Священник Александр Малиновский с супругой |
Память 20 августа, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 12 апреля 1892 года в городе Петровске Саратовской губернии в семье потомственного священника Иоанна Малиновского.
Получил образование в городском двухклассном училище, а после переезда семьи в город Вольск продолжил обучение в духовном училище. По окончании его он поступил в Пермскую духовную семинарию, которую окончил в 1913 году по первому разряду.
Во время учебы познакомился с Верой Затопляевой дочерью священника Димитрия. В 1913 году они поженились, у них родилось два сына: Михаил (умер в 1919 году от менингита) и Валериан.
В 1913 году Александр Иванович был рукоположен в сан священника и назначен для служения в Спасо-Преображенскую церковь села Гамова Пермского уезда. Вместе с исполнением своих пастырских обязанностей батюшка начал заведовать Гамовской и Костаревской церковноприходскими школами, одновременно преподавая в школе села Гамова Закон Божий. В 1915 году он был также законоучителем в Осенцовском земском народном училище Верхне-Муллинского прихода.
Был избран председателем церковноприходского попечительства и общества «Трезвение» и начал активную борьбу с распространенным в селе недугом - пьянством.
В годы Первой мировой войны старался помогать фронту денежными средствами. "Весьма рачителен в изыскании средств и сборе пожертвований на военные нужды", - говорилось в его послужном списке за 1915 год.
Он обладал весьма представительной внешностью: высокий ростом, крепкого телосложения, с благородными чертами лица и пышными, вьющимися волосами, обрамлявшими высокий лоб. Будучи хорошим проповедником, он наставлял и поддерживал в то трудное предреволюционное время не только прихожан своего храма, но и жителей Перми, нередко произнося проповеди в часовне святителя Стефана. "Поведения отличного; в проповедовании слова Божия усерден и исправен; катехизацию по программам ведет неопустительно", - говорилось в его послужном списке.
В сентябре 1916 года отец Александр поступил в Казанскую духовную академию. В 1917 году, согласно собственному прошению, он был переведен для служения к Введенской церкви села Верх-Суксунского Красноуфимского уезда.
Летом 1918 года в Красноуфимском уезде начались массовые крестьянские волнения, охватившие множество волостей, бои шли почти у самого Верх-Суксунского. После подавления восстаний по всему Красноуфимскому уезду прошли расправы. Однако отец Александр продолжал безбоязненно проповедовать в храме.
Большевики, услыхав из разговора с доносчиками, что о.Александр Малиновский "проводит агитацию против Советской власти", решили послать своего человека в церковь, поставить перед ним задачу: "прослушать проповедь попа Малиновского" и доложить о содержании его речи. Из рассказа этого соглядатая:
Волисполком и органы ЧК, получив такую информацию о "контрреволюционной агитации попа Малиновского", немедленно доложили в г.Красноуфимск. Красноуфимский исполком немедленно принял решение арестовать о.Александра, для чего направил в В.Суксунское отряд красногвардейцев под руководством одного бывшего моряка.
Из воспоминаний одного из участников этого красногвардейского отряда:
Отца Александра повезли в Красноуфимскую уездную тюрьму; по дороге красноармейцы арестовали в городском храме отца Льва Ершова. В тюрьме их поместили в одну камеру.
В ночь на 2 сентября 1918 года священники были связаны друг с другом колючей проволокой и, по свидетельству их сокамерника, расстреляны "за городом в так называемом Холодном логу".
Вскоре после этих событий в Красноуфимск вступили части Белой армии. Тела двух убиенных иереев и других жертв красного террора были обнаружены в лесу, за Иннокентьевским городским кладбищем. 24 сентября состоялось их отпевание в Свято-Троицком соборе Красноуфимска и погребены в церковной ограде собора, рядом с могилой протоиерея Алексия Будрина, также принявшего мученическую кончину от рук красных. В 1935 году Свято-Троицкий собор был закрыт, могилы погибших священнослужителей сровняли с землей, а позже на их месте был устроен автодром.
Матушка Вера Дмитриевна прожила долгую, полную трудностей, жизнь и умерла 11 июля 1991 года.
В 2000 году решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви иерей Александр Малиновский был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Пермской епархии, а 21 июля 2002 года после праздничной Божественной литургии и крестного хода были обретены честные мощи священномучеников.
Открылась кирпичная кладка склепа, был обнаружен широкий гроб, в котором покоились останки двух священнослужителей. Мощи священномученика Александра находились у южной стены склепа. Священник был облачен в ризу из парчи с медными нитями, украшенную орнаментом из шитья и бисера и медными ажурными пуговицами. В гробу были найдены Евангелие с изображением на медной накладке Господа Иисуса Христа и святых евангелистов, а также два креста: наперсный и напрестольный бронзовый. Голова священномученика была покрыта покровцом. Сохранились пряди вьющихся длинных волос, частично - кожа и мышцы. Голова отца Александра была наклонена к правому плечу, под левой глазницей зияло пулевое отверстие. Шейные позвонки были повреждены, левая бедренная кость сломана - видимо, батюшку избивали. По останкам удалось точно установить рост отца Александра - 1 метр 90 сантиметров.
30 июля 2002 года останки священномучеников были отправлены на экспертизу в Областное бюро судебно-медицинской экспертизы Екатеринбурга, где было составлено подробное заключение. В частности, идентификационным исследованием было установлено портретное сходство между прижизненным изображением отца Александра и его честными мощами. Из черепа новомученика была извлечена револьверная пуля калибра 7,62 миллиметра системы «Наган». В ходе экспертизы был обнаружен нательный медный позолоченный крестик с надписью: «Верхотур».
5 декабря 2002 года мощи священномучеников Льва и Александра были перенесены для поклонения в Свято-Троицкий собор города Красноуфимска.
Награды
- набедренник (1914)
- скуфья (к Пасхе 1915; за приходское благоустройство)
- архипастырское благословение (1916)
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"