Архиепископ Прокопий (Титов) |
Память 10 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Соловецких, а также Санкт-Петербургских, Житомирских (Укр.), Одесских и Херсонских святых (Укр.)
В миру Титов Петр Семенович, родился 25 декабря 1877 году в городе Кузнецке-Сибирском (ныне Новокузнецк) Томской губернии в семье священника.
С 1886 по 1892 год обучался в Томском духовном училище и поступил в Томскую духовную семинарию, окончил которую в 1897 году по I разряду [1].
В 1901 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен учителем Томского духовного училища.
21 августа 1901 года пострижен в монашество и 23 августа рукоположен во иеромонаха. 19 июля 1901 года назначен учителем русского и церковнославянского языков Томского духовного училища. 7 сентября 1901 года переведен заведующим Томской церковно-учительской школой.
С 29 мая 1906 года - преподаватель Св. Писания в Иркутской духовной семинарии, ректором которой был тогда архимандрит Евгений (Зернов).
В 1908 году соборный иеромонах.
Цензор "Иркутских епархиальных ведомостей" в 1908-1909 годах.
С 30 августа 1909 года - помощник начальника училища пастырства в Житомире в сане архимандрита. В этом же году был назначен членом комиссии по освидетельствованию останков святителя Софрония Иркутского и присутствовал при этом освидетельствовании.
В 1910-1914 годах - цензор "Волынских епархиальных ведомостей"
Хиротонисан 30 августа 1914 года во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Хиротония состоялась в Одесском кафедральном соборе.
Участник Священного Собора 1917-1918 годов в Москве. На Соборе сделал доклад о святителе Софронии Иркутском и подписался под актом о причислении его к лику святых. На Соборе же был поставлен во главе Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Петрограде. В мае 1917 года числился исполняющим обязанности наместника Лавры, с мая до декабря был наместником, а с 14 декабря того же года - настоятелем. В январе 1918 года при неудавшейся попытке захвата Лавры красноармейцами был объявлен арестованным, но по требованию верующих был освобождён. Указом от 26 января 1918 года был освобожден от настоятельства Лавры, но в том же месяце определен ее наместником, находясь на этой должности до апреля 1918 года [2].
Вскоре затем выехал из Петрограда на Украину. С 1919 года - епископ Николаевский, викарий Одесской епархии.
С 1921 года - епископ Одесский и Херсонский. В начале 1920-х годов Владыка был судим «за противодействие изъятию церковных ценностей и за тесные сношения с добровольческим командованием при ген. Деникине». 16 февраля 1923 года епископ Прокопий был арестован и заключен в Херсонскую тюрьму, а 26 августа был переведен в Одесскую тюрьму.
Впоследствии, излагая следователю историю своего ареста в Херсоне, владыка Прокопий сказал:
Популярность епископа Прокопия была столь велика, что православное население города Херсона выбрало большую группу уполномоченных, чтобы хлопотать об освобождении святителя. Ими было подано прошение Патриарху Тихону с просьбой ходатайствовать об освобождении епископа Прокопия. 25 октября 1924 года ходатайство Патриарха было подано в ОГПУ.
Епископ Прокопий был приговорен к расстрелу, который заменили высылкой за пределы Украины. 12 января 1925 года он был освобожден и выехал в Москву. В это время Патриарх Тихон предпринимал хлопоты, касающиеся легализации Синода Русской Православной Церкви, в состав которого был включен и епископ Прокопий. 7 апреля Патриарх Тихон скончался. Епископ Прокопий участвовал в погребении Святейшего и в избрании митрополита Петра (Полянского) на пост Местоблюстителя в соответствии с завещательными распоряжениями почившего Патриарха.
Еп.Елисаветградский Прокопий (Титов) |
Осенью 1925 года власти провели акцию по уничтожению канонического возглавия Русской Православной Церкви, в результате которой были арестованы десятки выдающихся архиереев во главе с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром. Среди других 19 ноября 1925 года был арестован и архиепископ Прокопий
26 мая 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архиепископа Прокопия к трем годам заключения; он был отправлен вместе с арестованным по тому же делу епископом Амвросием (Полянским) в Соловецкий концлагерь.
В сентябре 1928 года заключённый архипастырь был смещён митрополитом Сергием (Страгородским) с Херсонской кафедры, что вызвало недовольство у многих священнослужителей епархии, не согласных с текстом Декларации 1927 года. Сам Владыка, хотя и выпустил Послание, осуждавшее Декларацию, но от митрополита Сергия не отделялся. До августа 1930 года он состоял в переписке с митрополитом Петром (Полянским).
В декабре 1928 года власти без предъявления нового обвинения приговорили его и епископа Амвросия к трем годам ссылки на Урал, они были сосланы сначала в Тюменский округ, а затем в Тобольский.
14 декабря 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архиепископа Прокопия к трем годам ссылки в Казахстан. Освободившись в апреле 1934 года, владыка сразу же уехал к матери в Томск, надеясь здесь вылечиться от малярии, которой тяжело заболел, находясь в ссылке. Но климат Томска мало помог выздоровлению. Между тем владыке часто писал один из ближайших к нему херсонских священников, отец Иоанн Скадовский, который отбывал в то время ссылку в городе Камышине Сталинградской области, и приглашал архиепископа к себе.
По дороге в Камышин архиепископ Прокопий заехал сначала в Москву узнать о последних церковных событиях. 16 сентября 1934 года архиепископ приехал в Камышин и поселился у священника Иоанна Скадовского. Но совсем кратким стало его пребывание на воле в этот раз. Через две недели, 2 октября, архиепископ был арестован по подозрению в монархической и антисоветской деятельности. Арест владыки Прокопия был в какой-то мере случаен. НКВД собирался арестовать жившего в ссылке епископа Иоасафа (Попова) и близких ему людей, в это время приехал архиепископ Прокопий — арестовали и его. На допросе 4 октября следователь спросил владыку:
В Рождественский сочельник, 6 января 1935 года, состоялся последний допрос.
Через несколько дней, 11 января, следствие было закончено. Архиепископ Прокопий обвинялся в том, что «будучи контрреволюционно настроенным и имея монархические убеждения, примыкал к организованной Поповым контрреволюционной группировке церковников в городе Камышине, куда был специально вызван членом группировки Скадовским».
17 марта 1935 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило архиепископа Прокопия и священника Иоанна Скадовского к пяти годам ссылки в Каракалпакию в город Турткуль, куда они прибыли 7 мая того же года. Поселились они в одном доме. Вскоре к ним приехала жена отца Иоанна, Екатерина Владимировна, отдавшая всю свою жизнь помощи ссыльному духовенству. Два года прожили здесь архиепископ и священник. Они устроили в доме небольшую церковь и часто служили, не отказывая и тем из живших в поселке, кто желал исповедаться или причаститься. И народ потянулся в убогую келью подвижников за мудрым советом и духовным утешением.
Наступило лето 1937 года, когда распоряжением советского правительства все исповедники православия были обречены на смерть. Уполномоченные НКВД стали собирать через осведомителей сведения о ссыльных, вызывая их затем на допросы в качестве «дежурных свидетелей». Один из таких «свидетелей» показал:
24 августа 1937 года архиепископ Прокопий и священник Иоанн Скадовский были арестованы.
Хотя допросы в то время проводились с применением пыток, архиепископ и священник держались мужественно.
Святитель Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский |
Еще через месяц, 28 октября, Тройка НКВД приговорила архиепископа Прокопия и священника Иоанна к расстрелу. 23 ноября 1937 года архиепископ Одесский и Херсонский Прокопий (Титов) и священник Иоанн Скадовский были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле.
Священномученик Прокопий прославлен в 1996 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви, а также причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Труды
- "Речь при наречении его во епископа Елизаветградского". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 41, с. 1747.
Литература
- Иркутские епархиальные ведомости. 1908. № 19; 1909. № 23.
- "Церк. Вед." 1914, № 32, с. 377, 1918, № 7-8, с. 35, № 19-20, с. 111, 113, 114.
- "Приб. к "ЦВ" 1914, № 41, с. 1769, 1918, № 5, с. 200.
- "Прав. Собес." 1902, март, с. 18, 1913, декабрь, с. 636, 1916, февраль-март-апрель, с. 330.
- "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1907 год", с. 90-91.
- "Именной список ректор. и инспектор. дух. акад. и семинарии на 1917 год", с. 51.
- ФПС I, № 60, с. 3, III, с. 5.
- ФАМ I, № 216, с. 17.
- M. Pol'skij, Novye muceniki I, 168; II, 128.
- Regel'son 365, 380, 452, 537, 543.
Использованные материалы
- Страница календаря портала Православие.ру:
- Страница сайта Русское Православие:
- Дамаскин (Орловский), игум., Житие:
- Страница Каталога икон на сайте PravIcon.com:
[1] http://www.petripavel.tomsk.ru/openArticle.php?number=16
[2] http://lavra.spb.ru/ru/about/svjaschennonachalie/svjaschenno...tml