Егор Егорович Седов |
Память 3 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников земли Владимирской и Ростово-Ярославских святых
Родился в 1883 году в деревне Чурилово Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина. У него были две младшие сестры - Мария и Евдокия. Отец, Егор Седов-старший, унаследовал и утвердил в своей семье православные традиции. Ближайший храм был в деревне Лыково, в трех километрах от дома, он был для семьи приходским. Но особенно любил Егор Седов молиться в соборе города Владимира. Ходил туда довольно часто, хотя до города было 40 километров.
Единственный сын в семье, Егор-младший также стал прихожанином Лыковской церкви и также с радостью ходил молиться во Владимирский собор. Гостеприимный дом Седовых часто посещали священники и монахи из Владимира. Егор учился грамоте, как все крестьянские дети, в семье и с юности занимался крестьянским трудом.
В 1907 году Егор Егорович женился на Анастасии Степановне. С годами в их семье родилось пятеро детей: дочери Анна, Мария, Анфиса, Серафима и сын Михаил. В церковь ходили все. Егор Егорович запрягал лошадь, сажал малышей в сани и вез в Лыково. Всякое дело Егор Егорович делал с молитвой.
В послереволюционные годы церковность семьи Седовых вызывала насмешки. Егора Егоровича прозвали монахом. «Монахи не женятся», – отвечал он резонно.
В конце 1920-х годов он был избран старостой лыковской церкви.
Егор Егорович был высокого роста, крепкого сложения и здоровья, хорошим хозяином и заботливым семьянином. Хозяйство у него было большое: две лошади, корова, огород, пасека. По советским меркам оно оценивалось как середняцкое. Оно требовало постоянного приложения труда. Работали тоже всей семьей, дети сызмала помогали взрослым. Урожаи на их участке всегда были лучше, чем у соседей. «У всех не уродилось, а у нас уродилось», – вспоминала его дочь.
Когда начались аресты духовенства, дом Седовых еще чаще стали посещать священники и монахи, в основном изгнанные из храмов и монастырей, в поисках временного крова и утешения. Приходили в сумерках, чтобы никто не увидел. Егор Егорович привечал всех; Анастасия Степановна накормит, напоит, а то и оденет, и ночевать оставит. Огород у Седовых был очень большим. Гости уходили на пасеку и молились там без свидетелей.
Егор Егорович был близким человеком и преданным помощником еп. Афанасия (Сахарова). После ареста еп. Афанасия за проповедь в церкви с. Лыкова приходское собрание храма 15 февраля 1926 года уполномочило Егора Егоровича ходатайствовать перед Владимирским ОГПУ об освобождении епископа. В марте следственное дело было прекращено, еп. Афанасий освобожден. Приезжая во Владимир, Егор Егорович всегда останавливался на ночь в доме владыки. И епископ Афанасий, когда позволяли дела, приезжал к Седовым. Служил в лыковской церкви, гостил в Чурилове.
Несомненно влияние епископа Афанасия на формирование церковной ориентации Егора Егоровича. Они были одного духа: лыковский храм никогда не был обновленческим, и несколькими годами позже Егор Егорович станет относить себя к непоминающим.
С 1927 года еп. Афанасий находился в заключении; Егор Егорович переписывался с ним, посылал необходимые вещи, продукты и деньги. Снабжал продуктами священнослужителей, заключенных в тюрьмы г. Владимира, помогал приходским священникам Владимира и Юрьева-Польского. Он узнавал о них и привозил им мед со своей пасеки, картофель и другие продукты. Бывало, подъезжает он к дому, стучит. Матушка выглядывает с испугом: «Кто это?» Отец посмотрит и говорит: «Отворяй, свой». А Егор Егорович сбросит с телеги привезенное у дверей или у калитки и – дальше в путь. А в доме его запасы не убавлялись, на всех хватало, и семья была всегда сыта. Бог посылал достаток.
В колхоз Егор Егорович никогда не вступал. В период коллективизации его двоюродный брат служил уполномоченным от сельсовета по деревне Чурилово. Церковность Егора Егоровича и благополучие его семьи вызывали неприязнь брата-уполномоченного.
Егор Егорович Седов, тюремное фото |
Старшая дочь Егора Егоровича Мария вышла замуж за прихожанина лыковской церкви. Они венчались, несмотря на издевательства и насмешки жителей села. Зять советовал Анастасии Степановне уехать из Чурилова. Предложил поселиться в Ярославле. Семья переехала, дом нашли за Волгой. Но жить там оказалось очень тесно и трудно, и работа нашлась только на другом берегу. Зять пошел советоваться к батюшке: куда переехать? Тот сказал: «Переезжайте в Тутаев, у меня там знакомые есть. Купят они вам дом, деньги отдадите после». Так и сделали.
В 1933 году, после окончания срока заключения, Егор Егорович тоже не захотел возвращаться в деревню Чурилово, но не поехал и к родным. В деревне Козлово Ростовского района Ярославской области он нашел работу, позволившую выплатить долг за покупку дома в Тутаеве: он нанялся в пастухи и работал столько времени, сколько потребовалось для собрания необходимой суммы. В 1936 году на заработанные деньги он выкупил дом и сам переселился туда. В Тутаеве его дочь Анфиса работала на фабрике «Тульма». Егор Егорович также устроился на эту фабрику – ухаживать за лошадьми. Серафима Егоровна рассказывала: «Бывало, придет он на конюшню, а лошади, как услышат его голос, так все заржут! Его и лошади любили».
Поселившись в Тутаеве, Егор Егорович стал прихожанином Воскресенского собора. В отличие от многих непоминающих, он никогда не оставлял церковное богослужение и храм, более того, хорошо читая по-церковнославянски, он часто, особенно в будние дни, прислуживал псаломщиком. Тогда же познакомился Егор Егорович с членами подпольной общины старо-тихоновской ориентации (непоминающих) при храме в селе Котово Угличского района. Когда в Котово переехал епископ Василий (Преображенский), Егор Егорович стал иногда участвовать в тайных богослужениях архиерея.
В его доме по-прежнему останавливались изгнанные монахи и репрессированные священники. Любили ходить к нему и нищие; Анастасия Степановна их кормила.
24 декабря 1943 года Егор Егорович был арестован сотрудниками 2-го отдела УНКВД. Причиной ареста и основанием для обвинения явились показания ранее арестованного иеромонаха Дамаскина (Жабинского), очень часто бывавшего у него в доме, и собранные после этого агентурные сведения. Егора Егоровича обвинили в антисоветской деятельности, участии в работе контрреволюционного подполья, нелегальном сотрудничестве с епископом Василием (Преображенским), в проведении нелегальных религиозных обрядов.
Он был допрошен шесть раз. Следствие длилось 11 месяцев, а допросы - от двух до шести часов. Но ни в какой форме не согласился Егор Егорович приписать себе проведение антисоветской деятельности.
Не назвал он также никого из своих знакомых: "Близких знакомых у меня нигде нет". Следствие настаивало:
Когда встал вопрос о епископе Афанасии (Сахарове), Егор Егорович, не скрывая того, что всем известно, предложил версию, полностью скрывающую подлинную историю и содержание дорогих ему отношений:
Однако Егор Егорович не счел возможным даже перед следствием покривить душой относительно своего отношения к репрессированному владыке:
Несмотря на давление, следствию не стало известно ничего нового ни о том, что в доме Седовых постоянно бывали репрессированные священники, ни о совершении тайных богослужений, ни о помощи репрессированному духовенству.
7 октября 1944 года по приговору Особого совещания при Народном комиссариате внутренних дел СССР Седов Егор Егорович был освобожден, срок предварительного заключения был зачтен в наказание.
Выйдя из тюрьмы, Егор Егорович узнал, что епископ Афанасий был арестован в Ишиме незадолго до него и все хлопоты о переводе владыки в Тутаев остались напрасными. Еще почти десятилетнее заключение в лагерях ожидало больного архиерея. Десять лет Егор Егорович продолжал свою энергичную деятельность, добиваясь освобождения епископа. Он писал ходатайства во все инстанции, консультировался с юристами.
Еп. Афанасий (Сахаров) и Седов Егор Егорович, 1954 г. |
Вернувшись, Егор Егорович сразу стал прилагать все усилия, чтобы наконец исполнить свое горячее желание освободить епископа, начал вновь ездить в Москву, подавать ходатайства. Наконец в марте 1955 года ему удалось забрать совершенно больного епископа Афанасия из дома инвалидов, взяв его на поруки. Епископ был в полном изнеможении, едва ходил. Егор Егорович бережно привез его в Тутаев, к себе домой. До конца октября прожил владыка в его доме. После отъезда епископа Афанасия во Владимирскую епархию связь их по-прежнему не прерывалась. Когда мог, ездил Егор Егорович во Владимир, привозил все необходимое для владыки. Когда не мог, писал письма и посылал посылки. И владыка писал в ответ, посылал и посылочки к праздникам, которыми Егоровы очень дорожили.
В 1950-х годах Егор Егорович стал старостой Воскресенского собора в Тутаеве. С любовью заботился он о храме, преодолевая чинимые препятствия и многие скорби. Когда после смерти Егора Егоровича старостой собора предлагали стать его дочери Анфисе Егоровне, сестра Серафима усиленно отговаривала ее: "Не вставай – будешь плакать, как тятя".
Икона исповедника Георгия Романово-Борисоглебского |
Выздороветь не удалось. Анастасия Степановна скорбела, а Егор Егорович ее уговаривал: "Видно, так Богу угодно". "Тятя… болел очень шибко, – писала владыке дочь Сима, – он у нас никогда не охнул, был большой терпеливец. А было ему ни сидеть, ни лежать – была водянка и нарывы. Тятя все просился: "Отпустите, отпустите меня", а я ему говорю: "Куда тебя отпустить?" Говорит: "Домой, на тот свет", все говорил, не один раз, все просился, говорил: "Мне здесь надоело, там лучше". В 10 часов вечера кричал: "Ангел! Ангел!", а на другой день помер".
Скончался 16 декабря 1960 года. Отпевали его на Николу два священника, диакон и все певчие. Егор Егорович был погребен на Тутаевском городском кладбище.
27 апреля 1989 года реабилитирован зам. прокурора Ярославской обл. по 1932 году репрессий.
28 октября 2000 года, в день памяти священноисповедника Афанасия (Сахарова), во Владимире состоялось торжественное перенесение его святых мощей. Во время этого торжества в Государственном архиве Ярославской области, на столе перед одним из архивистов, лежало огромное следственное дело 1943-1944 года. Желая просмотреть материалы дела, он открыл его и сразу попал на страницу, где было написано до того неизвестное имя заключенного: "обвиняемый Седов Егор Егорович".
Церковный староста Егор Седов был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года.
Мощи исповедника Георгия, обретенные 1 декабря, покоятся в Воскресенском соборе Тутаева.
Использованные материалы
- Инна Менькова "Памяти исповедника Георгия Седова" // Сайт Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"