Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КОНСТАНТИНОВ-ГРИШИН ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Василий (Константинов-Гришин)
Сщмч. Василий (Константинов-Гришин)
Василий Матвеевич Константинов-Гришин (1874 - 1943), священник, священномученик

Память 1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 23 декабря 1874 года в селе Выползово Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Порецкого района Чувашии) в крестьянской семье.

В детстве он ухаживал за одним состоятельным односельчанином, который был бездетный. Он так полюбил Василия, что предложил ему взять его фамилию и стать его наследником. Фактически по документам фамилия Василия Константинов, но народ в селе звал по фамилии отца - Гришин. В следственном деле за 1933 год значится фамилия Гришин, а в деле за 1937 год - двойная фамилия.

С 1908 года Василий служил псаломщиком в селе Чаадаевка Ардатовского уезда Симбирской губернии, в 1911 году был перемещен в село Мариополь Карсунского уезда, в 1916 году - в село Сыреси Алатырского уезда.

Окончил пастырские курсы.

В 1919 году был рукоположен в сан диакона, а в 1923 году - в сан священника.

В 1926 году был лишен избирательных прав как служитель культа. К 1933 году служил в родном селе Выползово.

2 января 1933 года председатель Антипинского сельсовета выступил в качестве свидетеля и показал следующее:

"В Антипинском с/совете существует кулацкая группировка, ставящая целью развал колхозов изнутри во всех селениях Антипинского с/совета и занимающаяся активной антисоветской деятельностью. Во всех 3-х селениях имеются колхозы, но ввиду того, что кулаки пролезли и в колхоз, колхозы не растут, а наоборот есть тенденция к выходу из колхозов. Всей этой кулацкой группировкой руководит поп села Выползова Гришин Василий Матвеевич через близко к нему стоящих женщин".

Нашлись и другие лжесвидетели из односельчан, давшие следствию показания.

16 января 1933 года священник был арестован и заключен под стражу в тюрьму города Алатырь. В тот же день состоялся допрос, на котором священник отвечал:

"В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю и по существу дела показываю: антисоветской агитацией я не занимался и ни с кем ни в какие разговоры не вдавался, а наоборот как церковник всегда держался аполитично. Кулацкой группировкой я не руководил. Больше показать не имею, показания мои с моих слов записаны верно и мне прочитаны, об окончании следствия мне объявлено, в чем и расписуюсь".

31 января тюремный врач после осмотра составил медсправку на заключенного священника где отметил:

"Слабость сердечной мышцы, склероз сосудов, незначительный отек ног, хронический ревматизм. Заключение: инвалидность 3 группы с утратой трудоспособности. Пешком следовать на большое расстояние не может (на небольшое - 5 км может)".

Было предъявлено обвинительное заключение по статьям 58-10 и 58-11 УК, составленное на основании показаний свидетелей. В нем говорилось:

"Начиная с 1930 года в районе Антипинского сельсовета Порецкого района ЧАССР существовала организованная кулацкая группировка, ставящая своей целью развал колхозов изнутри в селениях дер. Антипинка, Бредовка и Выползово Антипинского сельсовета и срыва проводимых правительством хозяйственно-политических кампаний на селе, в особенности: хлебозаготовок, заготовок технических культур и мобилизации средств.

Гришин Василий Матвеевич, поп, являясь руководителем этой кулацкой группировки, через близко стоящих к нему женщин Агафонову Пелагею, Гришину Любовь и др. распространял а/с агитацию. Все члены группировки часто собирались у снохи попа Гришиной Любови и последняя, получая известные задания от попа Гришина Василия, агитировала среди населения против проводимых мероприятий. Кроме того, сам Гришин Василий проводил открытую а/с агитацию, говоря: "Скоро власть перевернется. Советской власти не будет. Поэтому в колхоз не надо вступать".

Поп Гришин Василий, будучи в доме у члена этой группы Агафоновой Татьяны говорил: "Все государства обрушились против коммунистов. Скоро советскую власть сшибут. Тогда коммунисты все разбегутся и не будет колхозов".

После допроса поп Гришин, приходя в арпомещение среди арестованных начал агитировать следующими словами: "Сейчас что бы ни творилось в СССР, истина возьмет свое. Так пишет Евангелие. Тиранство это ненадолго. Какой меркой они нас мерят, такой и им отмерится Святой церковью никогда непоколебимой".

В мае месяце 1932 года поп Гришин около кузницы в присутствии гражданина Козлова Петра и других говорил: "Колхоз есть барщина. В колхозе у крестьянина отнимают волю и собственность. Но это еще ладно. Но плохо то, что работай день и ночь, а больше куска хлеба не получишь".

Один колхозник-коммунист показал:

"…в силу этих лиц ведущие антиколхозную агитацию граждане с. Выползово и боятся идти в колхоз указанных лиц я прошу органы О.Г.П.У. удалить из пределов нашей Республики и тогда граждане все как один войдут в колхоз".

25 марта того же года следственное дело "за недостаточностью данных для привлечения к ответственности" было прекращено и отец Василий и другие арестованные по данному делу были освобождены.

Некоторое время священник служил в селе Напольном Порецкого района. Новая волна репрессий застала отца Василия на священническом служении в селе Кудеиха того же района.

22 октября 1937 года отец Василий был подвергнут обыску и аресту. Первое время он содержался в Порецком райотделе НКВД, затем был доставлен в Алатырскую тюрьму № 3 НКВД ЧАССР.

Из допроса 22 октября 1937 года:

- Вы состояли в контрреволюционной организации и занимались распространением контрреволюционной агитации среди населения, направленной против существующего советского строя. Следствие предлагает Вам рассказать, конкретно кто состоял в Вашей контрреволюционной организации, назовите их фамилии и имена и расскажите о ихних связях и агитации? 
- В контрреволюционной организации я ни в какой не состоял и не состою, не знаю и понятия не имею что за организация, антисоветской агитацией не занимался и не занимаюсь и говорить мне не о чем. 
- Следствие Вам напоминает, что Вы имели тесную связь с кулаками Гамаюновым Василием Ивановичем, Агафоновым Иваном Семеновичем, священниками: Храмцовым, Воскресенским, Покровским, Вели совместно антисоветскую агитацию, скажите признаете ли Вы это? 
- Не признаю и признать не могу. 
- Вы говорите, что не занимались антисоветской агитацией тогда как следствием установлено, что Вы 27/XII-1933 года в доме церковного старосты распространяли антисоветскую агитацию против соввласти, признаете ли Вы это? 
- В дому церковного старосты я совершенно не был и агитации против соввласти никогда не вел. 
- Также следствию известно, что Вы служа в церкви перед народом говорили проповедь про князей Бориса и Глеба, выставляли их за истинных защитников народа и добавили, «мы должны их помнить и стоять за религию, а не за безбожников» За что Вас хвалили верующие, скажите, признаете ли Вы это? 
- Проповедь в церкви про Бориса и Глеба я никогда не говорил. 
- Вы служа в Напольновской церкви и когда Вас Ардатовский РИК обложил налогом в 1000 рублей, Вы объявили верующим, а когда верующие Вам собрали указанную сумму то Вы присвоили себе и уехали, признаете ли Вы это? 
- В Напольном я служил 22 дня, меня действительно Ардатовский Рик облагал подоходным налогом, точно на какую цифру не помню, на девятьсот с чем-то рублей, денег у верующих для уплаты налога не брал и не просил, а уплатил свои, после уплаты налога я сразу заявил в сельсовет что служить не буду и ушел, но не убег самовольно, потому такой вопрос признать не могу. 
- Скажите следствию сколько раз и когда Вы бывали у Алатырского епископа и зачем к епископу ездили? 
- У Алатырского епископа я был всего как я помню два раза всего. Первый раз у епископа я был в 1933 году ездил за получением благословения выйти из его епархии и поступить в другую Мордовской области. Второй раз у епископа я был в марте месяце 1937 года ездил за разрешением, чтобы снова поступить в Напольное. 
- Будучи Вы у архиерея в городе Алатыре в 1933 году и по приезду в Порецкий район кулаку Гамаюнову Василию Ивановичу Вы говорили: «мне передал архиерей, что служи и помни, что гонения на церковь продлятся не более 2-3-х лет, народ скажет, так существовать нельзя, Россия вымирает от голода, колхозники скажут, довольно нас тиранить иностранные государства и те, хотят взяться за большевиков», признаете ли Вы это? 
- Это я не признаю.

Обвинялся священник Василий Константинов-Гришин по одному следственному делу с протоиереем Димитрием Воскресенским и священником Михаилом Храмцовым. Этих священников связывали узы духовного родства и близость проживания давала возможность часто встречаться и поддерживать отношения.

30 декабря 1937 года тройкой НКВД ЧАССР все трое были приговорены к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Отец Василий отбывал срок наказания в Алатырской ИТК до 1941 года, когда был этапирован по наряду ГУЛАГа.

Скончался 14 марта 1943 года в Темниковском лагере в Мордовии. Погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года.

Использованные материалы

Редакция текста от: 24.03.2019 22:02:39

"КОНСТАНТИНОВ-ГРИШИН ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google