Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

БУЛГАКОВА АЛЕКСАНДРА ИОАКИМОВНА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Александра Иоакимовна Булгакова (1886 - 1938), мученица

Память 2 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родилась в 1886 году в деревне Кобловатка Козловского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. Она была человеком религиозным, часто посещала святые места и тех многих священников, которых знала; три года она прожила в монастыре. Всю себя посвятив Богу, она старалась и с неверующими людьми сохранять мирные отношения. После того как в 1936 году была принята конституция и всех стали приглашать на выборы, она пошла вместе со всеми. По возвращении домой у нее опухли ноги и открылись на ногах язвы; Александра связала начавшуюся болезнь с этим поступком и решила, что нет ей благословения избирать власть безбожников.

Подошли очередные выборы, и в июне 1938 года один из агитаторов, в ведение которого входил дом по Большому Черкасскому переулку, в котором жила Александра, принес ей открытку с приглашением прийти на избирательный участок. Но она ее даже не стала читать, а тут же разорвала в присутствии агитатора и соседки по квартире, не желая иметь с безбожниками ничего общего.

В самый день выборов, 26 июня 1938 года, агитатор сообщил членам избирательной комиссии, что Булгакова отказалась идти на выборы и разорвала приглашение. Члены комиссии, посовещавшись, решили пойти к ней домой, чтобы снова пригласить в избирательной участок, а если она больна, то довезти на машине. Войдя в квартиру, они подошли к ее двери и стали стучать. Не открывая, Александра спросила, кто они и зачем пришли. Агитатор ответил, что они пришли пригласить ее на выборы. Тогда она открыла дверь и, выйдя к ним с иконой в руках, стала читать молитвы и в частности молитву «Да воскреснет Бог». Когда она закончила молиться, уполномоченный по избирательному участку стал ее уговаривать, чтобы она шла голосовать, но на это она твердо им заявила: «Я не пойду, я верую в Бога, а когда я ходила в первый раз, то после голосования у меня опухли ноги и открылись на ногах язвы – так наказал меня Господь за то, что я Ему изменила. Я не с вами, я с Богом, я против вас, и голосовать я не пойду, потому что там все люди чужие».

Три четверти часа представители властей пытались уговорить Александру участвовать в выборах, но она не соглашалась, а когда уговоры ей надоели, то еще раз заявила, что она не с ними, а против них и спросила пришедших: «Скажите, государство можно переменить или нет?!" Пришедшие не поняли, к чему она это говорит, и стали горячо ее уверять, что государство, завоеванное кровью рабочих и крестьян, они никому не отдадут. Затем они стали ее расспрашивать, не болят ли у нее ноги, предлагали прислать машину, на что Александра в очередной раз повторила: «Я вполне здорова, машина мне не нужна, и голосовать я не буду».

Члены избирательной комиссии ушли ни с чем, но в тот же день уполномоченный по избирательному участку сообщил обо всем происшедшем представителю районного комитета ВКП(б), помощнику председателя районного совета и заместителю председателя районного совета и отправил докладную записку оперуполномоченному районного отделения УНКВД, который 28 июня распорядился вызвать и допросить свидетелей, чтобы затем арестовать Александру.

1 и 4 июля члены избирательной комиссии были допрошены; они заявили, что Александра Булгакова слывет монашкой, очень религиозна и выполняет все церковные обряды. 10 июля была допрошена соседка Александры, которая на все вопросы следователя также ответила, что Александра человек религиозный, ведет замкнутый образ жизни и ни с кем, кто ей известен, и с соседями не сообщается. После этого 13 июля была выписана справка на арест Александры, 26-го – дано на арест разрешение, а 27-го – выписан и самый ордер, срок действия которого истекал 30 июля. Но, по-видимому, после всего происшедшего Александра уехала, и сотрудники УНКВД арестовали ее только 2 сентября.

После ареста сразу же начались допросы, но Александра, дав ответы на вопросы анкеты, отказалась давать далее какие бы то ни было показания. Следователи в течение нескольких дней принуждали ее ответить на интересующие их вопросы, но не смогли ничего добиться, и 10 сентября вынуждены были составить акт, что «обвиняемая Булгакова Александра Акимовна категорически отказалась от дачи показаний следствию». Следователи и после этого продолжали усиленно ее допрашивать, но 14 сентября все же вынуждены были составить следующий акт об отказе ее давать показания.

Допросы продолжались до 27 сентября, когда следователи составили очередной акт об отказе арестованной давать показания. Несмотря на давление на нее следователей и тяжкие условия заключения, Александра осталась твердой в своей позиции, и следователь 28 сентября распорядился отправить ее в больницу Таганской тюрьмы и вспомнил о ней только 5 января 1939 года, когда подошел к концу срок, отведенный законом для следствия. Тогда он испросил у начальника УНКВД по Московской области разрешение на продление следствия до 20 марта 1939 года. Разрешение это ему было дано, однако следствие уже не могло быть продолжено.

Мученица Александра Булгакова скончалась от голода в больнице Таганской тюрьмы около пяти часов вечера 15 октября 1938 года и была погребена в безвестной могиле.

22 сентября 1995 реабилитирована Прокуратурой г. Москвы по 1938 году репрессий.

Причислена к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 2009 года.

Использованные материалы

Редакция текста от: 15.10.2015 20:37:38

"БУЛГАКОВА АЛЕКСАНДРА ИОАКИМОВНА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google