Священник Петр Зиновьев. 1930-е годы |
Память 16 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 20 июня 1894 года в селе Березники Вольского уезда Саратовской губернии (ныне село Березняки Воскресенского района Саратовской области), в семье священника Константина Зиновьева. В 1914 году Петр Константинович окончил Духовную семинарию, некоторое время служил псаломщиком, а затем был рукоположен в сан священника ко храму города Петровска Саратовской губернии. Был женат, имел троих детей, старшей дочери Серафиме было в 1937 году девятнадцать лет, сыну Геннадию - тринадцать, младшей дочери Зое - одиннадцать лет. В те годы он имел небольшое хозяйство - корову и двадцать две десятины земли. Как ни трудно было жить во время начавшихся после 17-го года гонений, но священник не оставлял службы Богу ради выгод земных. Так продолжалось до 1935 года, когда ОГПУ потребовало от священника выехать из Саратовской области. А куда было ехать? Как и многие священники Нижнего Поволжья, где служил в двадцатых годах архиепископ Фаддей (Успенский), он поехал к этому праведнику. В Тверской епархии о. Петр сразу же получил место священника в Воздвиженском храме города Бежецка, где прослужил до своего ареста в 1937 году. Волна гонений, арестов и расстрелов привела к тому, что в епархии почти не осталось священников. Отец Петр был арестован одним из последних.
Решив арестовать священника, НКВД вызвал "дежурного свидетеля", который восемь лет был регентом в одном из бежецких храмов и теперь давал показания против церковно-священнослужителей. Он показал, будто о. Петр говорил, что церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в городе стоит на таком хорошем месте, а возле него поставлен памятник Ленину, по инициативе которого были закрыты многие церкви; говорил, что верующих угнетают, но время угнетателей сочтено, что колхозы для крестьян - это гибель, и тому подобное [1].
19 декабря снова был допрошен бывший регент и другие "дежурные свидетели", которые показали, что "Зиновьев 18 декабря, идя из церкви вечером после службы, проводил антисоветскую агитацию: "Да... Бог нас пока спасает, видим, как много еще верующих, чуть ли не все ходят в церковь, только плохо то, что нас окружают в церкви и в домах неверующие люди..." При этом наносил контрреволюционное оскорбление одному из руководителей ВКП(б). При чтении проповедей в церкви среди верующих призывал последних ходить в церковь, говорил им, чтобы они возбуждали ходатайство перед советскими органами об открытии церквей. В 1937 году, примерно в мае, среди верующих дискредитировал коммунистическую партию и ее руководителей, заявил, что "все коммунисты ходят в церковь". По вопросу о новой сталинской конституции говорил, что "это не конституция, а просто пустое дело, ничего не дает", при этом дискредитировал руководителей ВКП(б). В ноябре 1937 года Зиновьев среди населения проводил контрреволюционную деятельность против выдвинутых кандидатов в депутаты Верховного Совета, говорил: "Эти люди выставлены против воли народа большевиками, и за них голосовать не нужно" [2].
Священномученик Петр (Зиновьев). Иконописная Мастерская Екатерины Ильинской (www.icon-art.ru). |
На следующий день следователь продолжил допрос.
На следующий день, 21 декабря, следователь составил обвинительное заключение, в которое переписал показания лжесвидетелей. Через несколько дней, 27 декабря, Тройка НКВД приговорила о. Петра к расстрелу.
Расстрелян 29 декабря 1937 года [5].
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3» Тверь. 2001. С. 473-475
- Страница сайта Псковского Васильевского храма на Горке:
[1] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 23028-С. Л. 21.
[2] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 23028-С. Л. 28-29.
[3] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 23028-С. Л. 31.
[4] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 23028-С. Л. 32.
[5] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 23028-С. Л. 33, 35-36.