Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНТОНИЯ (ТИМОФЕЕВА)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Антония (Тимофеева) (1883 - 1942), монахиня, преподобномученица

Память 23 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

В миру Евфросиния Тимофеевна Тимофеева, родилась в 1883 году в деревне Грязное Острицкой волости Гжатского уезда Смоленской губернии и в семье крестьянина. В анкетах советского времени Евфросиния значилась как “малограмотная”. В семье, кроме нее, было три сына и дочь Фекла.

В 1903 году стала послушницей Московского Алексеевского монастыря. После закрытия обители Евфросиния вместе с сестрой осталась жить в тех же помещениях, но уже обращенных распоряжением советской власти в мирские квартиры. Они стали помогать при храме, а на жизнь зарабатывали рукоделием.

29 декабря 1930 года была арестована по обвинению в “антисоветской агитации”, во время следствия содержалась в Бутырской тюрьме.

Допрашивал ее в качестве следователя студент высшей школы ОГПУ, для которого эти допросы священников и монахов являлись практическим занятием, необходимым для получения диплома. Курсант школы ОГПУ отчетливо прочитал напечатанные в анкете арестованной графы и подробно записал ее ответы. На вопрос о партийности и политических убеждениях Евфросиния Тимофеевна ответила ему: "Я могу уважать власть, которая не издевается над верующими; религия должна стоять во главе управления государством, так как всякая власть дана Богом". На вопрос анкеты, где она жила и что делала во время Февральской революции, она ответила: "Жила в монастыре и молилась Богу за батюшку царя и весь дом".

После заполнения анкеты следователь-курсант приступил к допросу. Выслушав его, Евфросиния Тимофеевна сказала:

"В монастырь я поступила в 1903 году... В то время была волна притока в монастыри, и я тоже пошла. В монастыре мне жизнь понравилась, и я жила там хорошо. После революции жизнь пошла по-иному, советская власть занялась гонением на всех верующих, стала на путь арестов всех служителей религиозных... только потому, что они веруют в Бога... Исходя из этого, я поневоле стала на путь недовольства и недоброжелательности к советской власти. Свои взгляды я высказывала молящимся в церкви бывшего Алексеевского монастыря, говорила и своим заказчикам о советской власти и выражала желание, чтобы вернулась царская власть. Я лично, прислушиваясь к Священному Писанию, всегда молилась Богу о замученных и изгнанных советской властью!.. об этом я не скрываю и буду говорить об этом".

3 января 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорена к трем годам высылки в Северный край.

По окончании срока ссылки Евфросиния Тимофеевна поселилась в городе Кашире Московской области, однако власти вскоре потребовали, чтобы она покинула этот город, как имеющий ограничения в прописке для лиц, отбывавших заключение и ссылку, и она уехала в деревню Суково Озерского района, где стала прислуживать в храме.

В 1935 году была пострижена в монашество иеромонахом Мефодием (Ивановым) с наречением имени Антония.

Судя по справке, которую по требованию НКВД дал в сентябре 1937 года сельсовет, она продолжала вести активную церковную жизнь. Председатель сельсовета и секретарь писали, что

"она проживает в... церковной сторожке, без прописки в районе и без определенных занятий. Ведет активную агитацию среди населения за прописку в селе Сукове нового попа. Когда сельсоветом в прописке попа было отказано, Тимофеева привела в сельсовет группу церковниц и стала требовать, чтобы прописали попа, при этом она упирала на то, что сельсовет, не прописывая попа, нарушает 124 статью конституции".

21 сентября 1937 года сотрудник Каширского НКВД Успенский вызвал в качестве свидетеля диакона Успенского собора в Кашире Дмитрия Разумова, который дал подробные показания обо всех монахах и монахинях, живших тогда в Каширском районе. Показания оказались настолько ценны для сотрудников НКВД, что они постановили на их основании выделить дела монахинь "в особое производство для дальнейшего расследования и привлечения к ответственности".

О м. Антонии лжесвидетель сказал:

"В селе Суково Озерского района проживают монашки Евфросиния и Прасковья. Все монашки... имеют тесные связи между собой, постоянно общаются... устраивают сборы... где, осуждая всякие мероприятия советской власти, сочиняют провокации; ведут контрреволюционные разговоры с тем, чтобы, разойдясь, распространять контрреволюционные слухи среди населения как в городе, так и в деревне".

30 сентября 1937 года м. Антония была арестована, заключена в каширскую тюрьму и 2 октября допрошена.

– Следствию известно, что вы среди колхозников проводили контрреволюционную деятельность. Дайте правдивые показания, – потребовал от нее следователь.
– Контрреволюционной деятельности среди колхозников я не проводила, – ответила она.

10 октября в качестве свидетеля была допрошена казначея каширского собора, которая показала:

"В августе 1937 года Тимофеева в разговоре со мной рассказала, что у них в селе Суково не хотят прописывать попа, верующие обращались в сельсовет, чтобы он прописал попа, а сельсовет прописать отказался. При этом Тимофеева мне заявила: “Большевики конституцию выпустили для обмана народа, все, что в ней написано – это один обман и ложь, пишут в конституции, что верить в Бога можно, а веру сами преследуют, большевики – это не люди, а посланцы сатаны”. Когда я у Тимофеевой спросила, обращались ли за пропиской попа в райисполком, она мне ответила: “А там, думаете, сидят люди, там сидят те же антихристы-большевики. Нет, видно, пока будет существовать советская власть, до тех пор она будет притеснять православный народ, но вечного на земле нет ничего, придет конец и этой антихристовой власти”.

15 октября 1937 года тройка НКВД приговорила монахиню Антонию (Тимофееву) к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и она была отправлена в Бамлаг.

Скончалась в лагере 5 ноября 1942 года.

26 июля 1994 года была реабилитирована Генеральной Прокуратурой РФ по 1931 году репрессий.

Была причислена к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2006 года. На тот момент было неизвестно о монашеском постриге, поэтому первоначально она была прославлена под именем Евфросиния.

Использованные материалы

  • Игумен Дамаскин (Орловский). "Преподобномученица Евфросиния (Тимофеева)"
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
  • Преподобномученица Антония // Сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря

Редакция текста от: 21.10.2023 07:16:43

"АНТОНИЯ (ТИМОФЕЕВА)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google