Псаломщик Киприан Александрович Яценко. 1920-е годы |
Память в Соборах Полтавских и Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в 1878 году в селе Свинарное Гадячского уезда Полтавской губернии (ныне Сосновка) в крестьянской семье. Образование получил, по-видимому, в церковноприходской школе.
В начале XX века семья Яценко, как малоземельная, перебралась в Уфимскую губернию и поселилась в селе Боголюбовка Чишминской волости Уфимских уезда и губернии, населенном в основном выходцами из Малороссии. Киприан Александрович переехал туда вместе с семьей, престарелыми родителями и четырьмя сестрами. Приобретя надел помещичьей земли, он начал крестьянствовать.
В 1914 году священник, служивший в Покровской церкви в Боголюбовке, пригласил Киприана Александровича, как человека глубоко верующего и хорошо знающего богослужение, служить в этом храме псаломщиком, на что тот с радостью согласился.
В 1916 году в связи Киприан Александрович был мобилизован в армию и прослужил в ней до 1917 года, а затем, вернувшись домой, продолжил служение в храме. Официального архиерейского указа о назначении Киприана Александровича на место псаломщика, по обстоятельствам того времени, получено не было - так и остался он "неофициальным" псаломщиком. Доверие священника к псаломщику было столь велико, что он благословил его говорить проповеди на темы Священного Писания и житий святых.
Образованный и благочестивый человек, Киприан Александрович имел в селе большой авторитет среди жителей, и, когда власти весной 1929 года приняли решение о закрытии храма в Боголюбовке, он послал по селу сноху, и та предупредила жителей, что власти собираются закрыть храм. Множество женщин собрались тогда к храму и приняли решение отправить заявление к вышестоящим властям с протестом; храм тогда удалось отстоять, но Киприан Александрович был арестован и заключен в тюрьму в Уфе по обвинению в организации прихожан в защиту церкви. Все прихожане, однако, дружно отрицали причастность Киприана Александровича к организации протестов, и он был освобожден после 36 дней заключения в БашЦИДе.
В 1929 году диакон Покровского храма из-за преследований безбожников покинул приход, и настоятель храма предложил псаломщику стать диаконом. "Ты уже все знаешь, - сказал он. - Давай поезжай повидаться с родственниками на родину, на Украину, а потом приедешь и будешь рукополагаться во дьякона". Киприан Александрович согласился и, сообщив об этом супруге, прибавил: "Я все равно погибну за веру Христову".
В начале 1930 года Киприан Александрович уехал в Полтавскую область; в это время власти закрыли храм и собирались арестовать псаломщика. Супругу псаломщика, Ксению Андреевну, вызвали в ОГПУ и потребовали от нее подписать протокол допроса, где было написано, что ее муж, Киприан Александрович, собирал у себя в доме старух и принуждал их выступать против закрытия церкви. "Я этого никогда не слышала", - ответила Ксения Андреевна.
14 февраля 1930 года в Боголюбовке было собрано объединенное заседание членов сельсовета и бедноты, на котором присутствовало двадцать четыре человека. Докладчик на собрании заявил:
Были составлены списки намеченных к раскулачиванию, и в них был внесен и "псаломщик Киприан Яценко".
17 февраля 1930 года в селе прошли еще два собрания, сначала бедняцкое, а затем общее, которые постановили выселить из пределов Башкирской республики одиннадцать хозяйств с конфискацией имущества в фонд колхоза. Среди выселяемых была семья псаломщика Киприана Яценко, которого власти охарактеризовали как "организатора похода против закрытия церкви". Решение собрания было реализовано в тот же день, и семья псаломщика: Ксения Андреевна, пятеро детей, сноха с младенцем и престарелый отец, Александр Яценко, которому было в то время уже около восьмидесяти лет, - были выселены; имущество изъято, семья переселена в гнилой домик-землянку, а хозяев домика переселили в их дом. Вскоре к Ксении Андреевне пришел ночью учитель сельской школы и предупредил, что власти собираются арестовать Киприана Александровича, и посоветовал сообщить ему, чтобы он пока не приезжал, переждал. Ксения Андреевна написала мужу письмо, но почтальон передал это письмо в сельсовет. Киприан Александрович, не получив известия, приехал в разгар этих событий домой и поселился в полуземлянке вместе с семьей. Ночью к нему пришли сотрудники из канцелярии сельсовета и сказали: "Спрячься, Киприан Александрович, спрячься куда-нибудь, уйди на это время. Все пройдет. Тебя все в селе жалеют, но все равно погибнешь, если не спрячешься". Но он на это ответил: "Нет, никуда я прятаться не буду. Что Богу угодно, то пусть и будет".
Зная, что его арестуют, Киприан Александрович наказывал супруге: "Живи по правде. И детей воспитывай только в правде. Никакой лжи никого не учи. Пусть будет суровая, но правда. Пусть так и дети живут. А я все равно погибну за веру Христову!" Ксения Андреевна на это ответила, показывая на младшую дочь: "Господи, хотя бы ее не было, маленькой-то". И он тогда сказал: "Все уйдут от тебя. Все дети разойдутся, я погибну за веру, а это будет твоя кормилица". И действительно, младшая дочь стала кормилицей матери, у нее она и прожила до кончины.
6 марта 1930 года Киприан Александрович был арестован и заключен в тюрьму в Уфе. Киприана Александровича обвинили в контрреволюционной агитации, направленной во вред советской власти, агитации против колхозов и иных кампаний.
Один из членов правления колхоза показал о Киприане Александровиче:
На вопрос следователя, признает ли Киприан Александрович себя виновным в контрреволюционной деятельности, он ответил, что не признает. 26 марта 1930 года тройка ОГПУ приговорила псаломщика Киприана к десяти годам заключения, и он был отправлен в лагерь в Пермскую область.
Погиб в 1935 году в лагере под Пермью. Освобожденный после 1941 года односельчанин Степан Груздов, проходивший с Киприаном Александровичем по одному делу, рассказал, что Киприана Александровича и других заключенных задавило насмерть упавшими с крутого берега штабелями бревен, когда они на берегу сгружали бревна с баржи.
11 или 20 июля 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Башкирской АССР по 1930 году репрессий.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Использованные материалы
- "Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь". Тверь. 2005. С. 485-489
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"