Архимандрит Геннадий (Парфентьев) |
Память 28 октября, в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
В миру Григорий Сергеевич Парфентьев, родился в 1864 году в деревне Моисеевке Курской губернии в крестьянской семье.
В 1886 году поступил в Путивльскую Молченскую Софрониеву пустынь.
В 1895 году послушник Григорий поступил в Филейский Александро-Невский монастырь, где 6 апреля 1896 года принял монашеский постриг и 2 мая того же года был рукоположен в сан иеродиакона.
В 1897 году был переведен в Успенский Трифонов монастырь. Из характеристики монастырской клировой ведомости за 1898 год: "Кроток, трезвен и молчалив, к богослужению усерден".
30 апреля 1900 года рукоположен в сан иеромонаха.
В сентябре 1902 году был назначен настоятелем Яранского Пророчицкого монастыря с возведением в сан игумена. В то время был ещё жив первый настоятель и строитель обители игумен Нил (Пиляков), который из-за чахотки, приковавшей его к постели, не мог полноценно руководить монастырём.
В 1903 году благочинный церквей г. Яранска так характеризовал о. Геннадия: "Вполне оправдывает звание игумена как по личным душевным качествам, так и по опытности в руководстве иноческою жизнью братии". На следующий год благочинный так написал об отце Геннадии в клировой ведомости: "Отличных качеств. Подаёт братии пример трудолюбия, рачительности по ведению монастырского хозяйства. Весьма заботится об установлении и сохранении благолепия в обители. В общении с братией мягкий и ласковый, вследствие чего пользуется общей любовью".
В своем "Дневнике инока" епископ Вениамин (Милов) отмечал мирный и благодатный настрой, сложившейся в Яранском Пророчицком монастыре под руководством игумена Геннадия, который пользовался авторитетом среди местного населения, окормлял насельниц местных женских обителей, принимал участие в создании Покровской женской обители Котельнического уезда.
Осенью 1917 года, ещё до большевистского переворота, батюшка ходатайствовал об устроении храма на территории монастырской дачи, находящейся близ с. Беляева. Несомненно, настоятель осознавал, что в эпоху социальных потрясений инокам, удалённым от своей обители на 30 вёрст, будет нелегко устоять в монашеском делании без регулярной церковной службы. Кроме того, он надеялся, что наличие храма в удалённых монастырских владениях позволит сохранить "хотя бы небольшое количество леса, а в противном случае обитель может лишиться всей дачи, и монастырь будет поставлен в безвыходное положение".
В августе 1918 отец Геннадий был возведен в сан архимандрита.
Советская власть в Яранском уезде устанавливалась с большим трудом, через подавление крестьянских бунтов. В сводках Вятской ЧК за 1918-1919 годы отмечалось, что население Яранского уезда проявляет саботаж в исполнении постановлений советской власти, отказываясь платить продналог, укрывая в своих домах дезертиров и белогвардейцев, противясь декрету об отделении Церкви от государства, не желая отдавать детей в советские школы. Главным своим врагом безбожники считали Православную Церковь. В связи с этим Яранский исполком рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Яранская ЧК решили закрыть Пророчицкий монастырь, пользовавшийся огромным авторитетом у местных жителей.
10 сентября 1918 года была проведена конфискация значительной части монастырского имущества. Среди изъятых предметов - церковное вино, мёд, спички, серебро и различная ткань, приобретённая для пошива монашеских риз. Архимандрит Геннадий с братией обратились в Яранский исполком с прошениями о возвращении конфискованных вещей, чтобы можно было совершить Божественную литургию в приближающиеся праздники. Решением Яранской ЧК обители вернули часть отобранного при обыске виноградного вина, необходимого для совершения Литургии.
18 ноября 1918 года архим. Геннадий был арестован, взят в заложники и отправлен в Вятку. Вскоре он был отпущен на свободу. Возвращаться в г. Яранск пришлось пешком, путь лежал через Котельничский уезд, который с ноября 1918 года, после сдачи большевиками г. Перми, считался прифронтовым районом, в связи с чем местным чекистам были даны широкие полномочия по применению террора. Чтобы снова не попасть в заложники, приходилось проявлять осторожность и пробираться лесами. Поэтому лишь в январе 1919 года архим. Геннадий вернулся в монастырь.
Какое-то время в монастыре жили красноармейцы. Отец Геннадий продолжал служить в храме, но уже не имел возможности распоряжаться хозяйством обители. Вскоре монахи получили приказ покинуть монастырь в срок до 2 февраля 1919 года. Предполагалось закрыть и деревянный храм в честь Анны Пророчицы, но в Яранский исполком поступило девять прошений, по правописанию и юридически грамотно составленных, от жителей различных деревень Яранского уезда с просьбой о передаче им в пользование монастырского храма. Скорее всего, эти крестьяне были прихожанами Пророчицкого монастыря и пытались спасти от закрытия и поругания любимую церковь. Члены исполкома по имеющимся документам установили, что почти все прошения были написаны монахами. Это свидетельствовало о непосредственном участии братии обители в попытках спасти монастырский храм. Ни руководство исполкома, ни чекисты не сомневались в том, что вдохновителем этой "вредной деятельности" являлся архимандрит Геннадий.
16 февраля 1919 года архим. Геннадий был снова арестован. Аресту предшествовало появление в обители тайного агента чрезвычайки. Этот человек пришёл в монастырь 3 февраля, представившись белогвардейским офицером Петровым. По словам агента, отец Геннадий рассказал ему, что братии удалось спрятать некоторые церковные ценности, что 200 пудов ржи и 27 мешков крупчатки увезены в некую деревню, название которой он не сказал. Поэтому во время допроса сотрудники Яранской ЧК пытались узнать, где спрятана рожь и монастырские ценности. На все вопросы отец Геннадий ответил коротко: "Про рожь и крупчатку показать ничего не могу, а ценности находятся при церкви". Только эта часть допроса была подписана архимандритом. Также агент яранской чрезвычайки сообщал в своём донесении, что в обители полгода скрывался офицер Георгий Шатов, который в г. Котельниче вместе со своими соратниками прогнал комиссара и 40 красноармейцев.
По-видимому, мнимому Петрову всё же удалось выведать у братии, где была спрятана крупчатка и рожь, так как в марте в кузнечной мастерской бывшего Пророчицкого монастыря, получившего название "Советское хозяйство имени Карла Маркса", под полом была обнаружена рожь и пшеничная мука.
В апреле 1919 года, находясь уже в Вятской тюрьме, архимандрит Геннадий был приговорен к расстрелу.
Однако расстрел отца Геннадия был отложен. Возможно, отсрочка в исполнении приговора была связана с ходатайствами прихожан бывшего монастырского храма, который в апреле 1919 года ещё действовал. Дело Парфентьева вновь рассматривалось в октябре юридическим отделом Вятской ЧК. Следователь чрезвычайки пришёл к выводу, что настоятель Пророчицкого монастыря не может быть помилован и должен понести "суровую ответственность перед советской республикой". В написанном им заключении подчеркивается: "Принимая во внимание нужду в продовольствии, из-за недостатка которого рабочие и крестьяне пухнут с голода, а тут для совершения церковных обрядов имелись сотни пудов… упомянутый Геннадий как ответственное лицо за весь монастырь является главным виновником. Кроме того, он укрывал белогвардейского офицера, что противоречит всем распоряжениям советской власти". Решение следователя расстрелять отца Геннадия было утверждено в тот же день на заседании Коллегии Вятской ЧК. Следует отметить, что батюшка не написал ни одного прошения о помиловании, что в то время делали многие узники.
10 ноября 1919 года приговор был утверждён на заседании президиума ВЧК.
Архим. Геннадий был расстрелян 10 ноября 1919 года.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 23-24 сентября 2021 года.
Использованные материалы
- "Архимандрит Геннадий (Парфентьев)" // Сайт Вятской епархии
- "Имя архимандрита Геннадия (Парфентьева) включено в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской" // Официальный сайт Русской Православной Церкви