Протоиерей Николай Крылов Москва. Бутырская тюрьма. 1936 |
Память 28 ноября, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 26 апреля 1875 года в селе Петровском Верейского уезда Московской губернии в семье псаломщика Василия Федоровича Крылова. Брат еп. Арсения (Крылова) и свящ. Сергия Крылова. Атмосфера отношений в многодетной семье Крыловых была исполнена любовью, искренностью и доброжелательностью. Так, брат Алексей на обороте своей фотографии, подаренной Николаю, написал: "На память одному из добрейших братьев от вечнолюбящего его брата".
Окончил три класса Звенигородского духовного училища, откуда был уволен по своему прошению, и призван на военную службу, которую проходил в качестве писаря. По возвращении с военной службы пожелал служить в духовном ведомстве.
26 марта 1896 года назначен письмоводителем Московского епархиального училищного совета Кирилло-Мефодиевского братства.
Одновременно, с 1 сентября 1898 по 10 июня 1900 года, работал учителем-воспитателем при Василие-Кесарийской церковноприходской школе и в приюте приходского попечительства той же церкви в Москве. 22 мая 1900 года он завершил свое образование, получив звание учителя церковноприходской школы.
В 1900 году Николай Васильевич женился на Александре Михайловне, дочери священника с.Шуколово Михаила Кадышева. Дети: Клавдия (1901 г.р.), Константин (1902 г.р.)
30 мая 1900 года назначен псаломщиком к Казанской церкви села Подлипичье Дмитровского уезда Московской губернии. С сентября того же года стал руководить общим церковным пением во время богослужений и вести внебогослужебные собеседования с народом.
4 февраля 1901 года был посвящен в стихарь.
Николай Васильевич имел красивый голос, хорошо знал певческий устав и в течение многих лет преподавал церковное пение: шесть лет (с 1 сентября 1903 по 1909 год) в церковноприходской школе при Борисоглебском монастыре и четыре года (с 1 сентября 1905 по 19 января 1909) в Митьковском земском училище и там же учителем церковнославянского языка.
24 января 1909 года был рукоположен во диакона к Спасской церкви Спасо-Влахернского монастыря.
В 1911 году он стал слушателем Московских епархиальных миссионерских курсов.
С 1912 года начал руководить общеприходским пением, введенным по его предложению в обители.
Во время Первой мировой войны диакон Николай нес послушание духовного попечения о раненых, размещенных в монастырском лазарете и лазарете духовенства, и регулярно проводил с ними религиозно-просветительские чтения и собеседования. С 23 декабря 1915 года стал законоучителем в Ново-Спасском Деденевском начальном училище.
16 мая 1917 года на общем благочинническом собрании он был избран членом благочиннического совета и депутатом от благочиния на Московский епархиальный съезд духовенства и мирян.
В 1920 году патриархом Тихоном во епископа Дмитровского был рукоположен архимандрит Серафим (Звездинский). О.Николай скоро стал одним из ближайших помощников владыки Серафима.
21 сентября 1921 года возведен в сан протодиакона епископом Дмитровским Серафимом (Звездинским).
В 1925 году рукоположен во священника тем же преосвященным к Спасской церкви Спасо-Влахернского монастыря и назначен настоятелем храма и духовником сестер обители.
В 1928 году монастырь был закрыт, власти приняли решение закрыть Дмитровскую кладбищенскую церковь и приспособить ее под электростанцию, а также использовать колокольню Спасской церкви под водонапорную башню. Прихожане и сестры обители составили прошение с просьбой не делать этого. Это прошение властям в Москву отвез отец Николай. Однако те отказались удовлетворить просьбу верующих.
В феврале 1930 году священник Николай Крылов был "раскулачен". За одну ночь из дома было вывезено все имущество, корова и куры. О.Николай и его семья были изгнаны из дома зимой и лишены всего, самых необходимых вещей. Матушка Александра Михайловна поехала в Москву и сумела доказать незаконность "изъятия". Вернулась с предписанием о возвращении собственности, вновь поселилась в своем доме, а свои вещи сама сняла с полок магазина в Деденеве.
В начале 1930-х годов отец Николай был возведен в сан протоиерея.
Протоиерей Николай продолжал служить в Спасской церкви, многие монахини после закрытия обители поселились в близлежащих деревнях и ходили на службы в Спасскую церковь, и отец Николай по-прежнему оставался их духовником. В Спасской церкви были частицы мощей многих святых, и отец Николай обыкновенно служил службы в дни их памяти. Верующие знали это и просили сугубо помолиться о них у этих святынь, что потом было поставлено священнику в вину.
В 1931 году были арестованы и сосланы 42 монахини Влахернского монастыря. О.Николай переписывался со ссыльными священниками и монахинями, посылал им продукты и деньги. Посылал и епископу Серафиму посылки и письма. Ответные письма владыки Серафима были для о.Николая руководством и помощью в его служении.
В 1935 году власти закрыли Спасскую церковь, и отец Николай перешел служить в храм в село Батраково в храме иконы Божией Матери "Нечаянная Радость", предварительно обойдя село с подписным листом о разрешении ему служить в этой церкви.
Жил о.Николай бедно. Как и все священники, он был обложен непосильными налогами. В это время он был близок с влахернской схимонахиней Марией (Буторовой), предсказавшей ему скорый арест.
13 августа 1936 года протоиерей Николай был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Его обвинили в том, что он
Следователь спросил, признает ли себя священник виновным в контрреволюционный деятельности, на что отец Николай ответил, что не признает и с обвинениями, выдвинутыми против него, не согласен.
2 декабря 1936 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило отца Николая к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Карлаг.
В 1942 году супруга отца Николая получила из лагеря открытку, написанную мужем, где поверх его текста было надписано: "Ваш батюшка, отец протоиерей Николай, мирно опочил в ночь с 11 на 12 декабря". Накануне он был обобран уголовниками и замерз.
15 апреля 1957 года протоиерей Николай был реабилитирован Президиумом Мосгорсуда по 1936 году репрессий.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года.
Награды
- серебряная медаль на Владимиро-Андреевской ленте (1910, в память 25-летия восстановления церковноприходской школы)
- бронзовая медаль на Владимирской ленте (1913)
- золотой с эмалью крест на Владимирской ленте (1913, в память 300-летия дома Романовых)
- благословение Святейшего Синода с вручением грамоты (1917, за труды по военному времени)
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). "Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Ноябрь" Тверь, 2003 год, стр. 324-328
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"