадой как для самого священника, так и для верующих.
9 октября 1937 года его арестовали в двенадцатом часу ночи. Забрали все немногие принадлежавшие ему вещи — книги, и среди них Евангелие, и серебряный крест. Когда священнику объявили, что он арестован и должен проследовать за сотрудниками НКВД, выяснилось, что обуть ему нечего, так как в семье были всего лишь одни сапоги, в которых ушёл восемнадцатилетний сын священника Георгий. Когда сын вернулся, отец Александр обул сапоги и под конвоем сотрудников НКВД был уведён к ожидавшей его машине, где уже сидел один из арестованных жителей села. Дочь священника рванулась бежать вслед за отцом и закричала что было сил. Машина тут же тронулась с места, и ни дети священника — своего отца, ни прихожане — своего пастыря на земле уже не увидели. Отец Александр был заключён в тюрьму в городе Волоколамске. После ареста священника стали вызываться свидетели.
22 октября следователь допросил председателя колхоза в селе Сляднево, который рассказал, что он давно замечал, что священник Соловьев антисоветски настроен к существующему в СССР строю. Среди колхозников ведет агитацию, направленную на срыв работы в колхозе. В 1937 году во время колхозных работ Соловьев говорил некоторым членам колхоза, чтобы они помогли храму, так как храм разрушается и требует ремонта, а также он просил оказать помощь в уплате налога и говорил при этом: «Православные, от Церкви не отшатывайтесь, Церковь еще вам поможет в деле спасения вашей души». В результате отдельные колхозники помогали ему. В момент сельскохозяйственных заготовок в 1937 году Соловьев в моем доме говорил моему старику отцу: «Налогами мучают не только меня, но и вас, колхозников. Вот, посмотрите, вы работаете, работаете — и все на налоги, а себе ничего не остаётся, сидите голодные, холодные». Соловьев, используя в деревне отсталые слои населения, в особенности стариков и старух, раздаёт им церковные книги и при этом зачитывает выдержки из них. Соловьев свои действия, направленные на срыв колхозного строительства, переносит и в соседнюю деревню Бутаково, предлагая свои услуги в качестве счетовода колхоза. Колхоз обещал его взять при условии, если он снимет с себя сан, на что Соловьев ответил: «Этого я сделать не могу. Я поставлен Богом и должен служить Богу».
23 октября следователь допросил священника.
3 ноября 1937 года Тройка НКВД по Московской области по ст.58-10 УК РСФСР приговорила отца Александра к расстрелу за "контрреволюционную деятельность".
5 ноября 1937 года был расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
В августе 2000 года был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Использованные материалы
- http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html?/oem - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
- http://www.fond.ru/book/book6/6-51.htm