Владимир Анатольевич Правдолюбов. 1920-е годы |
Память 21 сентября, в Соборах Волынских и Рязанских святых и в Соборах новомучеников и исповедников Радонежских, Соловецких и Церкви Русской
Родился 22 июня 1888 года в городе Касимове Рязанской губернии в семье протоиерея Анатолия Авдеевича и Клавдии Андреевны Правдолюбовых. Брат сщмч. иерея Николая Правдолюбова и исп. прот. Сергия Правдолюбова.
В 1898-1903 годах учился в Касимовском духовном училище, затем в Рязанской духовную семинарию. В 1909 году окончил семинарию по первому разряду и поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1913 году со степенью канд. богословия за сочинение "Вероучение, воззрения на обрядовую сторону религии и нравственное учение книги пророка Иеремии" [1]. По сведениям М. А. Правдолюбова, темой кандидатской работы Владимира Анатольевича была "Неразрывная связь любви к Богу и ближнему в жизни и нравственности христианина".
Перед Владимиром Анатольевичем открылся путь церковного служения, но он не был к тому времени женат, а принимать монашеский постриг не стал, не чувствуя к тому призвания. Он стал заниматься наукой, в основном психологией и педагогикой. Владимира Анатольевича пригласили в Житомир преподавать русский язык, словесность, а также логику и психологию в учительской семинарии и женской гимназии имени святой Анастасии. Уже в августе 1913 года он приступил к своим обязанностям, одновременно читал лекции в народном университете.
В 1914 году стал директором житомирской учительской семинарии, а в 1915 и 1918 годах выезжал в Галицию как преподаватель на специальные педагогические курсы, организованные правительством для подготовки учителей народных училищ.
В 1917 году впервые был арестован, но вскоре освобожден.
В Житомире власть постоянно менялась: то устанавливалась советская власть, то приходили петлюровцы. Граница Украины с Россией была закрыта, поэтому выехать из Житомира, находящегося на территории Украины, было невозможно. Когда к власти приходили петлюровцы, в городе начинались погромы. Владимир Анатольевич несколько раз спасал от погромов тех, кому угрожала опасность. В одном случае несколько семейств укрылись на чердаке учительской семинарии и благополучно переждали там погромы. В другом случае он вместе со своим другом, учителем семинарии, в одной небольшой комнате укрыл семейство из семи человек. Жилище этих людей было полностью разгромлено, но сами они остались живы.
В 1922 году переехал в Москву, где продолжил свою педагогическую деятельность. Вместе с тем он стал заниматься серьезной научной работой.
В 1922-1929 годах заведовал детским домом в Москве, преподавал в Объединенной школе краскомов им. ВЦИК в Кремле, являлся научным работником Наркомпроса, написал несколько работ по детской психологии.
В 1923 году стал доцентом Второго Московского государственного университета, старшим ассистентом психотехнической лаборатории, научным сотрудником Института методов школьной работы. Читал лекции в психотехнической лаборатории и Институте методов школьной работы. Областью его научных исследований были педагогика и психология.
В те годы среди ученых, занимающихся психологией, возникла идея создания нового направления в этой науке — специальной науки о ребенке: его воспитании, образовании и формировании как личности. При Втором Московском университете сформировался целый коллектив известных и талантливых ученых, которые активно разрабатывали это новое направление в психологии. Они публиковали свои работы отдельными изданиями, помещали статьи в известном в то время журнале «Психология, неврология и психиатрия». Вместе с ними работал Владимир Анатольевич, и деятельность его как ученого и педагога в эти годы успешно развивалась. Менее чем за семь лет, с 1922 по 1929 год, он издал три книги: «История письма» [2], «Работоспособность учащихся» [3] и очень важный для педагогики труд — «Кино и наша молодежь». В центральной газете «Известия» в 1928 году были напечатаны две его статьи — «О юном кинозрителе» и «Учащиеся и кино», а в журнале «На путях к новой школе» в 1926 году были опубликованы статьи о его работе с родителями учащихся. Особенно интересна его книга «История письма», которая вышла из печати со множеством иллюстраций.
Вместе с тем Владимира Анатольевича приглашали как специалиста в различные учреждения. В Военной академии он принимал участие в работе ее психологической лаборатории, где изучался новый для того времени метод тестирования, получивший теперь самое широкое распространение. В 1923 году он был участником Первого Всероссийского съезда по психоневрологии, на котором прочитал доклад «К вопросу об экспериментально-психологическом исследовании стенографов».
Владимир Анатольевич не скрывал свою веру и почитание патриарха Тихона. В 1924 году по ходатайству Владимира Анатольевича свт. Тихон принял прот. Анатолия и прот. Сергия Правдолюбовых и подарил свою фотографию с дарственной надписью. После издания в 1927 году митр. Сергием (Страгородским) и Временным Патриаршим Синодом "Декларации" Владимир Анатольевич не присоединился к непоминающим, но одно время не подходил под благословение отца, поминавшего за богослужением митр. Сергия. Позднее влияние отца и брата и твердость в исповедании веры многих других сторонников митр. Сергия привели Владимира Анатольевича к убеждению в том, что надо иметь общение и со сторонниками и с противниками последнего.
Только в 1925 году, когда ему было уже 37 лет, он женился. Но брак этот нельзя назвать счастливым: детей у них не было, а в 1932 году, когда Владимир Анатольевич вернулся из заключения и ссылки, жена от него ушла.
4 июня 1929 года он был арестован по обвинению в "злостной антисоветской агитации и пропаганде, участии в «Союзе русского народа» и контрреволюционном заговоре". Более двух месяцев он находился под следствием. За это время ему предъявляли самые различные обвинения, доказать которые сами обвинители не могли. Например, на обвинение в восстании в городе Касимове в 1918 году Владимир Анатольевич отвечал тем, что с 1917 по 1922 год не выезжал из Житомира по причине закрытия границы между Украиной и Россией. На обвинение участия в погромах в городе Житомире в 1918 году он возражал, что, напротив, укрывал в те годы очень многих, кому грозили эти погромы, что могут подтвердить участники этих событий. 8 августа 1929 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ осужден на три года ИТЛ. Отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения, через год был отправлен в ссылку в г. Вельск Северного края, работал в больнице помощником врача, преподавал на курсах для медперсонала.
После окончания срока ссылки жил в Горьком, занимался литературным трудом, участвовал в организации Горьковской психотехнической лаборатории. С весны 1933 по август 1934 г. жил в Касимове, преподавал в индустриальном техникуме.
В этот период Владимир Анатольевич составил жизнеописание касимовских местночтимых подвижников благочестия царевича Иакова (XVII в.) и Петра Отшельника (сер. XIX в.). Вместе с братом свящ. Николаем он составил подробное жизнеописание блж. Матроны Анемнясевской, для чего ездил к ней в дер. Анемнясево Бельковского района Московской обл. (ныне Касимовского района Рязанской обл.).
С августа 1934 года работал преподавателем в техникуме и образцовой школе в Горьком. В начале лета следующего года приезжал в Москву для лечения, после которого уехал в Куйбышев, но устроиться там на работу не смог.
С 1 сентября 1935 года преподавал в педагогическом техникуме в г. Сергаче Горьковского края.
Мч. Владимир Правдолюбов |
26 ноября 1935 года Владимир Анатольевич был приговорен к пяти годам ИТЛ, 2 декабря отправлен в Карагандинский ИТЛ, где работал помощником лекаря.
В 1937 году был арестован в лагере по обвинению в том, что вместе с архим. Маврикием (Полетаевым) "создал контрреволюционную группу, которая под руководством Полетаева систематически собиралась, проводила богослужения, распространяла контрреволюционные и религиозные настроения среди лагерников". Виновным в участии в "контрреволюционной группе" себя не признал, на допросах сказал, что имеет Библию. 28 сентября решением тройки УНКВД по Карагандинской обл. приговорен к высшей мере наказания.
Расстрелян 4 октября 1937 года вместе с архим. Маврикием (Полетаевым) и мч. Василием Кондратьевым.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года по представлению Алма-Атинской епархии.
С 2013 года память мч. Владимира Правдолюбова по неизвестной причине исключена из календаря Русской Православной Церкви, выпускаемого Издательством Московской Патриархии. Игумен Дамаскин (Орловский) в ходе конференции «Прославление и почитание святых», прошедшей в рамках Рождественских чтений 2013 года, заявил, что исправления в календарь внесены по инициативе Синодальной комиссии по канонизации святых и с благословения патриарха Кирилла [4].
Сочинения
- История письма. М., 1924;
- К вопросу о влиянии разнообразия раздражителей на процессы воображения // Журнал психологии, неврологии и психиатрии. 1924. Т. 4;
- Кино и учащиеся // На путях к новой школе. 1927. № 2;
- Опыт педологического подхода к вопросу о детском кинорепертуаре // Путь просвещения. 1928. № 5-6;
- Спроба педологiчному пiдходу до питання про дитячий кiно-репертуар // Кiно та школа: Зб. ст. [Б. м.],1928;
- Кино и наша молодежь: На основании данных педологии. М., 1929;
- Кинокартина и школьник: Опыт педологич. проработки кинокартины «Багдадский вор». М., 1929;
- Житие и Акафист св. блж. Матроне Анемнясевской, в Рязанской земле просиявшей. М., 2012 [Совместно со свящ.Николаем Правдолюбовым];
- Путевые записки о путешествии из Касимова в Саров летом 1903 г. на открытие и прославление мощей прп. Серафима Саровского. М., 2004 (в печати).
Награды
- благодарности от Министерства народного просвещения и генерал-губернатора Галиции ("за энергичный, умелый и добросовестный лекторский труд" на курсах подготовки учителей народных училищ)
- орден святого Станислава III степени (1916, за общественную деятельность)
Литература
- Правдолюбов В., прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2000;
- Правдолюбов С., прот. Крест Правдолюбовых: Три века служения Вере и Отечеству // «Труд-7». 2001. № 15. С. 20;
- он же. Завещание соловецкого узника и исповедника // ЖМП. 2003. № 2. С. 67;
- Весёлкина Т. Обитель особого назначения // Новая газета: Рязанск. еженед. Вып. 2001. № 7. С. 19;
- Кровь мучеников - семя Христово // Мир Православия: Ежемес. газета. Таллин, 2001. № 6 (39). Июнь;
- Сщмч. Анатолий Касимовский: (Прот. Анатолий Правдолюбов) // Были верны до смерти…: Кн. памяти нмч. и исповедников Рязанских ХХ в. Рязань, 2002. Т. 1. С. 128-133, 161-162;
Использованные материалы
- Прот . Сергий Правдолюбов "Владимир Анатольевич Правдолюбов" // Православная энциклопедия, т. 8, с. 646-647
- Протоиерей Михаил Анатольевич Правдолюбов. "Мученик Владимир Анатольевич Правдолюбов" // газета “Мир Православия” №9 (78) сентябрь 2004
[1] частично опубл.: Учено-богосл. опыты студентов КДА. К., 1913. Вып. 11. С. 262-306
[2] Москва, Государственное издательство «Красная новь», 1924 год
[3] Издательство «Работник просвещения», Москва, 1926 год
[4] Игумен Дамаскин (Орловский) объяснил исправления в церковном календаре на 2013 год - http://www.pravmir.ru/igumen-damaskin-orlovskij-obyasnil-isp...od/