|
Священник Николай Добролюбов. Москва, Таганская тюрьма. 1938 год. Фото с сайта fond.ru |
Николай Алексеевич Добролюбов (
1875 -
1938),
священник,
священномученик
Память 13 февраля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Соборе Бутовских новомучеников и Соборе Московских святых
Родился 20 апреля 1875 года в селе Маврино Богородского уезда Московской губернии в семье церковнослужителя.
Окончил Заиконоспасское духовное училище и с 1891 по 1893 год был нештатным псаломщиком в Иоанно-Богословской церкви при Вифанской духовной семинарии.
С 1894 по 1900 год он служил нештатным псаломщиком в Сергиевском храме при лечебнице Лепехина в Москве.
В 1901 году сдал экзамены на звание учителя и поступил учителем в Домодедовскую церковноприходскую школу.
С 1904 по 1921 год он служил чиновником на Московском почтамте.
В 1921 году был рукоположен во диакона к Иоанно-Богословской церкви на Бронной улице в Москве.
С 1926 года служил в храме великомученика Димитрия Солунского у Тверских ворот.
Был арестован в 1931 или 1932 году вместе с другими служителями Димитриевской церкви, но был вскоре освобожден. Через шесть месяцев выслан из Москвы в Подольский район.
В 1933 году был рукоположен во священника и направлен служить в Борисоглебский храм погоста Борисоглебский Подольского района.
24 января 1938 года был арестован за "контрреволюционную деятельность и антисоветские высказывания" и заключен в тюрьму в городе Серпухове. На следующий день начались допросы.
– Уточните ваши связи с арестованным в 1937 году священником села Ерино
Агафониковым.
– Агафоникова я знаю с 1932 года, моя связь с ним выражалась в том, что я лично неоднократно бывал у него и он бывал у меня. Агофоников показывал себя как истинно верующий Православной Церкви. Агафоников высказывал недовольство существующей советской властью, говоря, что нас, священнослужителей, советская власть облагает непосильными налогами, добиваясь отказа священнослужителей от приходов и, соответственно, закрытия церквей. Я, беседуя с Агафониковым, разделял его взгляды и в беседах говорил, что власть устраивает гонение на Православную Церковь. Агафоников является благочинным Подольского округа, в который входит и храм, где служу я. Как Агафоников, так и я, Добролюбов, являемся последователями тихоновской ориентации.
– Сколько населенных пунктов объединял приход церкви Борисоглебского погоста?
– В приход входили семь населенных пунктов.
– Имели ли место выезды в населенные пункты для совершения религиозных обрядов?
– Я приглашался в населенные пункты прихожанами для совершения религиозных обрядов, фамилии их не помню.
– Расскажите, Добролюбов, признаете ли вы себя виновным в том, что вы поддерживали связь с контрреволюционно настроенным служителем культа Агафониковым, арестованным и осужденным в 1937 году, разделяли его взгляды, контрреволюционно истолковывая их среди населения Подольского района?
– Я действительно поддерживал связь с Агафониковым, служившим священником в селе Ерино, благочинным Подольского района. Он неоднократно бывал у меня в квартире во время сбора средств на содержание Синода. Беседуя между собой, мы действительно говорили, что советская власть нас облагает налогами. Он мне говорил, каким налогом обложен он, и я ему говорил, каким налогом обложен. Мы действительно говорили, что обложены большими налогами. Кроме этих разговоров, никакой контрреволюционной агитации среди населения я не вел.
– Следствию известно, что вы среди граждан деревни Жуково Подольского района неоднократно говорили, что раньше было жить хорошо, все были сыты, а теперь народ живет впроголодь, особенно духовенство.
– Я не говорил, что раньше все жили хорошо, а теперь народ живет впроголодь. Я только говорил иногда, что нас, духовенство, облагают налогом.
– В декабре, находясь на квартире у Василия Глаголева, вы говорили, что советская власть не дает духовенству по-человечески жить, все это делается для того, чтобы поскорее уничтожить религию.
– Я этого не говорил. В квартире Глаголева я действительно в декабре 1937 года был. На квартиру я пошел выполнить религиозные обряды. После их совершения я с Глаголевым вел разговор по вопросу обложения духовенства, когда и каким путем этот налог выплатить, поскольку он непосильный, но жаловаться на советскую власть я не жаловался.
19 февраля 1938 года отец Николай был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 26 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
19 июля 1989 года был реабилитирован прокурором Московской области по 1938 году репрессий.
В августе 2000 года был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль». Тверь. 2005. С. 250-253
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"