|
Ефремова Анна Афанасьевна, тюремное фото |
Ефремова Анна Афанасьевна (
1882 -
1938),
послушница,
преподобномученица
Память 4 февраля, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Родилась 25 марта 1882 года в деревне Гнездилово Курской губернии в семье крестьянина.
В 1903 году поступила послушницей в Московский Скорбященский монастырь, что располагался близ Бутырской Заставы.
В 1928 году советская власть окончательно разогнала монашескую общину, существовавшую как сельскохозяйственная артель. Послушница Анна вместе с другими сестрами поселилась в доме недалеко от обители. Труд швеи, которым она овладела, подвизаясь в монастыре, давал возможность зарабатывать самой и уделять часть средств на помощь нуждающимся.
18 января 1938 года была арестована сотрудниками НКВД и заключена сначала в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму. Для дачи свидетельских показаний был вызван лжесвидетель, который подписал следующие показания:
«Анну Афанасьевну Ефремову я знаю лет 10 как верующий и прихожанин церкви Рождества Богородицы… Ефремова являлась организатором монашествующего элемента в доме, где она проживала, играла главенствующую роль в организации вокруг себя скитской монашеской обстановки, среди окружающих ее лиц занималась религиозной пропагандой… одновременно с этим Ефремова среди окружающих ее лиц систематически проводила контрреволюционную агитацию, направленную против партии и советской власти… так, например, Ефремова говорила: "Советская власть, прикрываясь конституцией, где говорится о свободе отправления религиозных обрядов, на самом деле устраивает гонения на религию и арестовывает ни в чем невинное духовенство, высылая их не знаю за что. Вот если бы меня сослали, это было бы неудивительно"».
Начался допрос послушницы Анны.
– Следствие располагает данными о том, что вы оказывали помощь монашкам, высланным за контрреволюционную деятельность. Вы это подтверждаете? – спросил следователь.
– Я действительно оказывала материальную помощь монахиням, высланным за контрреволюционную деятельность. Так, на пример, я посылала посылки монахине
Екатерине Белогубцевой, высланной в Казахстан.
– Следствие располагает данными о том, что вы среди окружающих вас лиц вели систематическую контрреволюционную агитацию о якобы имеющем место в СССР гонении на религию, а также на всех верующих, в особенности на духовенство и монашествующих, – вы это подтверждаете?
– Да, я… заявляла: конституция Советского Союза о свободе вероисповедания и исправления религиозных обрядов является ширмой, прикрывающей на самом деле гонения на религию и существующие в настоящее время сильные аресты ни в чем не повинного духовенства, а также монашествующих лиц.
– Ваше отношение к советской власти?
– Мое отношение к советской власти является враждебным, потому что она арестовывает монашествующих лиц, высылает ни в чем не повинное духовенство, закрывает церкви и вообще организовала гонение на религию.
– За что вы арестованы?
– Я считаю, что я арестована за то, что являюсь монахиней, которых сейчас арестовывают без всякой вины.
14 февраля 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила её к расстрелу за "контрреволюционную агитацию".
Расстреляна 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой. Погребена в безвестной общей могиле.
30 июня 1989 года была реабилитирована по 1938 году репрессий.
Причислена к лику святых новомучеников Российских 7 мая 2003 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Февраль». Тверь. 2005. С. 135-137