Прот. Павел Дернов |
Память 14 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 12 января 1870 года в селе Пиштань Яранского уезда Вятской губернии в семье священника Александра Дернова и его супруги Ольги Константиновны. Их старший сын Афанасий умер в юношеском возрасте. В семье осталось четверо сыновей - Александр, Андрей, Павел и Василий и семь дочерей - Мария, Анна, Александра, Елизавета, Ольга, Валентина и Надежда. После рождения Надежды Ольга Константиновна, года полтора поболев, скончалась, а на попечении Александра Афанасьевича остались одиннадцать детей [1].
В 1884 году окончил Яранское духовное училище, в 1890 году - Вятскую духовную семинарию. С аттестатом выпускника семинарии он получил медицинское свидетельство, подтверждающее, что "он имеет знаки привитой оспы и по состоянию своего здоровья продолжать дальнейшее обучение в духовной академии может".
В 1894 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и духовном училище [2].
15 сентября 1894 года был определен на должность законоучителя Елабужского реального училища.
26 сентября 1894 года вступил в брак с Анной, дочерью протодиакона Спасского собора Аркадия Лаженицына. В семье родились Борис (17.05.1897 - 27.02.1918), Григорий (23.01.1899 - 27.02.1918) и Семен (01.02.1901 - 27.02.1918), Варвара (1907 г.р.) и Сергей (1913 г.р.).
2 октября 1894 года был рукоположен в сан иерея епископом Сарапульским Алексием (Соболевым) и определен к Елабужскому Спасскому собору без права получения доходов, как сверхштатный священник.
30 ноября 1894 года назначен на должность настоятеля Рождество-Богородичной церкви города Елабуги, при женской городской гимназии. Здесь прошли все годы служения отца Павла Дернова. Пастырь стремился взращивать во вверенных ему учебных заведениях (женская прогимназия и реальное училище) принципы христианской нравственности.
С 1895 года состоял членом Сарапульского Вознесенского Братства, Братства Святителя Николая, а с 1898 года - также Миссионерского общества.
В 1906 году возведён в сан протоиерея.
О. Павел пользовался заслуженным уважением среди духовенства и прихожан, большую часть которых по долгу его службы составляли гимназисты и ученики реального училища.
20 марта 1916 года в Елабужском реальном училище был открыт школьный кружок трезвости, который, как сообщалось в статье, посвященной этому вопросу, был "обязан своим открытием трудами и заботами законоучителя училища о. П.А. Дернова". О.Павел возглавлял организованное епископом Сарапульским и Елабужским Амвросием (Гудко) Елабужское братство трезвости, о котором писали, что со временем это братство "послужит образцом деятельности в этом роде для всей России". Братство работало весьма активно и деятельно: устроило чайную-столовую для бедных, выпускало много литературы.
16 ноября 1917 года уездный съезд крестьянских депутатов в Елабуге принял решение о переходе власти к Советам: большевиками был избран Елабужский уездный Совет, председателем которого стал С. Н. Гассар (1877-1918). Под руководством Совета начался грабеж населения под предлогом национализации имущества.
Общие настроения недовольства новой властью в Елабуге 22-23 января 1918 года вылились в бунт 230-го пехотного полка, находившегося в городе с 1914 года. Восставшие без труда захватили склад с оружием и напали на исполком. Все новые руководители Советов в страхе бежали из города и спрятались в деревне Токмашка. Бежавший председатель уездного Совета С.Н. Гассар связался с революционным центром в городе Сарапуле, откуда был направлен в Елабугу большевистский карательный отряд под командованием Ефима Колчина, который зарекомендовал себя особой жестокостью.
После захвата города Елабуги карательным отрядом Е. Колчина в городе начался самый настоящий террор. В задачу отряда входило выявление и казнь организаторов т.н. мятежа, которым удалось свергнуть в городе власть Советов. Начались аресты и допросы. Значительную активность проявляли добровольные информаторы. Под подозрение попали все зажиточные жители города. Духовенство было решено объявить идеологическими организаторами восстания, что было особенно удобно после публикации воззвания патриарха Тихона, в котором он обличал новую власть. Протоиерей Павел Дернов, 10/23 февраля зачитавший в храме послание патриарха, был представлен карателями как главный организатор восстания в городе Елабуге.
12/25 февраля 1918 года в доме священника начался обыск. Отец Павел был арестован.
Священника расстреляли в ночь на 14/27 февраля [3] 1918 года за городом, на Моралевской мельнице. На льду реки Тоймы после казни еще некоторое время было большое кровавое пятно.
Из воспоминаний дочери Варвары:
На следующее утро были арестованы и убиты его сыновья, Борис, Григорий и Семен, которые отправились на поиски отца.
Из воспоминаний дочери:
Отец Павел был погребен вместе с сыновьями на городском Троицком кладбище. Могила их была расположена слева от притвора храма, у двух тополей. В советское время Троицкое кладбище было разорено, Троицкий храм разрушен, а могила Дерновых утрачена.
В 1981 году о. Павел Дернов был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей.
Первое упоминание об о. Павле Дернове в России сделал в 1999 году в книге "Живые иконы" член комиссии по канонизации святых Вятской епархии А. В. Маркелов. В 2002 году комиссия приступила к сбору сведений о жизни и гибели протоиерея Павла Дернова.
В 2008 году, к 90-летию мученической кончины о. Павла и его сыновей, А.В.Маркелов выпустил брошюру "Первые новомученики Вятской земли", где написал: "Вывести работу на новый этап помогло пришедшее в Вятку письмо Дмитрия Сергеевича Дернова, внука о.Павла, который просил владыку Хрисанфа рассмотреть вопрос о прославлении о.Павла".
Протоиерей Павел Дернов с тремя сыновьями были причислены к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года для общецерковного почитания.
Сочинения
- "Творение из ничего как отличительная черта откровенного учения о мироздании" (курсовое сочинение, Казань, 1894)
- "Исторические записки о состоянии Елабужского реального училища за 25 лет его существования (1897-1903 гг.)" (1903)
Награды
- набедренник (25 марта 1898, за ревностное служение на церковном поприще)
- скуфья (7 марта 1901)
- камилавка (6 мая 1905)
Литература
- «Первые новомученики Вятской земли» (брошюра Артемия Владимировича Маркелова)
- Шумилов Е. Черная книга преступлений большевизма // Известия Удмуртской республики. 1994.
- Журавский А. Жизнеописание новых мучеников Казанских. Год 1918-й. Казань, 1995. (Материалы к истории Казанской церкви ХХ в.; Сб.1). с. 35.
- Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918гг. (Деяния CXVI-CXIX). Пг., 1918. Кн.10. Вып.1. с. 83.
- Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. с. 214.
- Новомученики протоиерей Павел Дернов со чадами // М: Издание храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино, 2012. Май-июнь. N 3(23). с. 3.
- ГА РФ. Ф. 3431. Оп.1. Д. 563. Л. 272.
Использованные материалы
- Журнал № 84 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года, официальный сайт Русской Православной Церкви:
- Диакон Алексий Комиссаров. "Протоиерей Павел Александрович Дернов" // Сайт комиссии по канонизации святых Сарапульской епархии
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века"
[1] См. биографию его брата, Александра Дернова
[2] "Выпускники Казанской духовной академии 1894 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html
[3] Так по синодальному журналу. По сведениям диакона Алексия Комиссарова, был убит в ночь на 13 февраля 1918 года