Священник Константин Голубев. Фото с сайта fond.ru |
Память 19 сентября, 7 ноября - обретение мощей в 1995 году [1], в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых
Родился в 1852 году в селе Барановка Вольского уезда Саратовской губернии в семье пономаря [2]. Его отец умер, когда мальчику было всего девять лет.
В 1876 году окончил Саратовскую духовную семинарию по первому разряду со званием студента [3] и вступил в Саратовское братство Святого Креста [4]. Уроженец села, пораженного сектами и расколом, он в семинарии особое предпочтение оказывал изучению предметов, изъясняющих существо раскола и различных сект.
В том же году, по благословению епископа Тихона (Покровского), отправился миссионером Братства в родное село [5], где открыл церковноприходскую школу, в которой был и директором, и учителем по многим предметам и, в частности, по Закону Божию [6]. За два года, благодаря миссионерским трудам Константина Алексеевича, из раскола к Православной Церкви присоединились 1500 человек.
Представил епископу Тихону написанные пробные лекции.
В 1878 году был утвержден учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища [7] и назначен, как миссионер Братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и блюстителем противораскольнической библиотеки в городе Вольске [8].
Был деятельным участником бесед с раскольниками, проводившихся в Вольске, Саратове, а также на своей родине в селе Барановке. Некоторые статьи по важным для своих оппонентов вопросам, как, например, о клятвах Собора 1666 и 1667 годов, Константин Алексеевич опубликовал позже в "Саратовских епархиальных ведомостях". Скоро беседы в Вольске приобрели известность и среди раскольников уезда, которые стали приезжать в город, чтобы присутствовать на них.
В 1879 году назначен на должность разъездного епархиального миссионера, и с этого времени его беседы в Вольске были переведены из епархиального училища в более поместительный Предтеченский собор. В обязанности Константина Алексеевича входили поездки по всей обширной Саратовской епархии, во все те поселения, где или не было православного пастыря, или у пастыря не было достаточной подготовки для борьбы с сектантами, или он робел перед ними, так как в иных случаях они показывали большую сплоченность и организованность. Посещал с беседами также и Воронежскую епархию по приглашению местного архиерея.
Протоиерей Константин Голубев. Фото с сайта fond.ru |
В Московской губернии в это время одним из самых зараженных расколом и сектантством был Богородский уезд, в котором насчитывалось около 57 тысяч раскольников обоего пола. Здесь были расположены фабрики богатых раскольников, принадлежавших к Белокриницкой иерархии, получившей свое начало в Австрии. Богородско-Глуховская община старообрядцев австрийского согласия была второй по величине в России. Владелец текстильных мануфактур в Богородске Арсений Морозов помогал раскольническим обществам по всей России и прежде всего, оказывал широкую благотворительную помощь многим учреждениям города Богородска. В результате этого Православие в городе и уезде становилось едва ли не преследуемой верой.
4 марта 1895 года был определен на протоиерейскую вакансию к Богоявленскому собору города Богородска с правом первостояния между всеми священниками Богородского и Павло-Посадского уездов. Под его начало отошли шестнадцать приходов.
12 марта того же года был рукоположен во священника епископом Можайским Тихоном (Никаноровым).
В том же году вошел в число обязательных директоров Богородского уездного отделения попечительного о тюрьмах комитета и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных.
Весной 1896 года назначен председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства.
В 1897 году был назначен заведующим Истомкинской при фабрике Шибаевых церковноприходской школы, при которой с 1901 года стал законоучителем. Тогда же был избран на три года членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. В 1900 году открыл при Богоявленском соборе женскую церковноприходскую школу, в которой состоял заведующим и законоучителем. В 1901 году был избран членом Богородского комитета народной трезвости. Участвовал во многих церковных мероприятиях в Богородском уезде, в освящении нововоздвигаемых храмов, в съездах преподавателей церковных школ. При этом. отец Константин не оставлял своих миссионерских бесед с раскольниками.
22 ноября 1903 года был возведен в сан протоиерея.
В 1913 году после двух с половиной лет тяжелой болезни скончалась его жена Мария.
В начале 1918 года был арестован в Богородске и без суда осужден на смертную казнь. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему было в конце концов объявлено, так как после этого он передал из тюрьмы детям свой наперсный крест и служебник. Священник не просил, чтобы его освободили, он знал, что осужден на смерть, и был к ней готов.
О предстоявшей казни священника было известно заранее. Протоиерей Константин прослужил в Богородске двадцать три года и за это время стал духовным отцом многих православных жителей города. Когда отряд красногвардейцев вывел священника из тюрьмы и повел к месту казни, за ним двинулась густая толпа людей. Те, кто шли рядом с ним, слышали, как отец Константин вслух сказал: "Не ведают, что творят".
Сщмч. Константин Богородский. Икона (Россия, нач. XXI в.) |
По преданию, после расстрела священник стал являться командиру отряда красноармейцев, выполнявших расстрел. Однажды, когда в комнату вошла с распущенными волосами его жена, он принял ее за убитого им священника, выстрелил в нее и убил. И затем застрелился сам.
Духовные дети отца Константина, пришедшие на место его мученической кончины, прикрыли могильным холмиком не засыпанные землей ступни его ног и концы рясы. Долгое время место погребения отца Константина было почитаемо жителями Богородска. На могиле часто служились панихиды, горела лампада, сюда приносились иконы и цветы. Безбожники, обнаруживая эти знаки почитания, уничтожали могильный холм, зарывали оставшиеся на могиле цветы, иконы и свечи, и со временем место захоронения было утрачено.
20 ноября 1995 года были обретены мощи священномученика и перенесены в Тихвинский храм города.
При обретении были обнаружены останки еще двух человек, погребенных в той же могиле, которые в жизнеописаниях о. Константина часто именуются мучениками, пострадавшими вместе со священником. По этому преданию, один из них был солдатом, состоявшим в отряде красногвардейцев, родом из Богородска. Он отказался стрелять в священника и был за это убит. Другой была женщина, бесстрашно защищавшая о.Константина. Однако, по-видимому, это миф.
В жизнеописании священномученика Константина, составленном И. И. Ковалевой [10], приводятся следующие сведения. По сообщению газеты "Известия ВЦИК" от 24 сентября 1918 года, «Богородская уездная ЧК 20 сентября приговорила к смертной казни протоиерея города Богородска Голубева за контрреволюционную деятельность. Расстрелян также милиционер Сидоров, уличенный в краже советского имущества». В газетной заметке дата вынесения приговора отцу Константину - 20 сентября 1918 года - была указана неточно: к этому дню обстоятельства его мученической кончины уже были известны в Москве и сообщены членам Поместного Собора архимандритом Сергием (Шеиным). Осужденный Сидоров, по-видимому, был убит в ближайший к 24 сентября день и захоронен в восточном углу могилы, ископанной для отца Константина.
Место гибели сщмч. Константина Голубева, июль 2011. Фото с сайта ru.wikipedia.org |
18 апреля 1996 года протоиерей Константин Голубев был причислен к лику местночтимых святых Московской епархии.
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Награды
- скуфья (1896)
- камилавка, наперсный крест (1897)
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Украше́ние свяще́нников яви́лся еси́ Константи́не,/ восприе́м бо крест я́ко ору́жие,/ про́поведию сла́вною устраня́я раско́л и е́реси,/ благовествова́л еси́ Иису́са Христа́ глаго́ля:/ спаса́йтеся от ро́да сего́ развраще́ннаго./ Сего́ ра́ди му́ченическою кро́вию обагри́ся сла́вне/ и ны́не ра́дуяся с ли́ки а́нгельскими,/ мо́ли Христа́ Бо́га Це́рковь Всеросси́йскую от ересе́й и раско́лов сохрани́ти// и спасти́ ду́ши на́ша.
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Сентябрь-Октябрь» Тверь, 2003 год, стр. 50-74.
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века":
- http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/docum/no_dbpath/ans/newmr/?HY...tk* (в т. ч. тропарь)
- "Непобедима пребывает: Жизнеописание и миссионерские труды священномученика Константина Голубева" / Сост., жизнеоп., примеч. И. И. Ковалевой. — М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. — 400 с: ил. — (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви / Редкол.: прот. В. Воробьев (гл. ред.) и др.)
[1] Календарь на официальном сайте Издательства Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/?idd=324.
[2] Саратовские ЕВ. 1871. №10 (16 мая), с. 197.
[3] Саратовские ЕВ. 1876. №25 (13 июля), с. 276.
[4] Список Братства Св. Креста // Саратовские ЕВ. 1878. №24 (30 июня), с.431.
[5] Отчет Саратовскаго православного, церковного Братства Св. Креста за 1877 год // Саратовские ЕВ. 1878. №14/15 (22 апреля), с. 295-299.
[6] Очерк села Барановки, Вольского уезда // Саратовские епархиальные ведомости. 1885. №2 (31 января), отд. неофиц. с. 46-58.
[7] Краткие сведения об учебно-воспитательной части Вольского духовного училища // Саратовские ЕВ. 1878. №35 (23 сентября), с. 391.
[8] Извлечение из протоколов Совета Братства Св. Креста за 1879 г. // Саратовские ЕВ. 1879. №24 (30 июня), с.431.
[9] Ныне в городской черте города Ногинска (Богородска), опушка соснового бора за стадионом
[10] "Непобедима пребывает: Жизнеописание и миссионерские труды священномученика Константина Голубева" / Сост., жизнеоп., примеч. И. И. Ковалевой. — М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. — 400 с: ил.
[11] Письменный А. На Глуховке за 20 лет. [М.] 1937. С. 16.