Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТИХОН ИВАНОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Священник Тихон Архангельский с супругой Хионией Ивановной и дочерьми Александрой (старшая, справа) и Юлией
Священник Тихон Архангельский с супругой Хионией Ивановной и дочерьми Александрой (старшая, справа) и Юлией
Тихон Иванович Архангельский (1875 - 1937), протоиерей, священномученик

Память 4 октября, в Соборах Воронежских и Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 30 мая 1875 года [1] в селе Большое Попово Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне Лебедянский район Липецкой области) в семье приходского священника с.Попово Ивана Михайловича Архангельского (1847-1882) и его супруги Марии Никандровны, дочери священника Никандра Тимофеевича Андреева. Рано осиротел: отец умер, когда Тихону было 7 лет, еще раньше умерла мать. Детей, - а кроме Тихона, в семье Архангельских были еще сын Александр и дочь Анна, - взяли на воспитание сначала дядя - священник с.Троекурово Николай Никандрович Андреев, а затем его дочь - Зиновия Николаевна, вышедшая замуж за за Петра Алексеевича Веселовского, рукоположенного в 1886 г. во священника Никольской церкви с.Слободка Лебедянского уезда. Там, в с. Слободка, недалеко от сел Попово и Троекурово, рос Тихон.

В 1893 году Тихон поступил в Тамбовскую духовную семинарию, которую окончил в 1899 году.

5 сентября 1899 г. был определен в псаломщики к Успенской церкви с. Семеновка Козловского уезда Тамбовской губернии.

9 февраля 1900 г. женился на Хионии Ивановне, дочери священника с.Копыл Лебедянского уезда о.Иоанна Дмитриева, родившейся в этом селе. Впоследствии у них родилось 18 детей, из которых выжило только девять.

5 марта 1900 года рукоположен во диакона еп. Тамбовским Георгием (Орловым) в Тамбовском Покровском соборе, а 19 марта того же года был рукоположен во священника тем же преосвященным в Тамбовском Казанском монастыре.

В 1901 году определен к церкви Димитрия Солунского при женском Димитриевском монастыре в селе Троекурово Лебедянского уезда Тамбовской губернии.

15 мая 1904 года Димитриевский храм стал приходским, штат монастырских священнослужителей был переведен во Владимирский собор обители, а о.Тихон назначен настоятелем Димитриевской церкви.

С 1913 года состоял в должности настоятеля Владимирского собора Троекуровского монастыря, был возведен в сан протоиерея. Кроме ежедневных и долгих монастырских служб, о.Тихон состоял заведующим и законоучителем Троекуровской церковно-приходской школы, а также учителем Закона Божия в местной двухклассной земской школе. Он был также в течение нескольких лет духовно-судебным следователем 2-го Лебедянского благочиннического округа, а также помощником благочинного.

Был добросовестным и ревностным пастырем, он много молился и часто служил. Приветливый и отзывчивый на людское горе, он всегда мог утешить пришедшего к нему с бедой человека. Был человеком решительным и твердым, и в его присутствии невозможно было выразиться грубо и непотребно - он всегда в этих случаях останавливал и делал замечание. При всем том он был немногословен и сдержан.

Большая семья священника жила в небольшом кирпичном доме за монастырской оградой, пристроенном к причтовому дому Троекуровского монастыря. Основным источником пропитания семьи Архангельских, особенно в трудные и голодные годы после революции, было хлебопашество, поля обрабатывали сами, дети были помощниками. О.Тихон и матушка Хиония с раннего детства растили детей в благочестии, учили детей основам православной веры, приучали к молитве, постам, чтению Священного Писания, дети постоянно ходили в храм.

Во время обновленческой смуты, в 1922 г. о.Тихон Архангельский, как и все священнослужители в то время, должен был заполнить анкету, из которой видно отношение о.Тихона к советской власти (на соответствующий вопрос он ответил: "Подчиняюсь") и его отрицательное отношение к обновленчеству и обновленческим проектам по реформированию Церкви. Он выразил решительное несогласие с проектами двоебрачия духовенства и уничтожения монашества.

К концу 1923 г. власти рапортовали о закрытии монастыря, 20 ноября была объявлена продажа различных построек обители и раздел их между местными ведомствами. Однако многие сестры, несмотря на открытые гонения со стороны властей, не покинули Троекуровскую обитель. Протоиерей Тихон Архангельский продолжал совершать богослужения в монастырских храмах. Монахини монастыря пытались вести хозяйство. Документы 1926 г. во время переписи свидетельствуют о том, что Троекуровский монастырь был выделен как отдельный населенный пункт с 95 хозяйствами и населением в 25 мужчин и 187 женщин.

О.Тихон был объявлен "вредным элементом" и "лишенцем". Семья Архангельских облагалась повышенным налогом. В 1925 г. у Архангельских была конфискована одна из двух коров.

В 1920-е годы несколько раз арестовывали. По воспоминаниям дочерей, он "сидел под арестом больной и простуженный по нескольку суток, потом его освобождали, и он приходил домой весь изможденный".

В 1927 г. произошла вторая попытка закрыть монастырь. На этот раз власти запретили совершать богослужения и отобрали у насельниц оставшиеся здания и постройки. Но часть сестер правдами и неправдами оставалась в родных стенах, а многие из них так до конца своей жизни прожили на территории обители.

О. Тихон, лишенный возможности служить во Владимирском соборе, в 1927-1929гг. совершал богослужения в приходской Димитриевской церкви, располагавшейся на территории обители. Настоятелем ее был священник о. Георгий Васильевич Голубев, хорошо знавший о.Тихона. В 1928 г. власти закрыли Димитриевскую церковь. У священника отобрали дом, практически все, что было в доме и оставшуюся домашнюю живность.

В январе или феврале 1929г., когда жить в Троекурове стало практически невозможно, а над о.Тихоном и его семьей нависла угроза нового ареста, семья Архангельских решила покинуть село. В сельсовете многие относились к о.Тихону с большим уважением, и один из служащих сельсовета предупредил о.Тихона о готовящемся близком аресте. Затемно, на санях, предложенных кем-то из сельчан, Архангельские переехали в Лебедянь.

Сначала Архангельские жили в Лебедяни у знакомых - Чухровых. Весной семья перебралась в принадлежавший ранее Сорокину в Лебедяни большой каменный дом на берегу Дона с большим двором и садом. Лебедянь и часть бывшего Лебедянского уезда вместе с Липецком и его окрестностями с 1926г. входили в состав новообразованной Липецкой епархии. Епископ Липецкий Уар (Шмарин), близко и хорошо знал о.Тихона, т.к. в 1918-1926 гг. он служил священником с.Иншаково (Тютчево), находившимся рядом с с.Троекурово. Епископ Уар направил о.Тихона служить на приход, расположенный в трех километрах от г.Лебедяни - Волотово, Ракитино, Черепянь, Старое или Новое Ракитино.

Осенью 1929 г. дом в Лебедяни был отобран, и зиму 1930 г. Архангельские провели в сторожке на приходе о.Тихона. Батюшка прослужил на этом приходе около года до закрытия храма. Летом 1930 г. епископ Уар (Шмарин) перевел о.Тихона в село Ильино (Ильинское?). По благословению владыки Уара о.Тихон переходил из храма в храм по мере их закрытия.

С 1931 по 1932 год служил в с.Белоколодск (Пады) Липецкого района Липецкой области. Семья Архангельских прожила лето и зиму в церковной сторожке.

В 1932 году был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. Провел две недели в Липецкой тюрьме, после чего был отпущен. После этого Архангельские перебрались в с. Патриаршее (ныне Донское).

В Патриаршем о.Тихон прослужил около года, до закрытия храма. Семья Архангельских жила, по воспоминаниям дочери Елены, "на берегу речушки Донец, в маленькой избушке... Папа был заботливым отцом... ". Потом семье священника предоставили новый просторный дом, но это продолжалось недолго. Зимой 1933 г. храм закрыли.

Батюшку перевели настоятелем Троицкого храма в селе Куймань Трубетчинского района Воронежской области (ныне Лебедянский район Липецкой области). Начал служение в с.Куймань зимой 1933г. Село лежало на полдороге между Липецком и Лебедянью. Храм в последнее время пустовал, и жители этого большого села обрадовались приезду батюшки.

Сначала Архангельские, по воспоминаниям дочери, "остановились в Куймани у какой-то женщины,... жили вместе с хозяйкой в маленькой избушке". Весной 1933 г. Архангельские перешли в небольшую отдельную избушку на крестьянском дворе рядом с домом хозяина Андрея Васильевича Жданова в слободе Закуймановке. В 1936 г. к родителям приехала овдовевшая дочь Ирина с четырьмя маленькими детьми.

В начале 1937 г. был арестован регент Троицкой церкви Леон Самсонович. С этого времени каждый день ждал ареста и о.Тихон. Он проявил большое мужество и в этих условиях продолжал служить в храме и исполнять свои пастырские обязанности, не отказавшись от службы священником и не перейдя на более "безопасную" работу, спасая свою жизнь и жизнь близких. Из следственного дела о.Тихона Архангельского видно, что непосредственным "основанием" для его ареста послужили показания двух лжесвидетелей, 31 июля 1937 г. на допросе "засвидетельствовавших", что "Архангельский является злейшим врагом Советской власти и систематически проводит среди жителей к/р агитацию".

9 августа 1937 г. о.Тихон был арестован уполномоченным Трубетчинского РО УНКВД. В этот жаркий летний день, по воспоминаниям родных, люди в галифе окружили дом. Войдя в дом, сотрудник НКВД сразу подошел к о.Тихону и спросил: "Оружие есть?". "Есть!", - ответил о.Тихон. - "Крест и молитва!" Тогда один из сотрудников НКВД подбросил о.Тихону свой пистолет, как якобы найденное у него оружие. При аресте были изъяты паспорт о.Тихона, 178 книг, различная переписка, деревянный крест, церковные печати, а также газеты советского и дореволюционного периода ("Русский Паломник" и др.).

Из воспоминаний дочери:

"Папу увезли, в чем был - в летнем подряснике. Не сказали, куда увезли... На следующий день мама послала меня к милиционеру узнать, где отец. Тот сказал, что знает только, что его увезли в райцентр Трубетчино... В сентябре я стояла с одноклассниками около церкви, выходит мужчина лет 50-55, подходит ко мне, протягивает мне что-то со словами: "Возьми, это твоего отца". Смотрю, а это папин наперсный серебряный крест. Видимо, послали людей в храм описать церковное имущество. Когда маму освободили через 8 лет, она этот крест отдала в церковь батюшке..."

Матушка Хиония Ивановна и дети о.Тихона с самого дня его ареста не знали, куда его увезли. Лишь потом, когда стало известно, что он в Липецкой тюрьме, начались постоянные поездки Хионии Ивановны в Липецк, Лебедянь и в Москву к родственникам и знакомым за советом и безуспешные хлопоты в различных инстанциях об арестованном. Однажды в Липецке она увидела идущих под конвоем людей, среди них узнала папу. Она крикнула, батюшка обернулся, но конвоир прервал попытку подойти...

Отца Тихона обвинили в "а/с деятельности, проводимой в Куймани с помощью религиозных предрассудков, а/с и антиколхозной агитации, к/р провокационной клевете, террористических намерений против ВКПб и правительства, выступал против реализации займа".

О.Тихон подвергся трем допросам: 10 августа, 2 сентября и 1 октября. Он не признал себя виновным, не лжесвидетельствовал ни против себя, ни против кого-либо, ни против Церкви. Из стенограммы допросов:

– Свидетельскими показаниями вы достаточно уличены в антисоветской деятельности, проводимой среди населения села Куймань. Следствие требует от вас правдивых показаний.
– Да, я согласен с той формулировкой свидетелей, что в моем понимании коммунисты – люди неверующие, заблудившиеся, пропащие и ведут народ к погибели в будущей загробной жизни. Они должны познать Бога. На земле абсолютной правды нет, а правда есть только на небе.
– Вы высказывали террористические намерения по адресу партии и правительства?
– Террористических намерений я никогда не высказывал и не считаю себя в этом виновным.
– Расскажите о ваших преступных связях.
– Преступных и других каких-либо связей у меня нет.
– Показаниями свидетелей вы достаточно изобличаетесь в контрреволюционной деятельности, – продолжал настаивать следователь, – дайте о ней показания.
– Показания свидетелей я отрицаю, так как никакой контрреволюционной работы я не вел.
– Вы говорите неправду. Вам зачитываются показания свидетелей, из которых видно, что вы вели контрреволюционную агитацию, используя религию, как предрассудок, и высказывали террористические намерения против руководителей партии и советский власти.
– Все эти обвинения я отрицаю, а также отрицаю и показания свидетелей, как вымышленные.
– Расскажите о ваших контрреволюционных связях и об их характере! – потребовал следователь.
– Никаких контрреволюционных связей у меня нет, и не было, – ответил священник.

4 октября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Воронежской области был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 17 октября 1937 года за окраиной г. Липецка. Перед расстрелом сотрудник НКВД спросил о.Тихона: "Не отречешься?". "Нет, не отрекусь!", - ответил священник. Казненные были погребены в общей ныне безвестной могиле.

Матушка Хиония Ивановна и дети в 1937 г. ничего не знали о судьбе о.Тихона. Хиония Ивановна была арестована 12 декабря 1937 г., отбыла 8 лет ИТЛ, вернулась из заключения в 1945 г. тяжело больной и вскоре скончалась. В 2001 году она была канонизирована как исповедница.

12 июня 1986 года прот. Тихон Архангельский был реабилитирован Липецкой обл. прокуратурой по 1937 году репрессий.

В августе 2000 года был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе.

Использованные материалы



[1]  Такую дату рождения указывал в анкетах сам о. Тихон. Но в БД ПСТГУ отмечено, что в метрических книгах Никольской церкви с.Попово, где был крещен младенец на следующий день после рождения, указано именно 1 июня

Редакция текста от: 16.10.2013 21:28:32

"АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТИХОН ИВАНОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google