Священник Михаил Красноцветов. Фото из следственного дела |
Память 29 сентября [1] и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Родился 29 сентября 1885 года в Калуге в семье диакона Григория Красноцветова, внук священника Михаила Красноцветова.
По окончании первого класса семинарии по собственному желанию подал прошение об отчислении и поступил в Московскую частную классическую гимназию, а затем – на юридический факультет Московского императорского университета. Поддерживал революционное движение, участвовал в студенческих волнениях.
В 1907 году женился на Марии Николаевне, происходившей из дворянской семьи, получившей хорошее образование, пианистке, преподававшей в приюте для сирот. В семье родилось сначала четверо детей, после революции еще двое детей.
В 1909 году стал служить по гражданскому ведомству во Владимирской губернии: сначала народным учителем, затем участковым земским страховым агентом. При Временном правительстве избран мировым судьей.
Во время гражданской войны семья Красноцветовых перебралась в Сибирь, Михаил Григорьевич получил должность народного судьи в с. Кротово Тобольской губ. (Омская обл.). Село находилось в 60 км от железной дороги и стояло в глухом лесу. Семья Красноцветовых сняла две маленьких комнатки у одной вдовы.
Из воспоминаний матушки Марии Николаевны:
В 1919 году село было охвачено крестьянским восстанием, Михаил Григорьевич чудом избежал расправы:
Жить в селе было трудно, был голод, жалования Михаилу Григорьевичу не платили. Вскоре должность судьи в селе была и вовсе упразднена.
Из воспоминаний матушки Марии Красноцветовой:
В ноябре 1919 года по дороге в Тобольск в одной деревне Михаила Григорьевича остановили сельские власти, приняли за какого-то беглеца и арестовали. В портфеле при обыске нашли письмо от священника к архиерею, документы об образовании и справки с места работы. Последовали ругательства и угрозы немедленного расстрела: "Так вот ты какая сволочь церковная!" Благодаря его самообладанию и уверенному голосу немного остыли: "Перед вами народный судья, - сказал он - За меня ответите! Кем буду, не ваше дело, а здесь я вижу сборище пьяных хулиганов!". Это отрезвило их. Распорядились посадить его в какую-то нетопленную, пустую избу и приставили двух конвойных с ружьями.
Из воспоминаний о.Михаила (в передаче матушки Марии Николаевны):
В Тобольске Михаил Григорьевич пришел к архиерею, который встретил его и обласкал, как сына.
По БД ПСТГУ, Михаил Григорьевич был рукоположен во священника в марте 1920 года. По справке синодального журнала, 4 ноября 1921 года рукоположен во диакона, а 6 ноября - во пресвитера епископом Тобольским и Сибирским Николаем (Покровским).
Определен служить в д. Малая Скаредная Аромашевского района Омской области.
В сельской церкви было все запущено. Делами заправлял псаломщик, не очень порядочный человек, который сразу встал в оппозицию к батюшке и восстанавливал против него прихожан. Семья о.Михаила поселилась в доме для священника, который еще оставался свободным, но его уже собирались отдавать под школу. Вскоре семью о.Михаила выгнали из священнического домика, и жить пришлось ему в церковной сторожке, а жене с детьми — в тесной избе, где на полатях спали вповалку все дети. Несколько раз о.Михаила увозили на допрос, как смел уйти и бросить все в Кротове? Он отвечал, что должность его была упразднена, так что он мог сам выбирать свой дальнейший путь. Его отпускали.
Присоединялся к обновленчеству, но порвал с ним спустя несколько месяцев, осознав раскольнический характер этого движения.
В 1923 году был переведен служить в большое село Аромашево Ишимского округа, недалеко от ж.д. станции Голышманово. О.Михаилу удалось построить свой дом, для чего были проданы почти все вещи. В 1924 году в семье родился последний сын - Вадим. Детям о.Михаила было запрещено учиться, они оставались без образования. Работали в огороде, завели пчел.
Есть сведения о том, что в 1927 году отца Михаила пытались завербовать в осведомители, но он отказался. 19 марта 1927 года последовал его арест по обвинению "в агитации в направлении помощи международной буржуазии". В заключении находился один месяц, выпущен на свободу под подписку о невыезде.
С началом коллективизации семья о.Михаила была "раскулачена", имущество было отобрано, семью его выгнали из дома. Лишенные крова, они должны были искать хоть какого-нибудь приюта. Они кое-как разместились у добрых людей.
В 1929 году церковь в селе была закрыта. Мария Николаевна ездила во ВЦИК в Москву - хлопотать об открытии церкви, но церковь в селе так и не открыли. О.Михаил крестил детей, отпевал умерших. К нему приходили домой люди на исповедь. Но многие из его бывших прихожан опасались приходить к нему.
21 марта 1931 года был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. Виновным себя не признал. В своих показаниях он утверждал, что как священник проповедовал исключительно нравственные принципы христианства, не выходя за рамки евангельского учения. Был приговорен к заключению в Вишерском лагере сроком на пять лет.
Матушка Мария Николаевна в 1931 году ездила на свидание с о.Михаилом. Бараки, где спали заключенные, были сколочены из досок, и волосы за ночь примерзали к стене. О.Михаила посылали на тяжелые работы корчевать пни, но открывшееся кровотечение спасло его от непосильных работ, ему дали работу счетовода.
В 1932 году Мария Николаевна также была арестована.
В апреле 1935 года о. Михаил был освобожден. До 29 марта 1936 года отбывал срок ссылки. Затем проживал с семьей в Тюмени, где служил псаломщиком во Всехсвятской кладбищенской церкви.
В Тюмени Мария Николаевна и о. Михаил с младшими детьми и внуками жили в собственном ветхом домишке. О. Михаил, когда не служил, выполнял всю работу по дому: топил печь, варил обед. Мария Николаевна с о.Михаилом в свободное время занимались стеганием одеял, посреди дома стояли стегальные пяльцы.
Арестован 5 июля 1937 года по обвинению в антисоветской пропаганде. Из обвинения: "член контрреволюционной агитации церковников, проводил вербовку новых членов, принимал активное участи в контрреволюционных сборищах, проводил контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию партии и правительства".
В ходе следствия подвергался двум допросам, виновным в предъявленном обвинении себя не признал. Личная подпись отца Михаила под протоколом второго допроса от 19 июля разительно отличается от подписи под протоколом первого допроса от 6 июля. Это позволяет сделать предположение о том, что, добиваясь признательных показаний, к нему применялись меры физического воздействия.
В своих письмах семье отец Михаил писал, что он никогда не оставит служение, что шаг, который он сделал, стал его настоящим выбором. 10 октября 1937 года на основании показаний свидетелей и обвиняемых священник Михаил Красноцветов был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 12 октября 1937 года в Тюмени. Точных данных о месте захоронения нет, однако документально подтверждено, что массовые захоронения в Тюмени проводились на территории восточной части Текутьевского кладбища (в настоящее время не сохранилось, попав в зону промышленной застройки), а также в западной части старого Затюменского кладбища (в настоящее время район асфальтового завода).
19 февраля 1957 года о. Михаил был реабилитирован Тюменским областным судом по 1937 году репрессий, а 14 сентября 1989 года - прокуратурой Тюменской обл. по 1931 году репрессий.
Матушка Мария Николаевна умерла в 1971 году в Сергиевом Посаде, приняв незадолго до смерти монашеский постриг с именем Мария. Многие из потомков о. Михаила стали священниками. Внук священника - Павел Красноцветов - настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Священник Михаил Красноцветов был причислен к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 29 декабря 2021 года.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Журнал № 111 заседания Священного Синода от 29 декабря 2021 года
[1] Синод постановил "Память священномученика Михаила Красноцветова совершать 12 октября / 30 сентября в день его кончины", однако 12 октября приходится на 29 сентября ст. ст.