Присп. Сергий (Сребрянский), 1940-е годы. |
Память 23 марта, 28 ноября (в день обретения мощей), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской; Воронежских, Московских и Тверских святых
В миру Сребрянский Митрофан Васильевич, родился 1 августа 1870 года [1] в селе Трехсвятское Воронежского уезда Воронежской губернии в семье священника Василия и Юлии Петровны (урожд. Голубятниковой, дочери священника) Сребрянских. Через год после рождения сына, отца Василия перевели в село Макарик [2] в трех километрах от Трехсвятского. Родной брат священника Стефана, протоиерея Сергия, протоиерея Василия, Ольги (замужем за протоиереем Михаилом Петровым), Нимфодоры, Анны.
Дети воспитывались в большой строгости, так что к родителям обращались на "Вы". Когда ребенку исполнялось четыре года, отец приводил его к матери и торжественно объявлял, что с этого дня дитя может исполнять все посты.
В 1889 году окончил Воронежское духовное училище по II разряду [3] и поступил сразу на IV курс [4] Воронежской духовной семинарии, окончив семинарский курс обучения в 1892 году по II разряду [5].
Под влиянием народнических идей поступил в Варшавский ветеринарный институт. Оказавшись здесь среди равнодушных к вопросам веры студентов, во враждебной православию католической Польше, он начал усердно посещать православный храм. Здесь он познакомился со своей будущей женой, Ольгой, дочерью священника Владимира Исполатовского [6], служившего в Покровском храме в селе Владычня Тверской губернии. 29 января 1893 года они обвенчались.
Живя в Варшаве Митрофан Васильевич стал размышлять о правильности выбора своего жизненного пути и решил вступить на поприще служения священнического.
2 марта 1893 года был рукоположен во диакона епископом Воронежским Анастасием (Добрадиным) к Стефановской церкви слободы Лизиновки Острогожского уезда Воронежской губернии.
1 марта 1894 года был назначен священником 47-го драгунского Татарского полка (город Рыпин Полоцкой губернии) и 20 марта рукоположен во священника в Орле.
15 января 1896 года был назначен вторым священником Двинского военно-крепостного собора и 1 сентября того же года вступил в должность законоучителя Двинской начальной школы.
Служение в Орле
1 сентября 1897 года был перемещен в город Орел и назначен настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была великая княгиня Елизавета Федоровна [7].
Паства потянулась к искреннему и ревностному пастырю, образовался крепкий приход, и это позволило отцу Митрофану приняться за трудное дело постройки храма, которое он завершил с успехом. Он создал при приходе библиотеку и школу. Все получаемые от благотворителей средства отец Митрофан жертвовал на храм, школу и библиотеку.
Летом 1903 года присутствовал в Сарове на торжественном прославлении преподобного Серафима. Здесь он был представлен великой княгине Елизавете Федоровне и произвел на нее самое благоприятное впечатление – искренней верой, смирением, простотой и отсутствием какого-либо лукавства.
Участие в русской-японской войне
Свящ. Митрофан Сребрянский. Литургия у передовых позиций Русско-японской войны, 1904 - 1906 годы. |
Во время служения в действующей армии отец Митрофан вел подробный дневник, который печатался в журнале "Вестник военного духовенства", а затем вышел отдельной книгой.
15 марта 1905 года был назначен благочинным 61-й пехотной дивизии и в этой должности прослужил до окончания войны.
2 июня 1906 года вместе с полком вернулся в Орел.
12 октября 1906 года был возведен в сан протоиерея.
Марфо-Мариинская обитель
В 1908 году подал свой проект по созданию Марфо-Мариинской обители. Проект настолько пришелся по душе великой княгине Елизавете Федоровне, что именно его она положила в основу устройства обители. Для его осуществления она пригласила протоиерея Митрофана на место духовника и настоятеля храма.
Он обещал подумать и дать свой ответ позже. На пути из Москвы в Орел он вспомнил родную, горячо его любящую паству и представил, как обоюдно тяжело будет расставание. От этих дум и воспоминаний его душа пришла в смятение, и он решил отказаться от предложения великой княгини. В тот момент, когда он это подумал, он почувствовал, что у него отнимается правая рука. Он попытался поднять руку, но безуспешно: ни пальцами пошевелить, ни согнуть руку в локте он не смог. Отец Митрофан понял, что это, видимо, Господь его наказывает за сопротивление Его святой воле, и тут же стал умолять Господа простить его и пообещал, если исцелится, переехать в Москву. Понемногу рука обрела чувствительность, и через два часа все прошло.
Он приехал домой совершенно здоровым и вынужден был объявить прихожанам, что покидает их и переезжает в Москву. Видя переживание паствы, добрый пастырь не смог ей отказать, и хотя его настоятельно звали в Москву, он стал откладывать с отъездом. Он даже решил про себя отказаться и остаться в Орле, тем более что вообще опасался, что не справится с новыми сложными обязанностями в обители, где от него потребуется духовный опыт, которого у него, как у священника семейного, может не быть.
Вскоре после этого он заметил, что у него без всякой видимой причины начала распухать правая рука, и это со временем стало приносить ему затруднения на службе. Он обратился за помощью к одному из своих родственников, доктору Николаю Яковлевичу Пясковскому. Врач, осмотрев руку, сказал, что никаких причин болезни нет и он не может дать в этом случае какого бы то ни было медицинского объяснения и, следовательно, помочь.
В это время из Москвы в Орел привезли чудотворную Иверскую икону Божией Матери. Отец Митрофан пошел помолиться и, стоя перед образом, пообещал, что все же примет бесповоротно предложение великой княгини и переедет в Москву. С благоговением и страхом он приложился к иконе и вскоре почувствовал, что руке стало лучше. Он понял, что на переезд его в Москву и поселение в Марфо-Мариинской обители есть благословение Божие и с этим нужно смириться.
Получив благословение от старцев Зосимовой пустыни, подал прошение о переводе в обитель, и 17 сентября 1908 года митрополит Московский Владимир (Богоявленский) назначил его настоятелем Покровской и Марфо-Мариинской церквей на Большой Ордынке, поскольку сама Марфо-Мариинская обитель начала свою деятельность только с 10 февраля 1909 года, когда великая княгиня Елизавета Федоровна переехала в дом, предназначавшийся под обительский.
Прот. Митрофан Сребрянский. Марфо-Мариинская обитель, 1910-е годы. |
Незадолго перед своим арестом в 1918 году великая княгиня Елизавета передала общину попечению отца Митрофана и сестры-казначеи.
В 1919 году [10] отец Митрофан и его супруга Ольга по благословению патриарха Тихона приняли монашеский постриг. Отец Митрофан был пострижен с именем Сергий, а Ольга – с именем Елизавета. Вскоре после этого патриарх Тихон возвел отца Сергия в сан архимандрита.
Первый арест. Ссылка в Тобольск
Во время кампании по изъятию церковных ценностей, 23 марта 1923 года архимандрит Сергий был арестован за прочтение послания патриарха Тихона, касавшегося этого вопроса, хотя "изъятие" из храмов обители произошло без эксцессов. Пять месяцев он томился в тюрьме без предъявления обвинения, а затем по приказу ОГПУ от 24 августа 1923 года был выслан на один год в город Тобольск. Здесь он познакомился и близко сошелся с тобольским подвижником Феодором Ивановым, впоследствии принявшим мученическую кончину.
27 февраля 1925 года вернулся из ссылки в Москву и на следующий день, как бывший ссыльный, явился в ОГПУ, чтобы узнать решение властей относительно своей дальнейшей судьбы. Следователь, которая вела его дело, сказала, что священнику разрешается совершать церковные службы и говорить за богослужениями проповеди, но он не должен занимать никакой административной должности в приходе, и ему запрещено принимать участие в какой-либо деловой или административной приходской деятельности. Отец Сергий вернулся в Марфо-Мариинскую обитель.
Второй арест. Переезд в село Владычня
29 апреля 1925 года, на основании доноса об антисоветской агитации среди сестер обители, был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.
Матушка Елизавета, узнав, в чем обвиняют отца Сергия, принялась хлопотать о его освобождении. Она написала заявление и подала Владимиру Черткову, возглавлявшему учреждение под названием "Осведомление и экспертиза по делам религиозных течений". Чертков поддержал просьбу и, сопроводив заявление своими пояснениями, направил его 25 июня 1925 года Петру Смидовичу, который в тот же день переправил все документы Тучкову. 30 июня дело было рассмотрено и принято решение освободить священника. 2 июля Коллегия ОГПУ прекратила дело, и отец Сергий был освобожден [11].
Архимандрит Сергий и монахиня Елизавета выехали на родину Елизаветы в село Владычня Тверской области и поселились в бревенчатом, покрытом дранкой родительском доме. Первое время отец Сергий не служил, но часто ходил молиться в Покровский храм, в котором стал служить с 1927 года. Отец Сергий продолжал подвизаться как духовник и проповедник. Духовные дети привозили ему продукты и одежду, большую их часть он раздавал нуждающимся.
Третий арест. Ссылка в Северный край
Архим. Сергий (Сребрянский). Село Владычня, 1928 год. |
Обвинялся в том, что "являясь сторонником монархического порядка управления, систематически вел антисоветскую агитацию с целью срыва мероприятий, проводимых Советской властью в деревне, используя религиозные предрассудки масс...". Виновным в предъявленных обвинениях о. Сергий себя не признал.
7 апреля 1931 года был приговорен к пяти годам высылки в Северный край.
Архимандрита Сергия поселили в одной из деревень на реке Пинеге. Сюда к нему приехали монахиня Елизавета и Мария Петровна Заморина (впоследствии - монахиня Милица), знавшая отца Сергия еще в период его служения в Орле. Ссыльные священники работали на лесоразработках и сплаве леса. Архимандрит Сергий работал на ледянке – вел по ледяной колее лошадь, тащившую бревна. Благодаря своей подвижнической жизни, постоянной молитвенной настроенности, духовным советам и умению утешать страждущих в тяжелых для них обстоятельствах, вскоре стал известен как глубоко духовный старец, которому многие стали поверять свои беды, в молитвенное предстательство которого верили.
Возвращение в село Владычня. Старчество
Присп. Сергий (Сребрянский), икона нач. XXI века |
Во время Великой Отечественной войны, когда немцы захватили Тверь, во Владычне расположилась русская воинская часть и предполагалось, что здесь будет тяжелый бой с немцами. Офицеры предлагали жителям отойти дальше от передовых позиций, кое-кто ушел, а отец Сергий и монахини Елизавета и Милица остались. Почти каждый день над расположением воинской части летали немецкие самолеты, но ни разу ни одна бомба не упала ни на храм, ни на село. Это отметили и военные, у которых возникло ощущение, что село находится под чьей-то сугубой молитвенной защитой.
За исповеднический подвиг, за праведную жизнь и глубокое смирение Господь наделил отца Сергия дарами прозорливости и исцеления.
В последние годы жизни архимандрита Сергия, начиная с 1945 года, его духовником стал протоиерей Квинтилиан Вершинский, служивший в Твери и часто приезжавший к старцу. Впоследствии он вспоминал об отце Сергии:
Икона преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) |
Был реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР от 16 января 1989 года.
19 сентября 1999 года был канонизирован Русской Православной Церковью как местночтимый святой Тверской епархии.
Мощи преподобноисповедника Сергия были обретены 11 декабря 2000 года, находятся в Воскресенском кафедральном соборе города Твери.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
Молитвословия
Тропарь, гл.8
До́блий во́инов Росси́йских па́стырю,/ благоче́стия и ве́ры кре́пкий адама́нте,/ преподобному́ченицы Елисаве́ты бо́дренный сподви́жниче,/ му́дрый наста́вниче сесте́р оби́тели Милосе́рдия,/ незло́биво у́зы претерпе́вый за Христа́/ и ве́лиих даро́в Свята́го Ду́ха сподо́бльшийся,/ испове́дниче и равноа́нгельне подви́жниче Се́ргие,/ моли́ Христа́, Ему́же до́бре послужи́л еси́,/ смире́ние спаси́тельное// на́м дарова́ти.
Награды
- золотой наперсный крест с украшениями (1900)
- скуфия
- камилавка
- орден св. Анны 3 степени, орден св. Анны 2 степени, орден св. Владимира 4 степени (1904 - 1906)
- наперсный крест на Георгиевской ленте (1906)
- митра ("за отлично-усердное служение его Святой Церкви, труды по обстоятельствам военного времени и полезную деятельность... в... обители" [12], 2 октября 1916)
- благословение с грамотой и иконой Спасителя (от Святейшего Патриарха Тихона, 25 декабря 1919)
Сочинения
- Дневник священника 51-го драгунского Черниговского Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны полка Митрофана Васильевича Сребрянского, с момента отправления его в Маньчжурию 11 июня 1904 года по день возвращения в г. Орел 2 июня 1906 года. СПб., 1906.
Литература
- Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март. Тверь. 2006. С. 227-251
- Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995.
- Сребрянский М., свящ. Дневник полкового священника, служащего на Дальнем Востоке. М., 1996.
- "Яко мзда ваша многа на небесех..."// Московский Церковный вестник. 1999. N.17. С.3.
Использованные материалы
- Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Март. Тверь. 2006. С. 227-251
- БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Фотографии и икона с сайта РОФ Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви
- http://www.fond.ru/module/module_person_page.php?flag=1&person_id=353
- http://www.fond.ru/module/module_person_page.php?flag=2&person_id=353
- Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Книга 3. Тверь: Булат, 1999. С. 59-102.
- Тропарь преподобноисповеднику Сергию (Серебрянскому), сподвижнику Великой Княгини преподобномученицы Елисаветы // "Редкие тропари", страница сайта Благовещение. Библиотека православного христианина при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке:
[1] По другим данным 31 июля 1870 года или в 1871 году.
[2] Так в Справочной книге духовенства Воронежской епархии на 1900 год.
[3] "Разрядный список выпускников Воронежского духовного училища 1888/1889 гг.", Воронежские епархиальные ведомости, 1889, № 14, с. 271.
[4] Переводятся в V класс - "Разрядный список студентов Воронежской духовной семинарии на 1889/90 гг.", Воронежские епархиальные ведомости, 1890, № 13, с. 228.
[5] "Разрядный список выпускников Воронежской духовной семинарии 1891/92 гг.", Воронежские епархиальные ведомости, 1892, № 13, с. 287.
[6] Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке. Биографическая база данных, электронная библиотека, библиография, http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/941/
[7] РГИА. Ф. 831, д. 189, л. 131-132.
[8] Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995. С. 22.
[9] Там же. С. 23-24, 31-32.
[10] По другим данным - в 1922 году
[11] ЦА ФСБ России. Д. Р-25286. Л. 17.
[12] РГИА. Ф. 797, оп. 86, 4 отд., 4 ст., д. 148, л. 1.