Петр Федорович Розанов (1864 - 1930), протоиерей, священноисповедник
Память в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в июне 1864 года в селе Спасском-Андреевском Еремеевской волости Звенигородского уезда Московской губернии в семье священнослужителя.
В 1887 году окончил Московскую духовную семинарию.
Женился на Анастасии Васильевне. У них впоследствии родилось девять детей: Сергей, Александр, Борис, Алексей, Василий, Иван, Мария, Анна, Евгения. Старшие сыновья Сергей, Александр и Борис в разное время окончили Перервинское духовное училище и Московскую духовную семинарию.
4 января 1888 года был определен во священника ко храму святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Меткино Подольского уезда Московской губернии.
До назначения в храм о. Петра церковь находилась по бедности прихода в неустроенном состоянии. При личном старании настоятеля храм стал приходить в более благолепный вид: внутренние стены храма были окрашены вместо клеевой краски - масляной, украшены живописью, большой разбитый колокол в 120 пудов был перелит в 150 пудов, храм обнесен каменной оградой.
О.Петр открыл в селе церковноприходскую школу, с 1902 по 1918 год был в ней заведующим и законоучителем. По воспоминаниям, дети батюшку уважали, на его уроках была тишина и порядок. Он привлекал к преподаванию и своих детей, собрал замечательную библиотеку.
24 февраля 1903 года был назначен духовником священнослужителей 6-го благочиннического округа Подольского уезда.
О.Петр был человеком духовным, службу вел строго. К нему часто приходили за советом, помощью и поддержкой.
После 1919 года (?) был возведен в сан протоиерея.
В 1920-е годы овдовел.
В 1923 году уволился за штат, но продолжал служить в храме до его закрытия в 1930 году.
В феврале или апреле 1929 года рабочие кирпичного завода в Белых Столбах решили похоронить в церковной ограде, прямо напротив алтаря храма, рабочего Горшкова, бывшего при жизни одним из самых активных безбожников в Меткине. Пока они рыли могилу, вокруг них собрались возмущенные жители села. "Зачем коммуниста у алтаря храма хороните?! Здесь хоронить таких не место! Это безобразие - хотят хоронить без священника!" - кричали собравшиеся. И, отобрав у рабочих лопаты, они выгнали их за ограду храма. Среди недовольных в основном были женщины. Приехала милиция с собаками. Несколько человек забрали в тюрьму. Власти не вызвали тогда священника и диакона для допроса, так как все понимали, что священнослужители здесь ни при чем. Однако позднее это дело послужило поводом к аресту о.Петра Розанова и диакона о. Павла Любимова, старосты церкви Григория Владимировича Сазина и учительницы Хоргиной, хотя они не имели отношения к этому инциденту.
К концу 1929 года сотрудники местного ОГПУ стали собирать сведения о церковно- и священнослужителях в Меткине, обвиняя их в том, что они "собираются тайно... обсуждают мероприятия и как лучше провести свои цели, направленные против советской власти, колхозного строительства деревни и других мероприятий". В 1929 году священник Петр Розанов, придя на перевыборное собрание сельсовета, не хотел уходить. В результате, по мнению властей, агитации священника, диакона и старосты храма намеченные коммунистами кирпичного завода кандидаты в члены сельсовета были отведены, а вместо этого предложены другие - и в частности, церковный староста.
8 октября 1929 года отец Петр был вызван на допрос, и ему было предъявлено обвинение в антисоветской агитации и хулиганстве. Отвечая на вопросы следователя, священник сказал:
15 января 1930 года власти провели собрание граждан села, на котором было принято решение: "Церковь закрыть и использовать на культурные нужды. Колокола сдать государству на нужды индустриализации".
2 февраля 1930 года священник Петр Розанов был арестованы и заключен в тюрьму в городе Кашире. Следователь, перечислив вопросы, его интересующие, попросил на них ответить священника.
Проходил по групповому делу "дело священника Петра Розанова, диакона Павла Любимова, Московская о., 1930 г.", по этому же делу проходил староста церкви Григорий Владимирович Сазин.
Следствие было закончено, священника, диакона и старосту обвинили
3 марта 1930 года все обвиняемые по этому делу были приговорены к трем годам высылки в Северный край. Коллегия также постановила их семьи выслать в Северный край, имущество конфисковать.
23 июня 1930 года Коллегия ОГПУ пересмотрела дело и отменила высылку семей. Все имущество о.Петра забрали, семью выгнали из дома, в доме расположилось правление колхоза. Затем семью пустили в дом, но жить им пришлось на кухне.
По игум. Дамаскину, 30 августа 1930 года осужденные были высланы в Архангельскую область, где вскоре протоиерей Петр Розанов и диакон Павел Любимов скончались.
По БД ПСТГУ, О. Петр был этапирован в Соловецкий лагерь особого назначения. Через год после ареста пришло письмо о.Петра с Соловков. Он писал, что "здесь цинга, бани год не было". Скончался в ноябре 1930 года в лагере.
Протоиерей Петр Розанов был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года.
Награды
- набедренник (1905)
- скуфья (1909)
- камилавка (1914)
- наперсный крест (1919)
Использованные материалы
- "Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь". Тверь. 2005. С. 478-482
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"