Петр Иванович Новосельский |
Память 2 сентября и в новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 1 октября 1883 года в селе Смирново Арзамасского уезда Нижегородской губернии в семье диакона.
В 1905 году окончил курс Нижегородской духовной семинарии по I разряду.
Вступил в брак с Марией (1887 - 27.01.1968), выпускницей епархиального женского училища, дочерью священника Василия Анненкова из села Новоселки Лукояновского уезда. В семье Новосельских было восемь человек детей, пятеро из которых умерли еще в раннем возрасте. Остались живыми Алевтина, Ольга и Елена.
С 4 октября 1905 года служил в сане диакона в Преображенской церкви села Николо-Погост Балахнинского уезда.
В ноябре того же года рукоположен в сан священника епископом Балахнинским Исидором (Колоколовым). В Николо-Погосте он преподавал Закон Божий в земской школе.
В 1908 году был переведен вторым священником к Покровской церкви города Балахны.
Законоучитель Николаевского Балахнинского училища. С 1909 года входил в состав Балахнинского епархиального Училищного совета.
С 1914 года был казначеем и членом попечительского совета Серафимовского дома призрения, а также казначеем Балахнинского отделения братства Святого Креста.
В дальнейшем на него были возложены обязанности благочинного и смотрителя местной свечной лавки.
Был известен как прекрасный оратор и проповедник, прихожане его очень любили и на его проповеди собирались со всей округи. Он крепко стоял за православную веру и не боялся вести с атеистами открытые диспуты.
Свящ. Петр Новосельский с супругой. Нижний Новгород, 1905 год |
15 мая 1918 года в Балахне состоялось первое уездное Учительское собрание, на котором сильные прения вызвал вопрос о преподавании Закона Божия в школах, на что отец Петр отвечал представителям новой власти, что безрелигиозная жизнь может повлечь за собой духовное вырождение подрастающего поколения.
В 1922 году, как и по всей стране в Балахнинском уезде проводилась кампания по изъятию церковных ценностей. Всего на специальном пароходе в Городец из Балахнинских храмов было вывезено 67 пудов 37 фунтов серебра и иных ценностей (около 1112 кг). В официальных документах сообщалось:
В 1925 году уполномоченный Нижгуботдела ОГПУ по Павловскому уезду написал донос-рапорт своему вышестоящему начальству о нелегальных встречах нижегородского духовенства:
После этого последовали аресты. Нижегородское духовенство обвинялось за верность "тихоновскому течению", организацию нелегального кружка по борьбе с атеизмом, а также за хранение религиозной литературы. В обвинительном заключении следователь запишет про отца Петра, что он
Во время допросов показал, что
По приговору Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 26 марта 1925 году с группой нижегородских пастырей был осужден на три года административной ссылки без права жительства в Нижегородской губернии, а также в центральных городах: Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе и Ростове-на-Дону.
Во время этого первого ареста в 1925 году умер малолетний сын отца Петра - Владимир. В отчаянии беременная матушка Мария пишет в Балахнинский отдел ГПУ заявление, с просьбой отпустить мужа на похороны: "Я нахожусь в ужасном положении. У меня умер сын, на что у меня есть свидетельства о смерти от врача и Балахнинской милиции, а потому прошу отпустить моего мужа Петра Новосельского, хотя на время похорон домой. Похороны завтра, уже четвертый день. Прошу не отказать в моей просьбе". Просьба была удовлетворена, и отец Петр смог ненадолго вернуться домой, совершить отпевание и проводить в последний путь своего сына.
Прот. Петр Новосельский |
В Воронеже служил в Покровском храме. Здесь он по-прежнему совершал богослужения ревностно и благоговейно, и продолжал, не смотря на запрет властей произносить проповеди.
Осенью 1927 года он был арестован за антисоветскую пропаганду. В обвинительном заключении в следственном деле про отца Петра сказано:
Постановлением Особого Совещания ОГПУ от 7 февраля 1928 священники Петр Новосельцев и Илья Пироженко были осуждены к ссылке в Сибирь сроком на три года.
В 1934 году, возвратившись из Сибирской ссылки, отец Петр по благословению митрополита Сергия (Страгородского) стал служить в кладбищенской Казанской церкви бывшего нижегородского Крестовоздвиженского женского монастыря. Служить и жить постоянно в Балахне власти ему запретили, но он получил право навещать свою семью. По воспоминаниям детей, это были самые счастливые моменты их жизни, когда отец был рядом.
Семья Новосельских и прот. Анненков Василий Иванович |
23 мая 1935 года о. Петр был арестован по обвинению в том, что он
Один из нижегородских священников на допросе заявил:
Другой лжесвидетель сказал:
Сами же обвиняемые вины своей не признавали, не смотря на многочисленные изнурительные допросы и очные ставки.
Через два месяца, после ареста отца Петра Мария Васильевна добилась свидания с мужем, и дети видели своего отца в последний раз. В памяти младшей дочери Ольги навсегда сохранилась картина рассыпанной по полу вишни, привезенной ими для отца Петра, и белый платок, которым он махал им вслед из узкого окна тюремного барака.
11 июля 1935 года было подписано обвинительное заключение и дело направленно на рассмотрение в Москву:
Отец Петр обвинялся в том, что:
4 ноября 1935 года Особым совещанием при НКВД был осуждён по обвинению в "активной к/р агитации, тесной связи со служителями культа, в т.ч. с митрополитом Евгением [Зерновым], проповеди а/с содержания" и приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Был этапирован в Коктун-Кульское отделение Карагандинского лагеря.
В лагере работал счетоводом, учетчиком молока, пчеловодом. В "Характеристике заключенного" говорилось: "Участвовал в ликвидации неграмотности. Поведение безупречное в быту и на производстве". В своем последнем письме из Карагандинского лагеря отец Петр сообщал жене, что за хорошую работу учетчиком скота его должны отпустить домой.
Однажды семью Новосельских в Балахне навестил священник, отбывавший срок вместе с отцом Петром, который выразил большие сомнения в том, что их отца отпустят, поскольку он даже в лагере говорил правду. Молились там все тайно под одеялом, и только отец Петр делал это открыто.
31 августа 1937 года был арестован в лагере по обвинению в "принадлежности к/р группе, устраивавшей нелегальные моления на сопках, где соорудили крест, а/с агитации". Проходил по групповому делу "Дело священника Василия Зеленского и др., г. Караганда, 1937 г."
Из обвинительного заключения:
Из показаний [обвиняемой] монахини Ксении (Черлиной-Браиловской): "Нас о. Петр Новосельский водил на могилы казачьи молиться Богу в честь павших от рук Антихриста".
Из материалов дела:
В контрреволюционной деятельности виновным себя не признал.
10 сентября 1937 года постановлением Тройки УНКВД по Карагандинской области за антисоветскую деятельность в местах заключения был приговорен к высшей мере наказания.
Расстрелян 15 сентября 1937 года в Коктун-Кульском отделении Карлага в Карагандинской области Казахстана.
О судьбе мужа у матушки Марии не было никаких известий, она ждала отца Петра до последних дней своей жизни. Официальные ответы на все ее письма и запросы были неопределенными и сводились к тому, что батюшка умер в годы войны от болезни.
27 марта 1990 года о. Петр Новосельский был реабилитирован прокурором Карагандинской области по 1937 году репрессий.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года по представлению Алма-Атинской епархии.
Награды
- набедренник (1911)
- скуфья (1916, за ревностное пастырское служение)
Использованные материалы
- Мартиролог. Новосельский Петр Иванович, протоиерей, сайт Нижегородской духовной семинарии:
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века":