Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Соловецкий монастырь, 2007 г. Фото Павла Богданова с сайта sobory.ru
Соловецкий монастырь, 2007 г. Фото Павла Богданова с сайта sobory.ru
Соловецкий мужской монастырь в честь Преображения Господня, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Архангельской епархии

Карта Соловецкого архипелага
Карта Соловецкого архипелага

География

Помимо собственно Соловецкого монастыря на Большом Соловецком острове с ним тесно связан ряд скитов и пустыней по всему Соловецкому архипелагу, построенных в XVI-XIX веках. Большинство из них были основаны на местах памятных событий и чудес, о которых повествуют жития Соловецких подвижников.

На Большом Соловецком острове:

На острове Большая Муксалма:

На острове Анзер:

На Большом Заяцком острове:

На острове Кондострове:

Подворья

Исторически подворья Соловецкого монастыря находились в разных городах, уездах и волостях, преимущественно на Севере России. В исторических документах упоминаются: Московское, Архангельское, Соломбальское, Новгородское, Вологодское, Холмогорское, Каргопольское, Велико-Устюжское, Ярославское, Кемское, Кольское, Сумское, Сороцкое, Сермакское. Соловецкой обители принадлежала также Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь в подмосковном селе Фаустове. На начало XXI века действовали подворья:

История

Основание

Обитель была основана в XV веке православными подвижниками Зосимой, Савватием и Германом, которые избрали Соловецкие острова для молитвенного уединения и пустынножительства. В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигли Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью, положив начало иноческой жизни на Соловках. Здесь преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет "к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему".

Однажды преподобный Герман отправился за припасами к реке Онеге, а преподобный Савватий, предчувствуя кончину, также переплыл через море и преставился на материке в 1435 году. Однако, монашеская жизнь на островах не пресеклась. Уже в следующем году преподобный Герман вернулся на Большой остров вместе с преподобным Зосимой, которого встретил в Поморье. Подвижники поселились вблизи моря. Вскоре преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая и трапезой; также была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан общежительный монастырь. В 1460-е годы архиепископ Новгородский святитель Иона и мирские правители Господина Великого Новгорода выдали святому Зосиме особую благословенную грамоту, по которой Соловецкие островные угодья отдавались в вечное владение новой обители.

После того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове, преподобный Зосима стал игуменом обители. В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне. В 1478 году преставился преподобный Зосима и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма. Наконец, в 1479 году, будучи в Новгороде по делам монастыря, мирно преставился и преподобный Герман. В 1484 году мощи преподобного Германа были также перенесены в Соловецкую обитель и положили рядом с мощами преподобного Савватия.

Таким образом все три преподобных первоначальника обители упокоились в ней. Уже к тому времени монастырь привлекает дары правителей и внимание жизнеописателей. Так, в 1478 году, после удачного похода в "каянскую землю" монастырю был пожалован колокол немецкого литья - один из древнейших военно-морских трофеев России. В 1479 году великий князь Иоанн Васильевич своей жалованной грамотой подтвердил новгородскую грамоту на владение островными угодьями. Устное повествование преподобного Германа об основании монастыря было записано иеромонахом-книжником Досифеем (позже игуменом, учеником преподобного Зосимы) и легло в основу жития первоначальников Соловецких составленного в 1503 году бывшим митрополитом Киевским Спиридоном.

В Русском царстве

В XVI веке Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении Новгородских архипастырей, пользовался особым покровительством Русских царей. На картах Русского государства первой половины века, при отсутствии на них некоторых известных городов, посреди моря изображался Соловецкий монастырь - форпост Православия в Северной Руси и важный центр хозяйственного освоения Поморья. В 1514 году была составлена первая опись Соловецкого монастыря - один из самых ранних документов подобного рода. Государи неоднократно подтверждали права монастыря на Соловецкие острова; 1530-50-х годах царь Иоанн Васильевич Грозный щедро одаривал обитель земельными угодьями в Сумской волости, колоколами и драгоценной церковной утварью. Святость преподобных основателей обители Зосимы и Савватия была общецерковно признана и в 1547 году провозглашена на Московском Соборе.

В середине XVI века, в годы игуменства святителя Филиппа, будущего митрополита Московского, в монастыре началось каменное строительство. С 1552 года новгородские зодчие вместе с братией монастыря возводили храм в честь Успения Божией Матери с трапезной и келарской палатами, освященный 15 августа 1557 года. Строились новые келейные корпуса, развивалось монастырское хозяйство. По благословению святого Филиппа прокладывали дороги, озера соединяли каналами, создавали гавани и хозяйственные заведения (в частности, ферму на острове Большая Муксалма). Игумен-подвижник усердно заботился о братии, не сокращая при этом своих молитвенных бдений и часто уединяясь в избранное им место - Филипповскую пустынь. В 1558-1566 годах был построен главный храм обители - Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия. 6 августа того года храм был освящен, а 8 августа святые мощи первооснователей Соловецких перенесены в их придел.

Повинуясь царской воле в 1566 году игумен Филипп принял сан митрополита Московского, а уже в 1569 году мученически скончался. По прошению Соловецкого игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии благоверному царю Феодору Иоанновичу в 1591 году, мощи игумена-святителя были перенесены в Соловецкий монастырь.

Тем временем Соловки всё чаще тревожат чужестранцы - в 1566 году сюда прибыла английская экспедиция, в 1571 году появились шведские военные корабли, в 1579 году в стычке со шведами был убит воевода Михаил Озеров. Монастырь по необходимости делается "великой государевой крепостью". Ещё в 1579 году началось строительство деревянного острога. При игумене Иакове в 1582-1594 годах были построены мощные стены и башни из природного камня. Вел строительство старец Трифон (Кологривов), который в 1601 году возвел над Святыми вратами церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Этому зодчему возможно принадлежат и другие сооружения: западное крыльцо, примыкающее к трапезной; галерея, соединяющая центральные храмы обители, построенные при святителе Филиппе. Кроме оборонительных функций, монастырские стены также имели роль тюремных - первое известие о заточении на Соловках относится ещё к 1554 году, когда сюда был сослан игумен Артемий, бывший настоятель Троице-Сергиева монастыря.

Благодаря усилиям обители и жителей Северной Карелии Беломорье удалось отстоять в составе Русского государства во время Смутного времени. Тяжелые заботы по защите монастыря и прибрежных владений легли на плечи преподобного Иринарха, который был игуменом с 1614 по 1626 год. Отряд стрельцов, состоящий на монастырском содержании, нёс сторожевую службу; число "воинских людей" в обители было увеличено до 1040 человек; были построены новые укрепления и каменные кельи. Понимая трудное положение обители и её важную роль в обороне Поморья, царь Михаил Феодорович на пять лет освободил монастырь от уплаты пошлины и пожаловал его новыми угодьями.

В 1620 году на острове Анзер преподобным Елеазаром был основан Свято-Троицкий скит, который в 1633 году грамотой царя Михаила Феодоровича был сделан независимым от Соловецкого монастыря. В 1637 царем Михаилом Федоровичем было велено в Соловецком монастыре воеводе не быть, в связи с чем настоятель обители возглавил оборону Западного Беломорья. В 1646 году в монастыре были торжественно открыты, а в 1652 году по царскому указу - перенесены в Москву мощи святителя Филиппа. В 1651 году также по указу царя игумен Илия получил сан архимандрита и с того времени настоятели Соловецкого монастыря возводились в этот сан.

Несмотря на то что патриарх Никон был постриженником тесно связанного с обителью Анзерского скита, после старообрядческого раскола постигшего Русскую Церковь вслед за его реформами большинство монастырской братии пошло против патриарха. В 1658 году последовал отказ соловецких иноков принять новоисправленные богослужебные книги, и монастырь сделался одним из средоточий раскола. В 1667 году сторонники "древлеправославной веры" отказались принять нового настоятеля монастыря, архимандрита Иосифа, назначенного указом государя Алексея Михайловича. В 1668 году на Соловки с отрядом стрельцов послан стряпчий Игнатий Волохов, и началось "Соловецкое сидение" - вооруженное восстание иноков против церковных реформ. В 1669 году последовало изгнание из монастыря сторонников мирного "стояния за веру". В 1672 году на Соловки бежали казаки из разбитых отрядов Степана Разина. В следующем году началась "тесная" блокада Соловецкого монастыря. Стрельцов поразили волнения и в 1674 году на Соловки был послан новый воевода Иван Мещеринов. Соловецкие затворники прекратили моление за государя. После неудачного штурма 1675 года, монастырь всё же был взят 22 января 1676 года, вслед за чем вожди восстания были казнены. Монастырь оказался разорён.

Посещение обители царём Петром Алексеевичем в 1694 и 1702 годах стало свидетельством прощения опального монастыря. В 1701-1720 годах в монастыре подзивался преподобный Иов, в схиме Иисус, создавший новый Голгофо-Распятский скит на Анзере.

Синодальный период

Ряд секуляризационных мероприятий относительно владений и имущества монастыря были проведены уже при царе Петре I. В ходе секуляризационной реформы в 1764 году монастырь лишился многих земель, число монахов было строго регламентировано. При этом государство, взяв в свое управление Соловецкие вотчины, приняло на себе обязанность защищать обитель и весь северный край от неприятеля. В 1765 году монастырь был выведен из епархиального подчинения и определен ставропигией Святейшего Синода. Настоятели обители назначались как прежде, в сане архимандритов.

В 1777 году было предпринято строительство каменной колокольни, а в 1798 году возведена больничная церковь во имя святителя Филиппа. В обители делается попытка неуклонного исполнения общежительного устава и исправления нравственного климата в обители; ведётся перестройка основных монастырских зданий. В 1814 году происходит разоружение Соловков и исключение монастырской крепости из числа российских военных укреплений. В 1822 году архимандритом Макарием была основана Макариевская пустынь. В 1834 году было завершено строительство каменной церкви святителя Николая, заместившей прежнюю деревянную. Публикация первого печатного труда по истории монастыря - "Летописца Соловецкого" - состоялось в последней четверти XVIII века, а в первой трети XIX века появилось фундаментальное "Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального Соловецкого монастыря".

В 1854 году монастырь под началом архимандрита Александра (Павловича) выдержал нападение с моря англо-французских кораблей в ходе Крымской войны. В 1858 году обитель посетил император Александр II, сопровождаемый великими князьями, дипломатами, писателями и художниками. В связи с увеличением количества паломников в 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор (внутреннее убранство завершено в 1862 году), в котором покоились в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII века, в 1860 году построена освященная в его честь церковь.

Военная роль монастыря окончательно сошла на нет и в 1886 году военная команда в Соловецком монастыре была упразднена. Одновременно обитель становилась всё более значимым паломническим и хозяйственным центром, привлекала внимание всё большего числа богомольцев и исследователей. Истории монастыря были посвящены важные труды - "Соловецкий патерик" (первое издание 1873) и "История ставропигиального Соловецкого монастыря" (1899, наиболее полный труд по истории обители).

Соловецкий монастырь. Отход парохода. 1911 г. Собрание открыток Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии
Соловецкий монастырь. Отход парохода. 1911 г. Собрание открыток Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии
К началу XX века монастырь подошёл в процветающем состоянии. Здесь подвизалось более двухсот монашествующих под управлением настоятеля в сане архимандрита и монастырского собора, состоявшего из наместника, казначея, ризничего, благочинного и духовника обители. Монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни с 19 храмами и 30 часовнями. В обители существовали: училище для детей поморов - "безбрадых трудников", братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад; некоторое время работала здесь биостанция - первое научное учреждение на Беломорье. При монастыре были заводы салотопенный, свечной, гончарный, кирпичный, лесопильный и кожевенный, мукомольная мельница, мастерские сапожная, портняжная, серебряных дел, малярная, столярная, слесарная, переплетная, корзинная, санная, колесная, экипажная, обширная кузница, литейное и механическое заведение, смолокурня и другие заведения. Обитель отличалась прекрасно устроенным водоснабжением посредством межозёрных каналов. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших "ради молитв преподобных" безденежно, и несколько сот наемных рабочих. Обитель также принимала множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год (из них 11-12 тысяч летом; женщин проживавших постоянно не было, а приезжавшие летом на богомолье жили вне монастырских стен, в течение 3 дней). Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами (обитель имела несколько парусных судов и четыре парохода) Монастырь получал значительные доходы как от богомольцев, так и от других своих хозяйственных статей (подворий, пароходов, рыбной и звериной ловли и проч.).

Морской док

Соловецкий монастырь. Монастырский док. Нач. XX века. Собрание открыток церковно-археологического кабинета Московской духовной академии
Соловецкий монастырь. Монастырский док. Нач. XX века. Собрание открыток церковно-археологического кабинета Московской духовной академии
В конце XVIII столетия на канале, ведущем из Святого озера в море, решено было устроить морской наливной док с бассейном для захода судов, площадкой для их осушки и затворными воротами. В 1799-1801 годах док был построен, и, как сообщает архимандрит Досифей, "по выгодности местоположения и способности сей верфи многие знатоки свидетельствуют, что еще подобной нигде не находится". Проработал первый док недолго, так как быстро ветшавшие деревянно-валунные конструкции потребовали замены их новым, более долговечным материалом - гранитом. Уже на рубеже 1820-30-х годов в монастыре «своими людьми» строятся мореходные суда «на корабельный образец» длиной 35 м и грузоподъемностью до 700 пудов. Современники с гордостью отмечали, что "подобных кораблей красотою и величиной ни у кого во всем здешнем Белом море не имеется". В 1860-е годы монастырь оснащает пароходы, перевозившие до шестисот пассажиров, а в конце столетия приобретает современные быстроходные суда за границей.

Отвечая потребностям времени, обустраивался и Сухой док. В 1880-1881 годах он был на 6,5 м удлинен и на 1,5 м углублен. Как и прежде, строительство осуществлялось собственными силами (письменные источники отмечают трудовой вклад кузнеца - богомольца Андрея Бурова, «столяра-архитектора» монаха Аристарха, инженера-механика монаха Феоктиста и некоторых других рядовых строителей).

Видимо, тогда же чудо соловецкой гидротехники было отмечено памятным гранитным обелиском, стоящим у входных ворот. Аналогичный по форме обелиск установлен с противоположной стороны входа в док в память о событиях обстрела монастыря англичанами в 1854 году http://www.solovki.info/?action=pv&id=68 ]].

Биологическая станция

Соловецкий монастырь. Биологическая станция. Нач. XX века. 
Собрание открыток Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии
Соловецкий монастырь. Биологическая станция. Нач. XX века. Собрание открыток Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии
В последней четверти XIX века на берегу Соловецкой бухты, на маленьком мысу, расположившегося напротив Соловецкого монастыря, была основана Биологическая станция. Станция появилась благодаря активной деятельности профессора, крупного зоолога и писателя Н.П.Вагнера и настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Милетия, оказавшего существенную материальную помощь этой научной инициативе. Появление Биологической станции на Соловках было одобрено Святейшим Синодом, и только после этого осуществилась перестройка "Сельдяной избы", выделенной настоятелем для нужд ученых.

Соловецкая биологическая станция позволила осуществить многие открытия и пополнить коллекции Академии Наук, пяти русских университетов, многих других высших учебных заведений и гимназий, а также коллекции некоторых провинциальных музеев морскими жителями.

Возможно, что между работниками станции и монастырским руководством произошел разлад и в 1899 году по ходатайству другого настоятеля - архимандрита Иоанникия Биологическая станция на Соловках прекратила свое существование.

Лишь спустя много лет, в 1996 году Соловецких островах, приказом ректора МГУ, создан Соловецкий филиал Беломорской биологической станции МГУ. Соловецкий монастырь, возрожденный после нескольких десятилетий запустения, благословил создание новой биостанции.

Соловецкий монастырь. Конный двор и корпус для годовиков, 1911 г. Собрание открыток Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии
Соловецкий монастырь. Конный двор и корпус для годовиков, 1911 г. Собрание открыток Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии

Институт "годовиков"

Во время поездки в Соловецкий монастырь М.В.Нестеров делал этюд с иеромонаха, который рассказал ему о давнем институте "годовиков":

"Давно повелся на Соловецком обычай весной привозить в обитель подростков лет двенадцати-шестнадцати. Эти мальчики в большинстве случаев были «вымоленные» родителями после долгого бесплодия, после тяжкой болезни или иной какой беды. Таких вымоленных и привозили обычно родители в обитель с весны до весны на год, потому и звались они «годовиками».

Таких мальчиков монастырь определял к какому-нибудь занятию: в певчие, если был голос, слух, в типографию, в поварню, в иконописную или еще куда, там наблюдали за годовиком, за его способностями. Так проходил год, и вот тогда, если у годовика оказывались способности чрезвычайные, был он особенно умен, даровит, монастырь предлагал родителям оставить их мальчика еще на год. Родители и сам мальчик иногда соглашались, иногда нет, и его увозили домой…

Бывали же случаи, что такой «годовик», оставаясь в обители ряд лет, так привыкал к ней, что сам отказывался навсегда вернуться домой. Поздней он становился членом монашествующей братии, доходил до высших чинов монастырской иерархии. Его выбирали Настоятелем монастыря, как было с архимандритом Иннокентием [1], который властно правил обителью в дни моего там пребывания" [2].

В Соловецком монастыре ежегодно трудились до 1000 "годовиков", в чьи обязанности входила уборка всех соловецких сенокосов, заготовка годового запаса дров, уход за сотней монастырских коров и двумя сотнями овец, кроме того, выполняли обязанности конюхов, кучеров и несли послушания во всех монастырских мастерских. [3]

Страдания мучеников на Соловках. 1-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.
Страдания мучеников на Соловках. 1-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Разрушение Соловецкой обители

В 1918 году на Соловках впервые появился отряд красногвардейцев, который конфисковал часть продовольственных запасов монастыря. В ходе гражданской войны в 1918-1919 годах здесь разместилось сводное подразделение интервентов, но в следующем году власть снова перешла к красным. В 1920 году на Соловки прибыла комиссия М. С. Кедрова, ликвидировавшая монастырь, сославшая его руководство и организовавшая совхоз "Соловки", а также лагеря принудительных работ.

В 1923 году многочисленные монастырские учреждения были превращены в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Сюда ссылали в первую очередь иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников белого движения - офицеров и солдат. Одно время в 1920-х годах здесь находилось больше епископов, чем на свободе в пределах Советской России. Новая власть также отправляла сюда своих политических противников, неугодных ей представителей творческой интеллигенции. С начала 1930-х годов на острова начинают доставлять и раскулаченных крестьян со всех концов страны.

Спасо-Преображенский собор обители был превращен в место заключения. Расстрелы и убийства были обычным явлением на Соловках, но самым страшным местом на острове стала "Секирка" - Свято-Вознесенский храм с маяком, стоящий на вершине Секирной горы, стал местом заключения для "штрафных", обычно умиравших от невыносимых условий. На острове Анзер в Голгофо-Распятском скиту находилась лагерная больница, пользовавшаяся не менее мрачной известностью за те издевательства, которым здесь подвергались страдальцы.

Поначалу после закрытия монастыря около 60 человек братии добровольно оставались в лагере в качестве вольнонаемных. Они работали "инструкторами" на монастырских промыслах. Богослужения разрешалось совершать в церкви преподобного Онуфрия Великого на монастырском кладбище. В 1932 году последние соловецкие монахи были высланы с архипелага, а богослужения запрещены. В 1932-1938 годы большинство из заключенных были умучены, расстреляны, погибли на Соловках или в местах пересылки. Невозможно перечислить имена всех соловецких узников, с упованием на Господа мужественно стоявших за веру и Отечество. Среди них имена священномучеников митрополита Горьковского Евгения; архиепископа Семипалатинского Александра, архиепископа Верейского Илариона, архиепископа Воронежского Петра; преподобномучеников архимандрита Вениамина и иеромонаха Никифора и множества других.

По словам наместника возрождающейся обители Иосифа (Братищева):

"Воспоминания очевидцев, которые сами прошли через застенки лагеря особого назначения, свидетельствуют, насколько силен был дух православных людей, которые томились здесь: Верующие люди считали для себя великой честью находиться на месте подвигов преподобных основателей - Зосимы, Савватия и Германа, несмотря на великие невзгоды, которые им приходилось переносить, несмотря на все унижения, которые выпадали на их долю."

В 1937 году лагерь был преобразован в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), которая была расформирована в 1939 году.

Архипелаг был передан Северному Флоту, после чего здесь был организован Учебный отряд Северного Флота. В 1942-1945 годах в составе Учебного отряда в бывшем монастыре располагалась Школа юнг ВМФ. Одновременно, в 1944 году, на Соловках был учрежден островной совет (с 1971 года - сельский совет; с 1987 года - районный совет с центром в посёлке Соловецком).

Восстановление

Реставрация храмовых, хозяйственных и иных строений Соловецкого монастыря была начата в 1961 году государственными учреждениями культуры. В 1967 году был создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Во второй половине XX века, когда остров Анзер опустел, почти на самой вершине Голгофской горы, рядом с храмом выросла высокая береза - необыкновенная и своей высотой, и тем что основные ветви березы отходят от ствола в противоположные стороны под прямым углом, образуя правильный крест. Это дерево сделалось памятным крестом бесчисленным жертвам лагеря в то время, когда верующие не могли возвести креста своими руками.

В конце советского приода в обители начала возрождаться монашеская жизнь. 25 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возобновление Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. Богослужения вначале совершались в домовой церкви, устроенной насельниками обители во втором этаже корпуса у Никольских ворот. В Наместническом корпусе, разделяющем Северный и Центральный дворы монастырского комплекса, большая часть первого этажа была передана монастырю. Там разместились братские кельи, трапезная, подсобные помещения. 4 апреля 1992 года наместник монастыря Иосиф (Братищев) совершил малое освящение Благовещенской церкви. Вечером, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, состоялся первый постриг в монашество двух насельников возобновленной обители. Имена давались по жребию, что с тех пор стало традицией в монастыре. В том же году Соловецкий историко-культурный комплекса был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 17 августа наместник совершил малое освящение Спасо-Преображенского собора, а 19-21 августа 1992 года честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких были перенесены из Санкт-Петербурга обратно в Соловецкую обитель. Торжества возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который 22 августа освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению патриарха Алексия II с 1993 года было установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8(21) августа, а на следующий день, 9(22) августа - память Собора Соловецких святых.

В последующие годы монастырские традиции продолжали постепенно возрождаться. Продолжая древнюю соловецкую традицию, братия монастыря воздвигала поклонные кресты - первым был поставлен крест у Секирной горы 21 августа 1992 года, в память всех погибших узников соловецкого лагеря; 3 июля 1994 года был воздвигнут крест у подножия горы Голгофы на острове Анзер, в память пострадавших православных иерархов. 7 апреля 1995 года было восстановлено историческое наименование обители Спасо-Преображенской. Летом 1997 года патриарх Алексий II посетил обитель во второй раз. В 1999 году на острове Анзер были обретены честные мощи священномученика архиепископа Воронежского Петра (Зверева), которые впоследствии были положены в монастырской церкви святителя Филиппа, а на месте их обретения, за алтарем церкви Воскресения Христова, была поставлена часовня. В 2000 году из-под спуда были подняты мощи преподобного Иова Анзерского и перенесены в церковь Воскресения Христова. В том же году более тридцати Соловецких страдальцев XX века были канонизированы юбилейным Архиерейским Собором, в связи с чем было установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких. В том же году первостепенная роль Соловецкой обители в новой истории Русской Церкви нашла отражение на иконе Собора новомучеников и исповедников Российских, написанной по случаю их прославления, где обращённый в лагерь монастырь был изображен на первом клейме (см. иллюстрацию выше).

В августе 2001 года на торжества в Соловецкую обитель прибыли патриарх Алексий II и президент России В. В. Путин. В то время патриарх освятил восстановленную церковь святителя Филиппа и передал монастырю ковчег с частицей его святых мощей, а также чтимую реликвию - каменное возглавие святителя. Памятным событием стало освящение Петропавловской часовни на берегу бухты Благополучия, построенной в XIX веке в память о посещении монастыря царём Петром Алексеевичем. В 2001 году был образован попечительский совет монастыря, в состав которого вошли около 20 различных организаций. В августе 2002 года в Спасо-Преображенском соборе попечением Вячеслава Кисилева был сооружен пятиярусный иконостас; 29 августа того же года на месте где находился храм в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Филипповской пустыни был воздвигнут и освящен поклонный крест в память невинно осужденных узников лагеря.

Статистика

  • XVII в. - 370-450 монашествующих
  • кон. XIX-нач. XX в. - 6 скитов и 3 пустыни; на Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен; 230 монашествующих (из них 45 монахов, 30 дьяконов, ок. 60 послушников; крестьян среди них 140, мещан 40, купеческого звания 7, духовного 18, прочие - разных сословий); трудников до 500 человек; всего в монастыре проживало круглый год 800-850 человек; обитель принимала ок. 15 тыс. паломников в год; ежегодный доход составлял 160-170 тыс. руб., расход - 150-155 тыс. руб.; монастырю принадлежали лошадей 180 голов, рогатого скота 80, овец 150

Соловецкий монастырь
Соловецкий монастырь

Храмы, архитектура

Ныне архитектурный ансамбль монастыря составляют:

  • Преображенский собор (1558-1566)
  • Успенский собор с трапезной (1552-1557)
  • Троицкий собор
  • Благовещенский храм (кон. XVI-нач. XVII вв.)
  • каменные палаты (XVII в.)
  • крепостные стены (1582-1594) в виде неправильного пятиугольника с 8 башнями и 7 воротами

Настоятели и наместники

Святые и святыни

Святую обитель прославили многочисленные подвижники благочестия, в разное время подвизавшиеся в монастыре, его скитах и пустынях. Трагический период превращения монастыря в лагерь связал его с подвигом ещё большего числа страдальцев в XX веке. Более сотни прославленных Соловецких святых почитаются ликах Соловецких святых и Соловецких новомучеников и исповедников.

Главными святынями обители со времени её основания были и остаются мощи её преподобных первоначальников, Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.

Информация паломникам и путешествующим о Соловках

Соловецкому паломнику

В связи с тем, что в летнее время Соловки посещает множество гостей, паломническая служба монастыря убедительно просит всех желающих приехать в обитель предварительно обращаться для получения благословения на проживание в гостиничных корпусах монастыря по названным телефонам или адресам:

Соловецкий монастырь: 164070, пос. Соловецкий Архангельской обл., Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, паломническая служба. Тел.: 8-818-3590-298.

Соловецкое подворье в г. Москве, Соловецкое подворье в г. Архангельске, Соловецкое подворье в г. Кеми.

Паломнические группы не должны по количеству превышать десяти человек, имея определенного старшего группы, несущего ответственность за всю группу.

Получивший благословение совершить паломничество на Соловки, пребывая в обители, вступает в полное послушание священноначалия монастыря. Не допускаются какие-либо поступки или действия, являющиеся самочинными, на все нужно испросить благословение у начальствующих из братии.

Одежда паломника должна быть достаточно прилична, чтобы паломник мог посильно трудиться в ней для обители, а также должна соответствовать полу. Женщины в храмах и на территории обители должны покрывать голову.

Пребывая в монастыре, необходимо помнить, что монашеская жизнь есть прежде всего подвиг молитв, поэтому не следует мешать инокам в этом делании. Должно вести себя как можно скромнее, тише, внимательнее, стремясь, чтобы монастырь повлиял на нас, а не мы на него.

Не нужно пытаться из праздного любопытства выяснять, как живут монахи, чем они питаются, каково убранство их келий, а тем паче входить без благословения в помещение, где оные расположены, стуча в двери и отыскивая кого-либо из братии. Это может смутить иноков, нарушить их молитвенное уединение.

Посещение монастырских церковных служб, отличающихся строгостию и благоговением их совершения, является для паломника наградой за труды путешествия и великим духовным утешением, а пренебрежение оными, кроме уважительной причины, может сделать предпринятый подвиг потерявшим всякий смысл и надобность.

Для любого паломника посильный труд на благо обители есть прекрасная возможность вложить свою лепту в благородное дело возрождения древней святыни Православия - Соловецкой обители, всегда славившейся трудолюбием ее насельников и паломников.

В случаях, когда паломники не должным образом ведут себя, нарушая церковные благочиние и монастырские правила, священноначалие обители оставляет за собой право прервать паломничество и требовать от таковых покинуть Соловки, дабы не умножать смущение братии и тех, кто приехал на эту святую землю, ища пользы для души.

Дорога на Соловки

(как самостоятельно попасть на Соловецкие острова)

Соловецкий архипелаг находится в Белом море между Архангельской областью и Карелией. Административно является районом Архангельской области.

Туристический сезон на Соловках начинается в июне и заканчивается в сентябре-начале октября, хотя на острова можно съездить и зимой.

Проще всего приобрести путевку в туристическом агентстве и снять с себя все заботы. Вам предложат различные программы пребывания на Соловках.

Если вы решили добраться до Соловков самостоятельно, то Вам интересны будут приведенные ниже сведения. Добраться до островов можно, соответственно, либо по воде, либо по воздуху. Существуют два основных маршрута, которыми прибывают на Соловки жители, паломники, туристы, путешественники - через Архангельск и через Кемь (последний только в период навигации).

Путь через Архангельск.

До Архангельска поездом (Московское железнодорожное агентство, справочный тел.: 266-93-33) или самолетом.

Из Архангельска на Соловки самолетом можно добраться из аэропортов Васьково и Талаги.

Морское сообщение Архангельска с Соловками представлено рейсом теплохода <Клавдия Еланская>, который, в основном, загружается туристическими фирмами и в свободную продажу билеты практически не поступают (можно путешествовать <палубными пассажирами> - дешевле, но очень некомфортно). Летом 2005 года <Клавдия Еланская> ходит на Соловки раз в две недели. Подробности на сайте Северного морского пароходства.

В Архангельске можно переночевать, но о бронировании гостиницы надо позаботиться заранее.

Недостатки пути через Архангельск: Возможны сложности с авиабилетами из Архангельска на Соловки. Невозможность выкупить обратные билеты Соловки - Архангельск (это можно сделать только на самих Соловках). Правда, последнее распространяется только на рейсы из аэропорта Васьково, на рейс, летающий из аэропорта Талаги, выкупить обратные билеты возможно. Сильная зависимость местных авиалиний от погодных условий (ветер, облачность, видимость и т.п.) - можно задержаться в Архангельске на несколько дней. Нерегулярность морского сообщения.

  • Путь через Кемь (республика Карелия).

Поездом Москва-Мурманск или Петербург-Мурманск до станции Кемь.

Расписание и стоимость билетов можно узнать в справочной: в Москве: 262-91-43 (Ленингр. вокзал), с 266-90-00 по 266-93-33. в Петербурге: 168-45-97 (Московский вокзал), 055.

От железнодорожного вокзала в г. Кемь автобусом № 1, маршруткой или на такси до пригорода Кеми - Рабочеостровска, где находится порт. Летом обычно ко всем ночным поездам из Москвы подходит частный автобус, а такси на площади перед вокзалом стоят круглосуточно.

В ожидании катера можно:

  • переждать несколько часов на причале
  • остановиться в гостинице "Причал" - находится в 100 метрах от причала (Республика Карелия, г. Кемь, пос. Рабочеостровск, ул. Набережная, д.1; тел.: (81458) 35-360; e-mail: prichal@onego.ru).
  • остановиться в Соловецком подворье в Кеми (в 5-ти мин. ходьбы от причала) если вы направляетесь на Соловки как паломник (Республика Карелия, г. Кемь, пос. Рабочестровск, ул. Портовая, 8; тел.: (81458) 35-368 (Соловецкому паломнику).

- посетить замечательный кемский краеведческий музей "Поморье" (г. Кемь, ул. Вицупа, д. 12; тел. (8-814-58) 2-25-71).

В Кеми также есть гостиницы:

  • туркомплекса "Кузова" (офис: ул. Пуэтная, 5, тел. (81458) 22-259; сама гостиница: ул. Фрунзе, 1, тел. (81458) 21-837). Туркомплексу "Кузова" принадлежит также катер "Анна-Мария", на котором можно добраться до Соловков.
  • Гостиница "Кемь", входит в состав туркомплекса "Кемь" (ул. Энергетиков, 17, тел. (81458) 20-833).

Относительно проживания в гостиницах лучше договариваться заранее, так как в сезон практически все места в гостиницах раскупаются туристическими фирмами.

Далее самое интересное и незабываемое - морем до Соловков. Между Кемью и Соловками курсируют небольшие катера, принадлежащие Монастырю, Музею и частным лицам ("Створ", "Туман", "Святитель Николай" и др.). Морем до Соловков от 2 до 4 часов, в зависимости от погоды и быстроходности судна. Как правило, навигация на Белом море открывается в начале июня (в мае по морю еще носит большие, порой до нескольких квадратных километров, ледяные поля).

Также с причала в Рабочеостровске ежедневно в 8.00 (посадка начинается в 7.30) на Соловки отправляется вместительный т/х <Василий Косяков>, фрахтуемый на лето гостиницей "Причал" (в 2005 г. - 350 р. с носа), время его пути до Соловков - 2,5 часа. Обратно с Соловков в Кемь <Василий Косяков> ежедневно отходит в 17.30 (посадка начинается в 17.00). Необходимо иметь ввиду, что сначала на этом теплоходе размещают организованные группы, а уже после на оставшиеся места запускают <неорганизованных> туристов. Но даже в разгар сезона на <Василии Косякове> всем хватает места.

Недостатки пути через Кемь: известные неудобства, связанные с качкой; всего в 160 км до полярного круга и на море может быть весьма холодно; нет никаких гарантий того, что Вам не придется пережидать шторм (хотя летом такое случается нечасто); определенные неудобства железнодорожного транспорта.

Если Вы располагаете большим временем, автомашиной, не стеснены в средствах и любите путешествовать, то до Кеми из Москвы можно доехать за два-три дня несколькими интереснейшими маршрутами (расстояние 1500 км). Наиболее интересны два из них:

по автодороге на Петербург и далее Мурманск через Тверскую, Новгородскую области и Карелию; по автодороге на Архангельск через Ярославскую, Вологодскую области и Карелию.

Оба пути интересны как сами по себе, так и в историческом единстве и пересечении с Соловками.

Климат, погода, природа Соловков

Соловецкие острова составляют архипелаг, в который входят шесть больших островов и множество мелких. Он расположен в Белом море при входе в Онежскую губу в 45 километрах к востоку от Поморского берега Белого моря. Общая площадь архипелага более 300 квадратных километров.

Шесть крупных островов Соловецкого архипелага:

  • Большой Соловецкий остров (25 км в длину, 16 - в ширину, площадь 246 кв. км.)
  • Анзерский остров (47 кв. км.)
  • острова Большая и Малая Муксалма (17 и 0,57 кв. км.)
  • Большой и Малый Заяцкие острова (1,25 и 1,02 кв. км.).

Рельеф на всех островах сравнительно ровный с редкими, но довольно крутыми взгорками высотой до 80 метров. От ледникового периода осталось огромное количество гранитных валунов.

Климат Соловецких островов определяется двумя основными факторами: географическим положением архипелага в полярных широтах (65° с.ш.) и морским окружением.

В июне продолжительность светового дня достигает 21,5 часа, в декабре составляет около 4 часов. В июне-июле в среднем всего два дня бывают пасмурными, в декабре солнце в течение 30 дней не показывается из-за плотных облаков.

В районе архипелага активно действуют циклоны, для лета характерны частые вторжения арктических воздушных масс, несущих солнечную, но холодную погоду. Благодаря смягчающему влиянию Белого моря, Соловки находятся в сравнительно благоприятных температурных условиях:

  • обычно наблюдается мягкая зима (средняя температура самого холодного месяца;
  • февраля -10,1°С) и прохладное лето (средняя температура самого теплого месяца июля +12,9°С);
  • абсолютный минимум температуры был зафиксирован в 1893 году - - 36,5°С, а абсолютный максимум + 31,2°С в 1972 году.

Вследствие медленного прогревания и охлаждения моря сезонные изменения на архипелаге наступают позднее, чем на материке. В среднем запаздывание сезонов составляет три недели. Особенно четко это ощутимо в весенне-летний период. Зимой море вокруг островов замерзает, образуя четырех-пятикилометровую линию припая.

Морское окружение также является причиной неблагоприятного ветрового режима и высокой относительной влажности воздуха:

  • средняя годовая скорость ветра 4,8 метра в секунду (в ближайших материковых районах - 3 метра в секунду);
  • с марта по август на архипелаге преобладают холодные северо-восточные ветра, с сентября по февраль - юго-западные;
  • средняя годовая относительная влажность составляет 82%, ежегодно бывает в среднем 37 дней с туманом;
  • наиболее дождливыми являются август-октябрь (в среднем по 5 дней в месяце с сильными либо продолжительными дождями), наименее дождливыми - май-июнь (2-3 дня).

Как правило, в июне и июле на островах стоит теплая, порой жаркая, ясная и солнечная погода. Температура от 18 до 30 градусов. Однако на островах - особенно около моря - гуляют сильные ветра, которые пронизывают насквозь. Нельзя также забывать о том, что климат на островах резко-континентальный и в августе вечером и ночью температура может опускаться до 0 градусов.

Обычно сентябрь также благоприятен для туризма, иногда сезон продолжается и до середины октября. Ночи в это время прохладные, дни бывают ясные и солнечные, иногда безветренные, температура воздуха +12-16°С. Обычная температура в это время + 8-15 градусов днем, ночью - до 0. Бывают очень хорошие, почти летние дни. Не на море, там, где нет ветра, вообще очень тепло. Посещение островов в это время тем приятнее, что туристов в это время уже значительно меньше. В тоже время нужно иметь в виду, что в это время могут возникнуть трудности с переездом на Соловки - на море в сентябре часто бывают шторма, и из Кеми суда, которые и так ходят значительно реже, могут не ходить по нескольку дней. Целесообразнее в это время, возможно, добираться самолетом. В течение сезона возможны нарушения сообщения как морем с Карелией, так и по воздуху с Архангельском из-за штормовых ветров.

Некоторые полезные соображения:

  • Летом нередки штормовые ветры и понижения температуры. Собирая в дорогу вещи, нужно иметь в виду, что погода иногда резко и быстро портится, льет дождь и может быть весьма холодно. Поэтому с собой нужно обязательно брать теплую одежду и соответствующую обувь. В тоже время в поселке часто бывает тепло, и поэтому нужно взять шорты и майки.
  • С середины июня до конца августа в лесах много комаров, поэтому туристы должны иметь при себе средство от комаров. В поселке комаров практически нет.
  • Нужно помнить, что Соловки - это Север и погода здесь при общей мягкости и даже задушевности, - непредсказуема, коварна, хотя и отходчива. Главный климатообразующий фактор - ветер, далеко не всегда теплый. Лишний раз вспомните про это, собираясь на морскую экскурсию, следует взять с собой все теплые вещи, какие есть, несмотря на погоду.

Благодаря микроклимату на островах и в окружающей их части моря имеются благоприятные условия для развития многих видов растительного и животного мира. Здесь цветут вишни, шиповник, растут кедры, клены, орешник, калина, рябина. Большая часть островов покрыта хвойными и лиственными лесами. Несмотря на окружение соленого моря, на островах много пресной воды. На островах более 500 озер с прекрасной питьевой водой и большим запасом рыбы. Но большую часть территории островов занимают все же леса, преимущественно хвойные. В них преобладают сосна и ель, крупных размеров достигают береза, ольха и рябина; хорошо прижились здесь лиственница и южные культуры.

Животный мир Соловков не очень многообразен, но достаточно многочислен. Здесь встречаются белка, заяц, лисица, северный олень. В озерах водится окунь, плотва, щука, налим. В море - нерпа, белуха, морской заяц, гренландский тюлень. Особым деликатесом считается соловецкая селедка. В прибрежной полосе - необычайно богатые плантации водорослей, среди них ламинария, фукус, анфельция, имеющие промышленное значение. Настоящими хозяевами островов чувствуют себя певчие птицы, а также чайки, утки, гуси, гаги, рябчики, глухари, белые куропатки.

Где поселиться на Соловках

На Соловках Вы обнаружите довольно большой, но не слишком благоустроенный поселок. В значительной части его постройки относятся к монастырскому или лагерному времени. На острове есть милиция, больница и почта. Рядом с почтой переговорный пункт - можно позвонить на материк. На островах действует сотовая связь (<МТС>, <Мегафон>).

Все перечисленные ниже гостиницы в сезон (середина июня - середина сентября) почти полностью бронируются туристическими фирмами. Однако можно попытать счастье и обратиться напрямую. В межсезонье некоторые закрываются, некоторые продолжают работать с гостями в индивидуальном порядке. О проживании в соловецких гостиницах имеет смысл позаботиться заранее (зимой - весной перед предполагаемой поездкой).

Частный сектор. Если Вы решили рискнуть, и не позаботились о гостиничном проживании заранее, можно попытаться найти комнату или место в частном секторе. Сегодня на Соловках настоящий бум частного сектора - квартиры, комнаты и койки сдают практически все местные жители. Стоимость колеблется от 50 до 200 рублей и более с человека за место. За среднюю цену можно снять комнату, если вас несколько человек. Лучше всего можно поселиться, если вас - 3-5 человек: и хозяевам выгодно, и вам удобно. Найти место, как правило, не сложно: смело заходите в дома и обращайтесь к хозяйкам. Они или сами поселят, или порекомендуют, к кому обратиться. Туристам, в общем, на островах рады (хотя иногда и воспринимают их как дойных коров). Не стесняйтесь задавать вопросы местным жителям: Вы даете им заработок, а они Вам могут помочь во время Вашего пребывания на Соловках. Например, наладив контакт с ними, можно купить знаменитую селедку, которой нет в магазинах, и даже принять участие в ее лове. У магазинов на улицах Заозерной и Ковалева имеются доски объявлений, где можно получить необходимую информацию. Сложнее всего жилье найти во второй половине августа, когда на Соловки съезжается особенно много туристов и паломников в связи, в частности, с чередой Соловецких праздников.

Палатки. Ставить палатки и разводить костры разрешается только после получения разрешения в лесхозе и только в специально обозначенных местах. В других местах архипелага ставить палатки категорически запрещено.

Следует помнить, что Соловки это не только монастырь, но и бывший лагерь. По сути, весь архипелаг - это огромное кладбище, где скрыты многие тысячи жертв. Это обстоятельство диктует соответствующие нормы поведения. Но вопреки всем ужасам истории и гримасам современного быта на Соловках Вы очень скоро почувствуете нечто неуловимо родное и близкое. Знаменитый художник Михаил Нестеров, работавший на Соловках еще до Революции, в 20-е гг., напутствуя знакомого, получившего соловецкий срок, сказал: <Не бойтесь Соловков, там Христос близко>.

Некоторые местные правила

1. Выход в лес всем посетителям Большого Соловецкого острова разрешается после прохождения инструктажа в Соловецком лесхозе и только при наличии выданного лесхозом разрешения. Для туристических групп разрешение должен иметь экскурсовод.

2. Посещение заповедных территорий, островов Парусный, Заяцкие, Большая и Малая Муксалма, Анзер1 в туристических, познавательных, производственных и научных целях допускается только с предварительного согласия руководства Соловецкого музея-заповедника в составе организованных групп с последующим оформлением разрешения в Соловецком лесхозе. Посещение других островов архипелага в туристических целях не разрешается.

3. Запрещается самовольная установка палаток, разбивка баз лагерей и стоянок, разведение костров, курение в не отведенных местах (допускается установка палаток лишь в научных или производственных целях по согласованию с музеем-заповедником и лесхозом, при наличии договора на выполнение работ в полевых условиях и при оформлении лесхозом разрешения).

4. На землях и в лесах Соловецкого района запрещается:

  • любая промышленная заготовка растительного сырья, обламывание веток, самовольная рубка деревьев;
  • заготовка ягод и грибов, а также лекарственных растений лицам, не имеющим прописки в Соловецком районе или не зарегистрированных в нем по месту проживания;
  • заготовка веников, метел, сбор валежа, сучьев, сенокошение и пастьба скота без документов, выданных в лесхозе: билетов, ордеров, лицензий;
  • захламление озер бытовым мусором [бутылки, консервные банки, битое стекло, посуду, обрывки бумаг и прочий бытовой мусор следует выносить в поселок, либо складывать в отведенных для этого мусоросборниках на туристических маршрутах];
  • порча и уничтожение лесных аншлагов, указателей, мест отдыха, квартальных столбов, межевых знаков;
  • уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем, дорог, проездов и их элементов;
  • разорение муравейников, мест гнездования птиц, нор и жилищ млекопитающих;
  • самостоятельное возведение в лесу различных построек - изб, сараев, площадок, навесов [посетители лесных изб и кордонов обязаны содержать их в чистоте];
  • самовольное раскорчевывание и распахивание земли, разбивка огородов, устройство складов и свалок, складирование морской древесины.

5. В периоды высокой пожарной опасности на основании постановлений главы местного самоуправления могут приостанавливаться работы в лесу, а также доступ в лес граждан.

Ответственность за нарушение или невыполнение перечисленных правил, подвергаются административному штрафу.

Существующая на сегодняшний день практика внесла некоторые дополнения в обозначенный выше порядок: Для посещения острова Анзер теперь требуется не разрешение музея, а благословение Монастыря. Лесхоз осуществил некоторую либерализацию положения с установкой палаток - и в принципе выдает разрешения на установку оных, но в строго определенных местах. Разрешение можно получить в Лесхозе по адресу: ул. Северная, д. 14/1.

Использованные материалы

  • http://www.solovki.ru/history3.html - Из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
  • http://www.solovki.info/?action=archive&id=130 - Соловки. Инфо
  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. - СПб., 1877, с. 816 - 818.
  • Беспалая Ю. В., Болотов И. Н., Зубрий Н. А., 2009. Топические комплексы моллюсков в озёрах острова Большой Соловецкий (Соловецкий архипелаг, Белое море, северо-запад России). — Биология внутренних вод. № 2. С. 79-89.



[1]  возможно речь идет об архимандрите Иоанникии (Юсове) (1895 - 1917)

[2]  Нестеров Михаил Васильевич. "На Соловках" - http://litresp.ru/chitat/ru/Н/nesterov-mihail-vasiljevich/o-.../15

[3]  Протопопов, Сергей Дмитриевич (1861-1933). Из поездки в Соловецкий монастырь / С.Д. Протопопов. - Москва : т-во тип. А.И. Мамонтова, 1903. - [2], 61 с.; 18. Хранение: FB E 79/102;

Редакция текста от: 18.07.2022 20:04:22

"СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google