Протоиерей Неофит Любимов |
Память 17 октября, в Соборах Московских и Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 12 января 1846 года в селе Липняги или Таборы Самарского уезда Самарской губернии в семье диакона.
Первоначально обучался в Самарском духовном училище и Самарской духовной семинарии. По окончании курса в 1870 году был послан на казённый счёт в Киевскую академию, которую окончил в 1874 году со степенью кандидата богословия и с правом соискания степени магистра, не подвергаясь поверочному испытанию.
27 июля 1874 года определён в Симбирскую духовную семинарию на должность преподавателя гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей Церкви. Совместно с этими предметами ему поручено было, за болезнью преподавателя, преподавание догматики и нравственного богословия в старших классах, а по приглашению начальника Военной гимназии, в течение восьми лет он вёл там занятия по русскому языку и гражданской истории. С 1876 года ему было поручено преподавание в семинарии теории словесности, истории литературы и логики.
С 1876 по 1882 год был преподавателем русского языка и гражданской истории в Симбирском епархиальном женском училище.
С 1879 года в течение семи лет состоял преподавателем русской словесности и педагогики в Мариинской женской гимназии.
С 1882 года был членом педагогического и распорядительного собрания правления семинарии.
С 1885 года служил законоучителем и инспектором классов того же училища. Преподавал также в Симбирском кадетском корпусе.
В 1885 году был рукоположен во священника к Введенскому храму епархиального училища. До нас дошло восемь Слов, произнесенных во Введенском храме в дни престольных праздников. Во время его служебной деятельности ему поручалось исполнение строительных обязанностей: так он, в качестве председателя комиссии при епархиальном училище, строил здание для классов, общежитие для воспитанниц епархиального женского училища, больницу для него, баню и прочее.
В 1893-1895 годах, оставаясь в должности инспектора классов женского училища, преподавал гомилетику в Симбирской духовной семинарии.
С 14 апреля 1899 по 4 июня 1900 года работал преподавателем греческого языка в Симбирском духовном училище для выслуги пенсии. 14 апреля 1899 уволен с должности инспектора классов в епархиальном женском училище. Он исходатайствовал у Святейшего Синода преподавательский оклад пенсии для инспекторов классов в епархиальных училищах при содействии директора Хозяйственного управления П.И. Остроумова, но сам не воспользовался им вследствие запоздания отпечатания в «Церковных ведомостях» определения Св. Синода о назначении пенсий законоучителям и инспекторам классов при епархиальных училищах.
В начале 1900-х годов служил в церкви Всех святых города Симбирска.
В 1902 году был назначен настоятелем московского храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. В Москве он принимал активное участие в образовательных чтениях для фабрично-заводских рабочих, читал лекции для рабочих в Московском епархиальном доме.
В 1906 году был возведен в сан протоиерея.
Ревностный проповедник и защитник православия, он основал собственное миссионерское издательство, в котором публиковались работы архиепископа Антония (Храповицкого) против пашковцев, Н.Ю. Варжанского – против различного вида сектантства, а также свои собственные работы. В 1914 году вторым, дополненным изданием вышли проповеднические труды протоиерея Неофита. Основанием к переизданию стали высокие отзывы о его проповедях.
Н. Раевский писал: «Многие “Слова” представляют недуги современного общества... и указывают средства для их врачевания. При обстоятельной полноте содержания они излагаются живою современною и вполне изящною речью».
В другой рецензии отмечалось:
Протоиерей Неофит церковные убеждения соединял с патриотической настроенностью и твердыми воззрениями на благодетельную силу царской власти, он издал специальный труд о духовной природе царской власти и об обязанности православных людей хранить и укреплять ее.
В 1914 году был назначен настоятелем храма святителя Спиридона Тримифунтского на Козьем болоте.
Сщмч. Неофит Любимов |
Ответа на это письмо не последовало.
21 июля 1918 года протоиерей Неофит, по предложению Александра Дмитриевича Самарина, отслужил в храме панихиду по «убиенном новопреставленном бывшем царе Николае». Вечером того же дня сотрудники ВЧК арестовали священника. Протоиерей Неофит был обвинен в «агитации против советской власти», в том, что «служил панихиду по “помазаннике Божием” Николае Романове». 17 сентября 1918 года Президиум Коллегии отдела по борьбе с контрреволюцией из трех человек приговорил протоиерея Неофита к расстрелу.
Приговор был приведен в исполнение. Протоиерей Неофит Любимов погребен на Калитниковском кладбище в могиле, ставшей ныне безвестной.
Канонизирован в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Сочинения
- Влияние христианства на древне-русский богатырский эпос. (Киев, 1874. кандидатское сочинение)
- О необходимости трудиться по учению Слова Божия и соображениям человеческого разума, 1894
- О необходимости заниматься воспитанием детей самим матерям, 1894
- О заслугах св. братьев Кирилла и Мефодия славянскому миру и нашему Отечеству, 1895
- Слова и речи протоиерея Неофита Любимова, 1903
- О разумном усвоении истин веры и о разумном познании Бога в природе, 1903
- Русская народная литература в ее постепенном развитии под влиянием христианства (М., 1904)
- Власть Самодержавия по учению Слова Божия и Православной Русской церкви
Использованные материалы
- Священник Афанасий Гумеров. "Священномученик Неофит Любимов" // «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Сентябрь-Октябрь» Тверь, 2003 год, стр. 165-172
- Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том II. К-П. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2015, с. 241 -244 (использовано частично):
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"