Епископ Макарий (Гневушев) |
Память 22 августа, в Соборах Брянских, Липецких, Московских, Нижегородских и Смоленских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
В миру Михаил Васильевич Гневушев, родился в сентябре 1858 года в селе Репьевка Ардатовского уезда Симбирской губернии в семье священника.
Закончил Алатырское духовное училище [1], а в 1878 году - Симбирскую духовную семинарию.
В 1882 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (кандидатское сочинение посвящено Александрийской Церкви) и назначен преподавателем Киево-Подольского духовного училища.
В 1883 г. назначен наставником Острожской учительной семинарии.
В 1885 г. - преподавателем Киевского женского училища.
В 1890 г. - преподавателем Киевской духовной семинарии, активный миссионер.
В 1902 стал инициатором создания «Киевского педагогического общества взаимной помощи».
Принимал деятельное участие в право-монархическом движении в Киеве, в 1906-1908 годах был членом Совета Киевской Русской Монархической Партии (КРМП), членом Киевского Русского Собрания (КРС). 3 июля 1906 в КРС сделал обстоятельный доклад о положении русского православного населения в западных областях. Главный тезис доклада - виновником тяжелого экономического и нравственного состояния русского населения является еврейство. Делегат 3-го Всероссийский съезд Русских Людей в Киеве 1–7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской) от Киевского Союза Русских Рабочих (КСРР). Как делегат КСРР участвовал также в работе 4-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 26 апреля — 1 мая 1907 года (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа), на котором выступал с речью о необходимости объединения.
В 1907 году был назначен наблюдателем церковных школ Киевской епархии. В это же время он был избран первым председателем Киевского Губернского отдела Союза Русского Народа (СРН), а после отъезда в Москву стал почетным председателем отдела.
Овдовев, 11 февраля 1908 года был пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря с возведением в сан архимандрита.
Принял активное участие в монархическом движении в Москве, стал ближайшим сподвижником председателя РМС прот. И. И. Восторгова. Уже в июне 1908 года в результате внутренних распрей архим. Макарий вместе с о. Иоанном вынуждены были оставить руководящие должности в Московском губернском Совете СРН. Принимал участие в создании Братства Воскресения Христова, был членом Правления братства. Был активным участником Русского Монархического Собрания (РуМоСо), где часто выступал с докладами, 12 ноября 1909 года избран кандидатом в члены Правления РуМоСо, а затем стал членом Правления.
В 1909 г. перемещен на настоятельскую должность в ставропигиальный Московский Новоспасский монастырь.
Был членом организационного комитета по созыву Московского съезда (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909), готовил вместе с И.Г. Айвазовым материалы к обсуждению. Выступал с приветственной речью при открытии съезда, принимал активное участие в обсуждении вопросов повестки дня съезда, был избран членом исполнительно-редакционной комиссии, которая создавалась для завершения работ с принятыми съездом резолюциями. Среди прочего съезд решил важную задачу: устами многих видных деятелей монархического движения было восстановлено доброе имя прот. Восторгова и архим. Макария.
В апреле 1912 года был избран в состав Устроительного Совета Всероссийских Съездов от РМС. Он участвовал в работах 5-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 16–20 мая 1912), на котором был избран одним из тов. председателя съезда.
По биографии на ortho-rus.ru, прихожане монастыря подавали на него жалобы в Синод, обвиняя его в уголовных преступлениях, но все прошения оставались без последствий, т.к. он был большой приятель Григорию Распутину. В других источниках об этом не упоминается.
Епископ Балахнинский
11 июля 1914 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Хиротония состоялась в Нижнем Новгороде.
Принимал участие в Петроградском совещании (Совещание монархистов 21–23 ноября 1915 в Петрограде), на котором избран в состав Совета Монархических Съездов.
В мае-июне 1916 года возглавил крестный ход из Нижнего Новгорода в Саровскую пустынь. От города Арзамаса до Саровской пустыни и обратно (более 100 км.) владыка прошел пешком в полном архиерейском облачении, несмотря на проливные дожди, произнося в каждом селе проповеди.
Епископ Орловский
28 января 1917 года назначен епископом Орловским и Севским.
14 апреля 1917 года отбыл из Орла в Петроград по вызову в Святейший Синод для доклада о положении в епархии. В мае епископ возвращается в Орел.
В мае 1917 года за выдающиеся труды по устройству беженцев избран почетным членом Нижегородского Отдела Всероссийского Общества попечения о беженцах.
На покое
В том же месяце был уволен на покой, проживал в Смоленском Спасо-Авраамиевом монастыре.
В июньском номере Епархиальных Ведомостей опубликована последняя его статья: «К Православному духовенству Орловской епархии», в которой с горечью владыка констатирует:
С января 1918 года проживал в Иоанно-Предтеченском монастыре в Вязьме. Отсюда он ведет переписку с митрополитом Тихоном, председателем Поместного Собора, будущим патриархом Московским и всея Руси.
Своими яркими проповедями быстро завоевал любовь верующих и монастырский храм стал заполняться молящимися. Большевики подсылали наемных убийц. Однако когда убийцы ожидали выхода епископа между ними произошла ссора, в результате которой один из убийц убил другого.
Епископ Вяземский
12 августа 1918 года назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии.
В середине августа революционная власть решает выселить владыку из игуменского корпуса и закрыть монастырь. Жители города встают на защиту обители и владыки. Они обращаются с прошением в квартирную комиссию при Вяземском Совете, в котором пишут:
Под прошением подпись – «Объединенные граждане г. Вязьмы 81 подпись. Прилагаются подписи на 7 страницах». На прошении резолюция: "Произвести обыск у главных воротил: Волкова, Бурышева, Катырина, Анисимовой (подчеркнуто). Кроме этого необходимо всех лиц мужского пола, фамилии жен которых собраны на листе, немедленно отправить на разработку леса". Дата: 21 августа 1918 года.
22 августа Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, мародерством и саботажем выдает ордер №168 «для производства обыска и в случае надобности ареста гражд. Еп. Макария».
В ночь на 23 августа 1918 года был арестован по обвинению в "организации белогвардейского восстания". При обыске было обнаружено "2 бинокля, одна подзорная труба, 2 вечных календаря, масса всевозможной переписки". Мужественно переносил глумления и побои. При аресте монастырские колокола ударили в набат, к ним присоединился набатный звон Аркадиевского женского монастыря и Спасской церкви.
После допроса владыка поступил в Вяземскую земскую больницу. Выписка из истории болезни епископа Макария №1298 госпиталя №9 Вяземского Всероссийского Земского Союза:
В защиту епископа в органы местной власти поступали прошения с многочисленными подписями граждан.
4 сентября 1918 был осужден за "контрреволюционную и антисоветскую деятельность" и приговорен к расстрелу.
Расстрелян в том же году (в день приговора?) [2] в Смоленске. По другим данным [3], владыка Макарий, скорее всего был убит в Катынском лесу около д. Катынь. По словам его дочери, казнь происходила следующим образом. Осужденные в числе 14 человек (священнослужители, монахини и миряне) были доставлены в пустынное место за Смоленском. Построили всех спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб. Владыка, находясь в конце шеренги с четками горячо молился за каждого из казнимых, а если замечал упадок духа, то, никем не останавливаемый, выходил из линии, благословлял несчастного. Он был застрелен последним.
Реабилитирован 14 апреля 1993 г. прокуратурой Смоленской области
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Митр. Мануил (Лемешевский) называл вл. Макария «прекрасным проповедником, оратором и администратором».
Использованные материалы
- БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века:
- Биография на сайте "Русское Православие"
- Монахиня Ангелина (Нестерова). Священномученик Макарий (Гневушев) епископ Орловский и епископ Вяземский. Последние годы жизни, как пример служения Церкви и народу
- Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917. Сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2008. — 640 с.
[1] Так согласно БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века, http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMT...C**. В ряде материалов ошибочно указывается не существовавшее "Ардатовское духовное училище".
[2] Сведений о приведении приговора в исполнение в деле нет.
[3] Валуев Д. Смоленская Голгофа// Смоленские епархиальные ведомости. 2000. Январь-март. N 1(26). С.43.