Протоиерей Павел Преображенский. Москва. Тюрьма НКВД. 1937. Фотография с сайта fond.ru |
Память 8 октября, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Бутовских и Радонежских
Родился 10 декабря 1882 года в городе Коломне в семье священника Платона Павловича Преображенского.
В 1905 году окончил Московскую духовную семинарию.
Отец Павел с супругой Анастасией, 1907 год. Фотография с сайта fond.ru |
В 1908 году был рукоположен во диакона к Московскому Рождественскому монастырю.
В 1917 году был рукоположен во священника ко храму Рождества Пресвятой Богородицы села Мишутино Московской губернии.
Семья о.Павла жила в большой нужде, приходилось заниматься сельским хозяйством. Приобрели корову и лошадь, которых матушка сначала боялась. Но то ли у них, горожан-москвичей, не хватало умения вести полевые работы, то ли земля была плохая, а годы засушливые, урожаи были очень низкими, и семья батюшки с трудом сводила концы с концами. Недалеко от села была роща, в которой мужики рубили лес на дрова. Вместе с крестьянами и отец Павел ездил в рощу, грузил дрова на телегу и возил их в Сергиев Посад.
В трех километрах от Мишутина служил священник Иоанн Инюшин. Инюшины и Преображенские были дружны. В праздники они встречались семьями, на Рождество устраивали елку, которую дети украшали самодельными игрушками, яблоками и конфетами.
26 мая 1922 г. в Мишутино было произведено изъятие церковных ценностей. Представители власти часть икон, "поименованных в описи", не нашли. Диакон сказал, что они украдены в 1870 г. Забрали серебряные ризы, священные сосуды не тронули. Изъятие обошлось без видимых инцидентов.
В 1927 г. священника "раскулачили", отобрали и корову и лошадь.
В конце 1928 года отец Павел был назначен настоятелем Ильинской церкви села Синьково. Уезжая из Мишутина, он продал дом, чтобы в Синькове купить новый, но денег за него не получил: покупатель, вселившийся в дом священника, заявил, что попу денег не полагается. Поэтому жилье пришлось снимать. Жилив одной комнате. Уголок священника был отгорожен гардеробом.
В середине 1930-х годов отец Павел был возведен в сан протоиерея.
Насколько это было возможно, и в 1930-е годы сохранял о.Павел традиции церковных праздников. На престольный праздник, в Ильин день и на Пасху вокруг церкви бывал крестный ход, а на Крещение ходили к реке, прорубали большую прорубь и святили воду. Засушливым летом в начале 1930-х годов приходской совет испросил разрешения властей выйти со священником на поля и помолиться о дожде. Разрешение было получено, о.Павел обошел с молитвой поля, и дождь пошел.
По-прежнему семья кормилась крестьянским трудом. Труд о.Павел считал необходимым для всех и приучал к нему детей, с малолетства направляя их на посильные полевые работы. В качестве отдыха любил батюшка плести корзины из ивовых прутьев и всем их дарил.
Память о служении о.Павла старожилы сохранили до сих пор и были уверены, что их батюшка служит лучше священников других церквей (еще в 1998 г. в Синькове жили его прихожане). Всегда чувствовалось, что не формально, не наспех служил он, но молился горячо, от сердца. После службы обязательно проповедовал. К проповедям готовился, записывал их в тетради. В общении священник был прост и добросердечен. Прихожане любили батюшку и бывали частыми гостями у него в доме: кто с вопросами приходил, кто за книгой, а кто нуждаясь в духовной поддержке. «Добрейшей души человек», – говорили они. Его пастырское участие распространялось на каждого, кто к нему обращался.
В середине июня 1937 года у него в гостях оказалась женщина, перешедшая на агентурную службу советской власти и не скрывавшая этого, – Раиса Уклонская. Отец Павел принял осведомительницу у себя дома и сказал ей: «Зря вы... ушли из Церкви, ведь не прочна ваша новая платформа, не верьте ей».
Ночью 30 сентября 1937 года отец Павел был арестован по обвинению в "активной пораженческой контрреволюционной агитации, восхвалении врагов народа". Устроили обыск, все в доме о.Павла перевернули. Перед уходом о.Павел взял ножницы, дал их сыну и велел остричь себе волосы.
Несколько дней его продержали в милиции в Рогачеве, затем отправили в дмитровскую тюрьму. Транспорта не дали никакого – погнали пешком до Дмитрова, двадцать четыре версты. Когда его вели через Синьково, соседи позвали супругу Анастасию. Она выбежала из дома и в последний раз увидела мужа. Он едва передвигал ноги. В тюрьму он был доставлен больным.
19 октября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Московской области был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 21 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
25 августа 1989 года был реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР от 16.01.1989 г.
27 декабря 2000 года постановлением Священного Синода был причислен к лику святых Новомучеников Российских для общецерковного почитания.
Документы, публикации
- ГАРФ. Ф. 10035, д. 20552.
- Вся Москва. М., 1908. Рождественский монастырь.
- Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. 420с. С.278.
- Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
Использованные материалы
- Составитель игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Сентябрь-Октябрь». Тверь, 2003 год, стр. 154-158.
- БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"