Протоиерей Иоанн Бороздин |
Память 15 сентября, в Соборе Московских святых, Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в 1878 году в с. Мстера-Слобода (Петра-Слобода) Вязниковского уезда Владимирской губ. в семье мстерского иконописца Петра Кузьмича. Как и большинство жителей Мстеры, семья Бороздиных была единоверческой.
К шести годам, когда мальчик поступил в церковноприходскую школу, он уже освоил начала иконописного дела - мог готовить самостоятельно краски, грунтовать доски, делать прориси. В одиннадцать лет Иван поступил в мстерскую школу иконописания, которую успешно окончил в 1894 году и получил звание мастера-иконописца.
В 1899 году мстерское единоверческое братство направило Ивана в Московское духовное училище, существовавшее при Всехсвятском единоверческом монастыре, которое он окончил с отличием и был оставлен при монастыре псаломщиком.
В 1905 году он женился на Ирине, дочери Михаила Ивановича Отарина, известного священника-миссионера и проповедника из села Вармалеи Арзамасского уезда Нижегородской губернии.
Вскоре он был рукоположен в сан диакона ко храму Всехсвятского единоверческого монастыря. Здесь он прослужил до его закрытия в 1921 году.
В 1923 году патриарх Тихон направил диакона Иоанна в храм бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, что в Гончарной слободе в Москве.
В 1928 году власти заявили, что храм Космы и Дамиана будет разрушен. Настоятель храма, отец Сергий Закатов, вступил в борьбу за храм. Доказывая комиссии Моссовета культурную и историческую значимость древнего храма и показывая постройку XVI века, отчетливо видную в верхней части храма, отец Сергий упал с балки. В результате полученных травм он тяжело заболел и в том же году скончался.
Отец Иоанн, который к тому времени был рукоположен в сан священника, был назначен настоятелем храма Космы и Дамиана. Он писал многочисленные протесты властям, собирал подписи верующих, но все было напрасно. В 1930 году храм Космы и Дамиана был закрыт и вскоре разрушен. Тяжело переживая это событие, отец Иоанн заболел.
Он был назначен настоятелем в единоверческий храм святителя Николая на Рогожском кладбище и возведен в сан протоиерея.
Место расположения храма на кладбище было глухим, и отец Иоанн, чтобы уберечь храм от грабителей, поселился при нем, выбрав для жилья небольшую холодную комнату на колокольне, где хранились старые иконы. Комната была не приспособлена для жилья; чтобы обогреваться зимой, отец Иоанн поставил в ней железную печку. Неподалеку от храма жили глубоко верующие и преданные церкви люди – псаломщик Федор, из отставных моряков, и его жена Варвара. Беспокоясь об отце, сыновья священника Василий и Петр поочередно оставались с ним на ночь. Шел декабрь 1931 года. Отец Иоанн отслужил всенощную и по обыкновению вместе с псаломщиком Федором обошел храм, затем поднялся на колокольню в свою комнату, где в это время сын Василий топил печь и готовил на ней скудный ужин. Поужинав и подбросив дров в печь, они легли спать. Около часа ночи псаломщик Федор встал и еще раз обошел храм; не заметив ничего подозрительного, он вернулся домой и уснул. И видит во сне, как к нему подходит отец Иоанн Кронштадтский, портрет которого у него висел на стене, и говорит: «Чадо Федор, пойди, помоги своему священнику, ему плохо!» А немного погодя к нему подошла жена Варвара и, растолкав его, говорит: «Федя, вставай, мне сейчас видение было, пришел батюшка Кронштадтский и наказывал: “Разбуди Федора, идите, помогите вашему священнику”». Они быстро оделись и побежали к колокольне. Двери были на запоре, они стали стучать, и этот их стук придал сил Василию, он добрался до двери, открыл ее и упал, только и успев сказать: «Идите скорее к отцу, я его вытащил на площадку – мы угорели».
Протоиерей Иоанн прослужил в Никольском храме семь лет; за каждой службой он проповедовал, объяснял смысл церковных молитв, убеждал молиться прилежней, чему сам был примером.
Икона священномученика Иоанна (Бороздина) |
День за днем шли допросы. Следователи упрямо склоняли священника к признанию своей вины и, вероятно, прибегали для этого к пыткам. 14 сентября состоялся последний допрос.
В тот же день было составлено обвинительное заключение, где священнику было поставлено в вину, что он "распространял ложные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию". 26 сентября тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу.
Расстрелян 27 сентября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
11 февраля 1957 года был реабилитирован президиумом Московского городского суда по 1937 году репрессий.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Сентябрь-Октябрь» Тверь, 2003 год, стр. 24-31
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"