Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГОЛУБЕВ КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Священник Константин Голубев. Фото с сайта fond.ru
Священник Константин Голубев. Фото с сайта fond.ru
Константин Алексеевич Голубев, Богородский (1852 - 1918), протоиерей, священномученик

Память 19 сентября, 7 ноября - обретение мощей в 1995 году [1], в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых

Родился в 1852 году в селе Барановка Вольского уезда Саратовской губернии в семье пономаря [2]. Его отец умер, когда мальчику было всего девять лет.

В 1876 году окончил Саратовскую духовную семинарию по первому разряду со званием студента [3] и вступил в Саратовское братство Святого Креста [4]. Уроженец села, пораженного сектами и расколом, он в семинарии особое предпочтение оказывал изучению предметов, изъясняющих существо раскола и различных сект.

В том же году, по благословению епископа Тихона (Покровского), отправился миссионером Братства в родное село [5], где открыл церковноприходскую школу, в которой был и директором, и учителем по многим предметам и, в частности, по Закону Божию [6]. За два года, благодаря миссионерским трудам Константина Алексеевича, из раскола к Православной Церкви присоединились 1500 человек.

Представил епископу Тихону написанные пробные лекции.

В 1878 году был утвержден учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища [7] и назначен, как миссионер Братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и блюстителем противораскольнической библиотеки в городе Вольске [8].

Был деятельным участником бесед с раскольниками, проводившихся в Вольске, Саратове, а также на своей родине в селе Барановке. Некоторые статьи по важным для своих оппонентов вопросам, как, например, о клятвах Собора 1666 и 1667 годов, Константин Алексеевич опубликовал позже в "Саратовских епархиальных ведомостях". Скоро беседы в Вольске приобрели известность и среди раскольников уезда, которые стали приезжать в город, чтобы присутствовать на них.

В 1879 году назначен на должность разъездного епархиального миссионера, и с этого времени его беседы в Вольске были переведены из епархиального училища в более поместительный Предтеченский собор. В обязанности Константина Алексеевича входили поездки по всей обширной Саратовской епархии, во все те поселения, где или не было православного пастыря, или у пастыря не было достаточной подготовки для борьбы с сектантами, или он робел перед ними, так как в иных случаях они показывали большую сплоченность и организованность. Посещал с беседами также и Воронежскую епархию по приглашению местного архиерея.

Протоиерей Константин Голубев. Фото с сайта fond.ru
Протоиерей Константин Голубев. Фото с сайта fond.ru
Затем был приглашен митрополитом Сергием (Ляпидевским) на работу в Богородский уезд Московской епархии.

В Московской губернии в это время одним из самых зараженных расколом и сектантством был Богородский уезд, в котором насчитывалось около 57 тысяч раскольников обоего пола. Здесь были расположены фабрики богатых раскольников, принадлежавших к Белокриницкой иерархии, получившей свое начало в Австрии. Богородско-Глуховская община старообрядцев австрийского согласия была второй по величине в России. Владелец текстильных мануфактур в Богородске Арсений Морозов помогал раскольническим обществам по всей России и прежде всего, оказывал широкую благотворительную помощь многим учреждениям города Богородска. В результате этого Православие в городе и уезде становилось едва ли не преследуемой верой.

4 марта 1895 года был определен на протоиерейскую вакансию к Богоявленскому собору города Богородска с правом первостояния между всеми священниками Богородского и Павло-Посадского уездов. Под его начало отошли шестнадцать приходов.

12 марта того же года был рукоположен во священника епископом Можайским Тихоном (Никаноровым).

В том же году вошел в число обязательных директоров Богородского уездного отделения попечительного о тюрьмах комитета и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных.

Весной 1896 года назначен председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства.

В 1897 году был назначен заведующим Истомкинской при фабрике Шибаевых церковноприходской школы, при которой с 1901 года стал законоучителем. Тогда же был избран на три года членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. В 1900 году открыл при Богоявленском соборе женскую церковноприходскую школу, в которой состоял заведующим и законоучителем. В 1901 году был избран членом Богородского комитета народной трезвости. Участвовал во многих церковных мероприятиях в Богородском уезде, в освящении нововоздвигаемых храмов, в съездах преподавателей церковных школ. При этом. отец Константин не оставлял своих миссионерских бесед с раскольниками.

22 ноября 1903 года был возведен в сан протоиерея.

В 1913 году после двух с половиной лет тяжелой болезни скончалась его жена Мария.

В начале 1918 года был арестован в Богородске и без суда осужден на смертную казнь. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему было в конце концов объявлено, так как после этого он передал из тюрьмы детям свой наперсный крест и служебник. Священник не просил, чтобы его освободили, он знал, что осужден на смерть, и был к ней готов.

О предстоявшей казни священника было известно заранее. Протоиерей Константин прослужил в Богородске двадцать три года и за это время стал духовным отцом многих православных жителей города. Когда отряд красногвардейцев вывел священника из тюрьмы и повел к месту казни, за ним двинулась густая толпа людей. Те, кто шли рядом с ним, слышали, как отец Константин вслух сказал: "Не ведают, что творят".

Сщмч. Константин Богородский. Икона (Россия, нач. XXI в.)
Сщмч. Константин Богородский. Икона (Россия, нач. XXI в.)
Неглубокая могила была вырыта на опушке соснового бора под Богородском [9] на дне небольшого карьера, откуда когда-то бралась земля для различных технических нужд. Отцу Константину связали руки, и он просил освободить их, чтобы в смертный час осенить себя крестным знамением, но Белозеров отказал ему, сказав: "Довольно, поп, открестился". Красноармейцы из отряда Богородской ЧК вначале отказывались стрелять, и руки у них дрожали. Затем, выстрелив отцу Константину в ноги и в плечо, палачи стали засыпать священномученика живого землей. "Несчастный, - сообщал на Поместном Соборе 20 сентября 1918 года архимандрит Сергий (Шеин), - подымал из ямы голову и молил прикончить его; находившаяся при этом дочь его на коленях с рыданиями умоляла также, чтобы ее отца не хоронили живым, но ничто не помогло, и злодействие было доведено до конца - его засыпали живым".

По преданию, после расстрела священник стал являться командиру отряда красноармейцев, выполнявших расстрел. Однажды, когда в комнату вошла с распущенными волосами его жена, он принял ее за убитого им священника, выстрелил в нее и убил. И затем застрелился сам.

Духовные дети отца Константина, пришедшие на место его мученической кончины, прикрыли могильным холмиком не засыпанные землей ступни его ног и концы рясы. Долгое время место погребения отца Константина было почитаемо жителями Богородска. На могиле часто служились панихиды, горела лампада, сюда приносились иконы и цветы. Безбожники, обнаруживая эти знаки почитания, уничтожали могильный холм, зарывали оставшиеся на могиле цветы, иконы и свечи, и со временем место захоронения было утрачено.

20 ноября 1995 года были обретены мощи священномученика и перенесены в Тихвинский храм города.

При обретении были обнаружены останки еще двух человек, погребенных в той же могиле, которые в жизнеописаниях о. Константина часто именуются мучениками, пострадавшими вместе со священником. По этому преданию, один из них был солдатом, состоявшим в отряде красногвардейцев, родом из Богородска. Он отказался стрелять в священника и был за это убит. Другой была женщина, бесстрашно защищавшая о.Константина. Однако, по-видимому, это миф.

В жизнеописании священномученика Константина, составленном И. И. Ковалевой [10], приводятся следующие сведения. По сообщению газеты "Известия ВЦИК" от 24 сентября 1918 года, «Богородская уездная ЧК 20 сентября приговорила к смертной казни протоиерея города Богородска Голубева за контрреволюционную деятельность. Расстрелян также милиционер Сидоров, уличенный в краже советского имущества». В газетной заметке дата вынесения приговора отцу Константину - 20 сентября 1918 года - была указана неточно: к этому дню обстоятельства его мученической кончины уже были известны в Москве и сообщены членам Поместного Собора архимандритом Сергием (Шеиным). Осужденный Сидоров, по-видимому, был убит в ближайший к 24 сентября день и захоронен в восточном углу могилы, ископанной для отца Константина.

Место гибели сщмч. Константина Голубева, июль 2011. Фото с сайта ru.wikipedia.org
Место гибели сщмч. Константина Голубева, июль 2011. Фото с сайта ru.wikipedia.org
О втором неизвестном лице, также сброшенном в восточный угол могилы, поверх Сидорова, упоминается в книге А. Письменного «На Глуховке за 20 лет»: «После октябрьского переворота... Сумароков вместе с провокатором священником Константином были расстреляны в г[ороде] Богородске. Воля народа была выполнена Чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией» [11]. Григорий Сильвестрович Сумароков был служащим Глуховской фабрики и активным членом морозовской старообрядческой общины. В начале 1917 года он уехал из Богородска и при советской власти, в октябре 1918 года, был арестован Богородской ЧК по обвинению в доносительстве на рабочих, участвовавших в революционном движении. 4 ноября уездная ЧК приговорила его к расстрелу; 14 ноября смертный приговор был санкционирован местным совдепом, а 12 декабря утвержден ВЧК. 26 декабря 1918 года Г. С. Сумароков был расстрелян. Из материалов его архивно-следственного дела стало известно, что в 1918 году ему было пятьдесят шесть лет и что многие годы он страдал туберкулезом и лечился от этой болезни. Судебно-медицинское исследование останков второго неизвестного лица, захороненного в могилу священномученика Константина Голубева, установило его усредненный возраст — около пятидесяти шести лет, а также тяжелое хроническое легочное заболевание, которым он страдал.

18 апреля 1996 года протоиерей Константин Голубев был причислен к лику местночтимых святых Московской епархии.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Награды

  • скуфья (1896)
  • камилавка, наперсный крест (1897)

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Украше́ние свяще́нников яви́лся еси́ Константи́не,/ восприе́м бо крест я́ко ору́жие,/ про́поведию сла́вною устраня́я раско́л и е́реси,/ благовествова́л еси́ Иису́са Христа́ глаго́ля:/ спаса́йтеся от ро́да сего́ развраще́ннаго./ Сего́ ра́ди му́ченическою кро́вию обагри́ся сла́вне/ и ны́не ра́дуяся с ли́ки а́нгельскими,/ мо́ли Христа́ Бо́га Це́рковь Всеросси́йскую от ересе́й и раско́лов сохрани́ти// и спасти́ ду́ши на́ша.

Использованные материалы

  • Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Сентябрь-Октябрь» Тверь, 2003 год, стр. 50-74.
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века":
  • "Непобедима пребывает: Жизнеописание и миссионерские труды священномученика Константина Голубева" / Сост., жизнеоп., примеч. И. И. Ковалевой. — М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. — 400 с: ил. — (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви / Редкол.: прот. В. Воробьев (гл. ред.) и др.)



[1]  Календарь на официальном сайте Издательства Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/?idd=324.

[2]  Саратовские ЕВ. 1871. №10 (16 мая), с. 197.

[3]  Саратовские ЕВ. 1876. №25 (13 июля), с. 276.

[4]  Список Братства Св. Креста // Саратовские ЕВ. 1878. №24 (30 июня), с.431.

[5]  Отчет Саратовскаго православного, церковного Братства Св. Креста за 1877 год // Саратовские ЕВ. 1878. №14/15 (22 апреля), с. 295-299.

[6]  Очерк села Барановки, Вольского уезда // Саратовские епархиальные ведомости. 1885. №2 (31 января), отд. неофиц. с. 46-58.

[7]  Краткие сведения об учебно-воспитательной части Вольского духовного училища // Саратовские ЕВ. 1878. №35 (23 сентября), с. 391.

[8]  Извлечение из протоколов Совета Братства Св. Креста за 1879 г. // Саратовские ЕВ. 1879. №24 (30 июня), с.431.

[9]  Ныне в городской черте города Ногинска (Богородска), опушка соснового бора за стадионом

[10]  "Непобедима пребывает: Жизнеописание и миссионерские труды священномученика Константина Голубева" / Сост., жизнеоп., примеч. И. И. Ковалевой. — М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. — 400 с: ил.

[11]  Письменный А. На Глуховке за 20 лет. [М.] 1937. С. 16.

Редакция текста от: 23.04.2022 19:46:40

"ГОЛУБЕВ КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google