Николай Данилович Залесский (1877 - 1931), священник, священномученик
Память 26 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 3 мая 1877 года в селе Федоровском (Харбай) Астраханского уезда в семье местного псаломщика. Семья была большой, и жили они бедно, однако отец сумел дать своим детям духовное образование. Четверо его сыновей стали священниками: Даниил, Николай, Федор и Василий. Был ещё брат Михаил, но он по окончании семинарии не стал принимать сан.
Николай был вторым и самым способным ребенком в семье, хотя, в отличие от братьев, прошедших курс семинарии, окончил только духовное училище. После кончины родителя он принял на себя содержание многочисленной семьи (старший брат Даниил в то время служил дьяконом в селе Кислово Царевского уезда).
В 1897 году Николай был назначен псаломщиком к Екатерининской церкви села Кривобузанского Красноярского уезда. С детства его отличал хороший голос, обязанности псаломщика исполнял хорошо, а в местной церковноприходской школе преподавал основы церковного пения.
3 сентября 1904 года был рукоположен в сан диакона во Входоиерусалимской церкви г. Астрахани.
23 ноября 1907 года зачислен в штат Ильинской кладбищенской церкви г. Красный Яр. Церковь эта находилась на высоком Маячном бугре, в пригороде, который ещё по старинке именовался селом Маячным.
О. Николай стал членом Астраханского Кирилло-Мефодиевского братства ревнителей Православия, заведовал одно время его книжным складом, деятельно помогал в сборе средств на строительство плавучей церкви в честь святителя Николая Чудотворца (освященной в 1910 г.), за что 24 июля 1909 года заслужил благодарность от Астраханского епископа Георгия (Орлова).
9 ноября 1918 года рукоположен в сан священника и направлен в село Кордуан Красноярского уезда, которое вскоре оказалось в самом эпицентре боев между Белой армией и большевиками. Несмотря на возможность уйти, он, в отличие от многих священнослужителей, остался на своем приходе.
В 1922 году село Кордуан было выведено из состава Астраханской губернии. Теперь оно числилось в Денгизском районе Гурьевского округа Казахской автономной области. Впрочем, это не повлияло на положение о. Николая - он по прежнему подчинялся Астраханскому архиерею.
В начале 1920-х годов скончалась его супруга, и о. Николай остался вдовцом с пятью детишками на руках.
9 ноября 1929 года был назначен священником в с. Ватажное, где до последнего времени хозяйничали обновленцы, однако, в конце-концов, церковный совет принял решение вернуться в патриаршую юрисдикцию.
Положение в с. Ватажном было тяжелое. Простой люд не понимал различия между православными и обновленцами, первоначально назначенный архиепископом Филиппом священник о. Сергий Добронравов на приходе показал себя не с лучшей стороны. Ватажинцы колебались и были опять готовы звать к себе обновленцев. Паства о. Николая была небольшая (сам он упоминал 15-20 человек), но сплоченная, полюбившая своего батюшку. Ей он и отдавал все свое время, все силы своей души. Кроме того, приходилось ездить и в Красный Яр, совершать требы во время болезни местного священника.
Настоятелем местного православного собора в честь Владимирской иконы Божией Матери был протоиерей Николай Тарбеев, твердый противник обновленчества. С о. Николаем Залесским они были похожи по духовному складу и жизненному пути.
Один из местных обновленческих священнослужителей дал такие показания в ОГПУ:
25 августа 1930 года в Астрахани, куда о. Николай Тарбеев приезжал к своей семье, с него взяли подписку о невыезде, а 19 сентября был арестован.
Арест о. Николая Тарбеева всколыхнул Красный Яр. Верующие в каком-то порыве стали собирать подписи, прося об его освобождении. Это событие впоследствии органами ОГПУ оценено было как часть заговора с целью поднять восстание. Особенно высоко в этом событии выставлялась роль о. Николая Залесского, в котором чекисты стали видеть преемника о. Николая Тарбеева по руководству "церковными заговорщиками".
Вот как освещали эти события обновленческие осведомители:
11 ноября 1930 года были произведены аресты о. Николая Залесского, о. Михаила Смирнова, ктитора Абрама Попова и бывших послушниц: Веры Поповой, Александры Аристовой, Брожениной Татьяны и Матвеенко Варвары. В первую очередь следователи попытались надавить на о. Николая Залесского. Ему ставилась в вину связь с "главою заговора" о. Николаем Тарбеевым, о чем, например, свидетельствовали показания одного из обновленческих священников:
Не признавая себя ни в чем виновным, о. Николай Залесский на эти и другие обвинения отвечал:
Все показания о.Николая Залесского подтверждались и показаниями других, проходящих по делу, обвиняемых.
Так, ни один из обвиняемых не признал своей вины, и все обвинение было построено на показаниях лжесвидетелей. Расписав деятельность группировки Клюковского В.Г., следователи в обвинительном заключении заявляли:
Всего по делу было привлечено: "кулаков 25, середняков (сыновей кулаков) 3, б/пристав 1, служащих 1, священнослужителей 3, церковников 5. Всего 38 человек".
17 декабря 1930 года постановлением тройки ОГПУ по Нижне-Волжскому краю о. Николая Залесского, о. Николая Тарбеева, о. Михаила Смирнова, а также еще четырех обвиняемых, приговорили к высшей мере наказания - расстрелу.
Вместе с арестованными красноярскими священнослужителями в одной камере сидел мужчина, тоже из Красного Яра. Он сидел по другому делу, и его в середине января выпустили. Вернувшись в Красный Яр, он нашел старшую дочку о. Николая Залесского - Антонину, которая была замужем за местным крестьянином Георгием Бурминым, и рассказал следующее: "Отец Николай держался в тюрьме твердо. Охранники пытались снять с него священнический крест, но он не дал, сказав: "Не вами повешен крест, не вами и снят будет".
В ночь под Рождество о. Николай решил отслужить праздничную рождественскую утреню. Его поддержали и другие священнослужители. Пели они громко, не таясь, несмотря на то, что охранники кричали на них, требовали прекратить, беспрерывно стучали в дверь. Но службу отслужили до конца. Все заключенные, находившиеся в камере, молились вместе с духовенством. А наутро о. Николая Залесского и других, бывших здесь священнослужителей, потребовали с вещами. Они не вернулись.
Расстрел состоялся 8 января 1931 года в 11 часов 15 минут "вне черты города, в месте гарантирующем полную секретность".
Младший сын о. Николая Залесского все время ездил из Красного Яра в Астрахань, возил отцу передачки. Когда он приехал 9 января, охранник, взяв его передачку, сказал: "Больше передачек не носите. Они ему не понадобятся". После этого он отдал ему отцовские сапоги и мешочек, с которым о. Николая забирали в тюрьму. В нем лежали кружка, ложка... Вскоре дети о. Николая узнали о трагическом конце их отца.
Иерей Николай Залесский, протоиерей Николай Тарбеев и диакон Михаил Смирнов были причислены к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 20-21 апреля 2005 года.
Использованные материалы
- Игумен Иосиф (Марьян), настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери в с. Ильинка Володарского района Астраханской области. "Житие священномученика иерея Николая (Залесского) и с ним убиенных священномучеников протоиерея Николая Тарбеева и дьякона Михаила Смирнова" // Сайт Ахтубинской епархии