ДЕРНОВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прот. Павел Дернов
Прот. Павел Дернов
Павел Александрович Дернов (1870 - 1918), протоиерей, священномученик

Память 14 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 12 января 1870 года в селе Пиштань Яранского уезда Вятской губернии в семье священника Александра Дернова и его супруги Ольги Константиновны. Их старший сын Афанасий умер в юношеском возрасте. В семье осталось четверо сыновей - Александр, Андрей, Павел и Василий и семь дочерей - Мария, Анна, Александра, Елизавета, Ольга, Валентина и Надежда. После рождения Надежды Ольга Константиновна, года полтора поболев, скончалась, а на попечении Александра Афанасьевича остались одиннадцать детей [1].

В 1884 году окончил Яранское духовное училище, в 1890 году - Вятскую духовную семинарию. С аттестатом выпускника семинарии он получил медицинское свидетельство, подтверждающее, что "он имеет знаки привитой оспы и по состоянию своего здоровья продолжать дальнейшее обучение в духовной академии может".

В 1894 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и духовном училище [2].

15 сентября 1894 года был определен на должность законоучителя Елабужского реального училища.

26 сентября 1894 года вступил в брак с Анной, дочерью протодиакона Спасского собора Аркадия Лаженицына. В семье родились Борис (17.05.1897 - 27.02.1918), Григорий (23.01.1899 - 27.02.1918) и Семен (01.02.1901 - 27.02.1918), Варвара (1907 г.р.) и Сергей (1913 г.р.).

2 октября 1894 года был рукоположен в сан иерея епископом Сарапульским Алексием (Соболевым) и определен к Елабужскому Спасскому собору без права получения доходов, как сверхштатный священник.

30 ноября 1894 года назначен на должность настоятеля Рождество-Богородичной церкви города Елабуги, при женской городской гимназии. Здесь прошли все годы служения отца Павла Дернова. Пастырь стремился взращивать во вверенных ему учебных заведениях (женская прогимназия и реальное училище) принципы христианской нравственности.

С 1895 года состоял членом Сарапульского Вознесенского Братства, Братства Святителя Николая, а с 1898 года - также Миссионерского общества.

В 1906 году возведён в сан протоиерея.

О. Павел пользовался заслуженным уважением среди духовенства и прихожан, большую часть которых по долгу его службы составляли гимназисты и ученики реального училища.

20 марта 1916 года в Елабужском реальном училище был открыт школьный кружок трезвости, который, как сообщалось в статье, посвященной этому вопросу, был "обязан своим открытием трудами и заботами законоучителя училища о. П.А. Дернова". О.Павел возглавлял организованное епископом Сарапульским и Елабужским Амвросием (Гудко) Елабужское братство трезвости, о котором писали, что со временем это братство "послужит образцом деятельности в этом роде для всей России". Братство работало весьма активно и деятельно: устроило чайную-столовую для бедных, выпускало много литературы.

16 ноября 1917 года уездный съезд крестьянских депутатов в Елабуге принял решение о переходе власти к Советам: большевиками был избран Елабужский уездный Совет, председателем которого стал С. Н. Гассар (1877-1918). Под руководством Совета начался грабеж населения под предлогом национализации имущества.

Общие настроения недовольства новой властью в Елабуге 22-23 января 1918 года вылились в бунт 230-го пехотного полка, находившегося в городе с 1914 года. Восставшие без труда захватили склад с оружием и напали на исполком. Все новые руководители Советов в страхе бежали из города и спрятались в деревне Токмашка. Бежавший председатель уездного Совета С.Н. Гассар связался с революционным центром в городе Сарапуле, откуда был направлен в Елабугу большевистский карательный отряд под командованием Ефима Колчина, который зарекомендовал себя особой жестокостью.

После захвата города Елабуги карательным отрядом Е. Колчина в городе начался самый настоящий террор. В задачу отряда входило выявление и казнь организаторов т.н. мятежа, которым удалось свергнуть в городе власть Советов. Начались аресты и допросы. Значительную активность проявляли добровольные информаторы. Под подозрение попали все зажиточные жители города. Духовенство было решено объявить идеологическими организаторами восстания, что было особенно удобно после публикации воззвания патриарха Тихона, в котором он обличал новую власть. Протоиерей Павел Дернов, 10/23 февраля зачитавший в храме послание патриарха, был представлен карателями как главный организатор восстания в городе Елабуге.

12/25 февраля 1918 года в доме священника начался обыск. Отец Павел был арестован.

Священника расстреляли в ночь на 14/27 февраля [3] 1918 года за городом, на Моралевской мельнице. На льду реки Тоймы после казни еще некоторое время было большое кровавое пятно.

Из воспоминаний дочери Варвары:

"Не помню как скоро, но стало известно, что папа расстрелян на Тойме, а мальчики сидят в каком-то комитете. Словом, к вечеру тело папы было привезено, обмыто, облачено в священнические одежды и положено на стол. Есть предположение, что его не расстреляли, а закололи штыками. Во всяком случае, у него была одна огнестрельная рана на лице навылет со щеки на щеку. То ли удостоверялись, жив или умер, то ли добивали. А когда через несколько дней после похорон маме сказали, что можно съездить на на Моралевскую мельницу, то оказалось, что на льду Таймы — громадное кровавое пятно. Мама зачерпнула этого кровавого снега. Помню, как его везла. Хозяин мельницы Моралев убеждал маму, что он все видел и что когда отца привезли, то он просил дать ему возможность исповедаться..."

На следующее утро были арестованы и убиты его сыновья, Борис, Григорий и Семен, которые отправились на поиски отца.

Из воспоминаний дочери:

"Братьев сейчас же среди бела дня вывели и повели на расстрел. Вели к спуску на дамбу и потом по дамбе, и все это видели. Они что-то кричали для передачи маме, что-то вроде того, что они идут умирать за веру и православный крест. Есть множество свидетелей этого крестного пути моих братьев, они еще помнят эти трагические, страшные и, может быть, героические слова. Братья, во всяком случае, думали, что именно так надо идти умирать... Их расстреливали, по-видимому, спешно: пришлось добивать. У Бори было избито лицо, его добивали по голове. У Гриши было что-то страшное: его застрелили разрывной пулей в затылок и разлохматили весь низ лица, челюсть, язык. Говорят, что Сеня в последний миг испытал ужас смерти. Ему за неделю до этого исполнилось 17 лет. Его тоже убивали разрывной пулей, но она развернула ему ногу. Лицо его, единственное из всех четверых было цело. Оно было спокойно... Мы уже знали, что мальчики убиты, но никто не мог решиться рассказать об этом маме. Мама сидела в столовой... Все эти дни у нас было множество народа, а тут ее окружали учительницы из гимназии, воспитательницы из епархиального училища, кто-то из монастырей. Множество народа. И в дверь с лесенки, из маленькой прихожей, вошел дедушка Аркадий Иванович. Он держал перед собой руки, как-то полусогнутые, со сжатыми кулаками И мама сразу закричала что-то вроде: "Убиты?" И дедушка сказал: "Да, Анюта, расстреляны!" И мама воскликнула: "Да будет Воля Твоя!"... Они умерли чистыми. Мир их праху!"

Отец Павел был погребен вместе с сыновьями на городском Троицком кладбище. Могила их была расположена слева от притвора храма, у двух тополей. В советское время Троицкое кладбище было разорено, Троицкий храм разрушен, а могила Дерновых утрачена.

В 1981 году о. Павел Дернов был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей.

Первое упоминание об о. Павле Дернове в России сделал в 1999 году в книге "Живые иконы" член комиссии по канонизации святых Вятской епархии А. В. Маркелов. В 2002 году комиссия приступила к сбору сведений о жизни и гибели протоиерея Павла Дернова.

В 2008 году, к 90-летию мученической кончины о. Павла и его сыновей, А.В.Маркелов выпустил брошюру "Первые новомученики Вятской земли", где написал: "Вывести работу на новый этап помогло пришедшее в Вятку письмо Дмитрия Сергеевича Дернова, внука о.Павла, который просил владыку Хрисанфа рассмотреть вопрос о прославлении о.Павла".

Протоиерей Павел Дернов с тремя сыновьями были причислены к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года для общецерковного почитания.

Сочинения

  • "Творение из ничего как отличительная черта откровенного учения о мироздании" (курсовое сочинение, Казань, 1894)
  • "Исторические записки о состоянии Елабужского реального училища за 25 лет его существования (1897-1903 гг.)" (1903)

Награды

Литература

  • «Первые новомученики Вятской земли» (брошюра Артемия Владимировича Маркелова)
  • Шумилов Е. Черная книга преступлений большевизма // Известия Удмуртской республики. 1994.
  • Журавский А. Жизнеописание новых мучеников Казанских. Год 1918-й. Казань, 1995. (Материалы к истории Казанской церкви ХХ в.; Сб.1). с. 35.
  • Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918гг. (Деяния CXVI-CXIX). Пг., 1918. Кн.10. Вып.1. с. 83.
  • Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. с. 214.
  • Новомученики протоиерей Павел Дернов со чадами // М: Издание храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино, 2012. Май-июнь. N 3(23). с. 3.
  • ГА РФ. Ф. 3431. Оп.1. Д. 563. Л. 272.

Использованные материалы



[1]  См. биографию его брата, Александра Дернова

[2]  "Выпускники Казанской духовной академии 1894 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html

[3]  Так по синодальному журналу. По сведениям диакона Алексия Комиссарова, был убит в ночь на 13 февраля 1918 года

Редакция текста от: 02.11.2018 21:02:49

"ДЕРНОВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google