Священник Владимир Амбарцумов, фото 1928 года |
Память 23 октября, в Соборе Бутовских новомучеников, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 20 сентября 1892 года в городе Саратове в лютеранской семье (отец - армянин, мать - немка).
Его отец, Амбарцум Егорович, происходил из города Шемахи Бакинской губернии и был почетным гражданином этого города, одним из сподвижников основателя обучения глухонемых в России Федора Андреевича Рау. Первая жена Амбарцума Егоровича умерла при родах, оставив мужу трех малолетних детей. После ее смерти он переехал в немецкую колонию Сарепту под Царицыном в поисках воспитательницы для осиротевших младенцев. В местной кирхе ему порекомендовали благочестивую девицу из лютеранской семьи Каролину Андреевну Кноблох; она согласилась взять на себя заботы о детях Амбарцума Егоровича и со временем стала его женой. Во втором браке у него родилось еще трое детей, младшим из которых был Владимир. Детей воспитывали в лютеранской вере.
Дочь священномученика Владимира, Лидия Владимировна Каледа, пишет:
В Саратове, по семейному преданию, Амбарцум Егорович содержал частную школу для глухонемых. Будучи человеком милостивым, нестяжательным (детей бедняков он учил безвозмездно) и, по-видимому, непрактичным, он не смог справиться с финансовыми трудностями и разорился. Из Саратова семья Амбарцумовых в конце 1890-х годов переехала в Москву и поселилась на Шаболовке.
Владимир поступил учиться в Московское Петропавловское училище при Петропавловской лютеранской церкви, находившееся в Петроверигском переулке.
Володя был резвым и смелым мальчиком. Однажды во время ледохода он на спор перебежал по льдинам Волгу около Саратова. Другой раз на пари пролежал под проходящим поездом. Он
В училище Владимир увлекся физикой, особенно электричеством. Дочери он показывал круглую дыру под окном в доме на Шаболовке, которую некогда пробил, соорудив электрическую «пушку». Своей «сестре Наташе он часто подсовывал какие-нибудь электроды, и ее било током, он довел ее до того, что при виде какого-нибудь блестящего предмета она с криком убегала».
В. А. Амбарцумов, студент Московского императорского университета |
Отъезд его из Берлина в июле 1914 года, как пишет дочь,
Образование он продолжил на физико-математическом факультете Московского университета. В те годы в университете также существовал христианский студенческий кружок, и Владимир принял активное участие в его деятельности. В России в христианское студенческое движение входила и православная интеллигенция. В кружке он познакомился с Валентиной Георгиевной Алексеевой, на которой женился в 1916 году. «Родители решили всю свою жизнь посвятить проповеди слова Божия»,- пишет Л. В. Каледа.
Владимир Амбарцумович был талантливым физиком, и его ждала блестящая карьера, однако после окончания университета в 1917 году он оставил научную деятельность, стал зарабатывать на жизнь частными уроками и продолжал трудиться в кружке. В 1917 году у Амбарцумовых родился сын Евгений, в 1919 году - Виктор.
В конце 1919 года из-за голода в Москве семья переехала в Самару, где Владимир Амбарцумович стал работать сотрудником музея и сблизился с Владимиром Филимоновичем Марценковским (+ 1970), по благословению патриарха Тихона проводившим активную проповедническую деятельность среди учащейся молодежи. Здесь Владимир Амбарцумович организовал около десяти христианских кружков, в каждый из которых входило от десяти до пятнадцати человек. Собрания кружков вначале устраивались на частных квартирах, а затем был приобретен дом, в одной половине которого поселилась семья Амбарцумовых, а в другой проводились занятия и собрания кружков.
Первый арест
В 1920 году был арестован и перевезен в Москву. Поскольку в нач. 1920-х гг. советская власть поддерживала неправославные христианские организации, рассматривая их как одно из орудий разрушения Православия, через 5 недель он был освобожден с подпиской о невыезде из столицы, продолжил свою деятельность в Москве. Жена навещала его в столице, а после смерти в 1921 году сына Виктора переехала к нему со старшим сыном.
Активный участник Российского христианского студенческого движения
Восстановив связь с московским студенчеством, Владимир Амбарцумов организовал новый христианский кружок. В Кречетниковском переулке (снесен в связи со строительством Нового Арбата) нашли брошенный дом и силами студентов привели его в порядок. Здесь поселились Амбарцумовы и наиболее активные члены кружка и проводились занятия с молодежью по изучению Евангелия. В начале 1920-х годов христианское студенческое движение получило развитие во многих городах России. Его объединяющим центром стал Центральный комитет христианских студенческих кружков, председателем которого был избран Владимир Амбарцумович. Комитет вел организационную работу, устраивал съезды представителей кружков (последний легальный съезд проводился в 1924 году).
В 1922 году в семье Амбарцумовых родилась дочь Лидия, а 24 мая 1923 года умерла от пищевого отравления Валентина Георгиевна. Перед смертью, прощаясь с мужем, она говорила: «Володенька, я умираю. Но ты не очень скорби обо мне. Я только прошу тебя: будь для детей не только отцом, но и матерью. Поручаю тебе их, и Женечку, и Лидочку, и Никиту» (Никита был приемным сыном Амбарцумовых; впоследствии он нашел своих родственников и уехал на родину в Чувашию). Времена будут трудные. Много скорби будет. Гонения будут. Но Бог даст сил вам, и все выдержите...» «Папа очень любил маму, - пишет Л. В. Каледа,- и часто повторял, что не знает, где кончается он и где начинается она. Очень переживая смерть супруги, папа, как мне рассказывали его друзья, внешне держался спокойно».
После смерти жены Владимир Амбарцумович целиком посвятил себя работе в кружке и жил в основном на его средства (время от времени он находил работу, не требовавшую от него большой отдачи: в 1922-1923 годах состоял на службе в Рентгеновском институте, а в 1923-1924 годах - в Союзе коммунальников). До 1924 года христианские студенческие кружки пользовались всеми правами легальных общественных организаций, проводили публичные лекции на религиозные темы, в том числе и в Политехническом музее. В 1924 году деятельность христианского студенческого движения была запрещена советской властью, и многие его руководители были готовы подчиниться запрещению, но Владимир Амбарцумович рассудил иначе. Он считал, что в такое сложное и бурное время, какими были послереволюционные годы, христианское просвещение в России необходимо, и продолжил деятельность нелегально. Занятия проводились на частных квартирах; собирались членские взносы, организовывались съезды представителей кружков (последний состоялся летом 1928 года в Подмосковье).
В.А.Амбарцумов с детьми, на нелегальном положении в Манихино |
Несмотря на опасность положения, он продолжал работу в кружке. В эти годы под его непосредственным руководством занимались Николай Овчинников (будущий иеросхимонах), Валерий Поведский (будущий священник), Василий Евдокимов (будущий священник), врач Сергей Сергеевич Утешев, психиатр Дмитрий Евгеньевич Мелихов.
Принятие Православия
В середине 1920-х годов среди близких знакомых Владимира Амбарцумовича появилось много православных; тогда же он познакомился с отцом Валентином Свенцицким, оказавшим большое влияние на его духовную жизнь.
В 1925 году в Никольской церкви на Ильинке отец Валентин крестил детей Владимира Амбарцумова, а в начале следующего года и сам Владимир принял Православие. («В Манихино «мама» нас водила в церковь, но никогда не причащала, что очень смущало священника (мы же были некрещеные). Папа, видя скорбь «мамы», решил нас крестить до своего присоединения к Православию».) Став прихожанином Никольского храма на Ильинке, Владимир Амбарцумович сразу включился в жизнь прихода, начал прислуживать и читать в церкви, принял участие в организации и осуществлении паломничеств в Дивеево и Саров. В эти годы он жил на средства, получаемые от частных уроков по немецкому языку и общеобразовательным предметам.
Священник
Удостоверение о рукоположении В. А. Амбарцумова во священника |
4 декабря 1927 года рукоположен во диакона в кафедральном Преображенском соборе, а 11 декабря - во иерея и определен на служение к Георгиевской церкви Глазова.
Через две недели отец Владимир был перемещен на службу в Московскую епархию и назначен настоятелем московского Князь-Владимирского храма в Старосадском переулке. Вторым священником в храме был отец Сергий Барделиус.
По свидетельству прихожан Владимирского храма, он служил вдохновенно, особенно в праздники. Как писал протоиерей Глеб Каледа, бывший духовным сыном отца Владимира, «праздничные богослужения его были благоговейным восторгом, который охватывал весь храм». Проповедовал он «живо и доходчиво»; особенно большое влияние оказывал на молодежь и подростков; «как пастырь он, казалось, был создан прежде всего для них».
В 1928 году отец Владимир разошелся с отцом Валентином Свенцицким во взглядах на действия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского). О. Владимир не разделял резко отрицательного отношения к ним прот. Валентина и перешел под духовное руководство архимандрита Георгия (Лаврова), который убеждал духовных чад не вносить в церковную жизнь разделений.
В эти годы отец Владимир был близок с епископом, впоследствии митрополитом, Мануилом (Лемешевским) (+ 1968), который часто служил в Князь-Владимирском храме; с отцом Сергием Мечевым (+1941); с Сергеем Алексеевичем Никитиным (впоследствии епископом Калужским и Боровским Стефаном).
Летом 1928 г. Владимир по просьбе свящ. сщмч. Василия Надеждина служил в храме свт. Николая у Соломенной сторожки.
В 1929 году Князе-Владимирский храм был закрыт. Оставшись без места, отец Владимир с сыном пытался проехать к отцу Георгию в Кара-Тюбе, но из-за голода и болезни сына был вынужден вернуться в Москву.
В том же году свящ. Василий (Надеждин) был арестован, отправлен в Соловецкий ИТЛ. По его предсмертной просьбе о. Владимир возглавил Никольский приход, много проповедовал. Вместе с ним служил отец Михаил Шик.
Община Никольского храма, созданная в 1920-е годы отцом Василием, была известной в Москве. Храм посещало много молодежи; прихожане, в основном жители поселка при Сельскохозяйственной академии, занимались преимущественно наукой. Когда после революции запретили преподавание Закона Божия в школах, группа профессоров академии обратилась к отцу Василию с просьбой организовать религиозно-нравственное воспитание их детей. Батюшка часто проповедовал, не жалея сил для того, чтобы уберечь свою паству от соблазнов безбожного времени. Он создал прекрасный молодежный хор, устраивал беседы об основах православного вероучения, посещал с молодежью концерты классической музыки, разбирал литературные произведения.
О. Владимир «был высокого роста с черными длинными волосами, всегда с бородой, и в молодости тоже». Он обладал твердым, не терпящим компромиссов характером и в то же время был очень миролюбив и не переносил ссор. С каждым человеком, за очень редким исключением, он разговаривал как с самым важным и дорогим... Он мог сосредоточенно молиться среди шума и суеты; его близкие, у которых он нередко жил, вспоминают, как он подолгу молился, стоя в углу комнаты, в которой жизнь шла своим чередом: кто-то разговаривал, ел, спал и т.д. «Вспоминая его, - писал протоиерей Глеб Каледа, - стыдно оправдываться и слушать оправдания других, что не было условий для молитвы».
Увольнение за штат, второй арест, заключение
Весной 1931 г. благочинный предложил духовенству следовать формуле поминовения властей, введенной Временным Патриаршим Свящ. Синодом и определить свое отношение к Декларации митрополита Сергия. В случае несогласия предлагалось уйти за штат. О. Владимир уволился за штат и в сентябре 1931 г. поступил на работу в Научно-исследовательский институт птицеводства заведующим группой измерительных процессов.
Находясь на гражданской службе, он продолжал активную духовно-религиозную работу: руководил своими духовными детьми, совершал службы в домах наиболее близких из них, исповедовал, занимался с молодежью. Не имея возможности часто встречаться с духовными детьми, он прикреплял духовно неопытных чад к духовно и жизненно зрелым.
Сам испытав тяготы лишенства, отец Владимир разыскивал семьи репрессированных и организовывал им постоянную материальную помощь. Выполнял много научных работ по договорам, что давало ему значительные по тем временам средства, которые он почти все использовал на помощь семьям священнослужителей, находившихся в заключении или умерших там, ограничивая потребности своих собственных детей, оставляя самый минимум и не допуская никакого излишества. Своих духовных детей, имеющих достаток, он благословлял помогать семьям лишенцев, требуя, чтобы помощь поступала регулярно в договоренном объеме и в четко определенный срок.
Третий арест
5 апреля 1932 года был арестован органами ОГПУ как «активный участник Всесоюзной контрреволюционно-монархической организации «Истинно Православная Церковь». Фактически же арест был связан с непризнанием декларации митрополита Сергия. По этому делу было арестовано более ста человек духовенства и мирян, не поминающих митрополита Сергия, в том числе и большая группа прихожан Соломенной Сторожки.
На допросе он дал следующие показания:
В обвинительном заключении, составленном в июне 1932 года, ему инкриминировалась «контрреволюционная работа среди молодежи».
7 июля 1932 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР был приговорен по статьям 58-10 и 11 УК РСФСР к высылке в Северный край сроком на три года, но затем было постановлено приговор считать условным и обвиняемого «из-под стражи освободить», о чем ходатайствовало руководство Академии наук, где он в то время работал.
После освобождения отец Владимир продолжал работать научным сотрудником в ряде научно-исследовательских организаций, занимался разработкой и конструированием различных приборов и установок, имел авторские свидетельства на изобретения.
До зимы 1934-1935 годов отец Владимир не имел возможности жить со своими детьми, которых очень любил. Дети с Марией Алексеевной жили в Подмосковье, снимая комнаты то в одном, то в другом месте, а отец Владимир скитался из квартиры в квартиру по своим московским друзьям.
«Когда папа священствовал, - вспоминает Лидия Владимировна,- то мы были лишенцами, не получали карточек и не могли поступать в институт. Папа привозил продукты из Москвы, то, что нам собирали на приходе - собирали, урывая от себя». Когда дети подросли, он старался приезжать регулярно, хотя бы раз в неделю, занимаясь их воспитанием и образованием. «Помню, мы с Женей «делили папу» по часам, и иногда когда Женино время кончалось и он не отходил от папы, говоря: «О чем тебе с Лидой говорить, только о куклах», а я плакала».
Отец Владимир читал с детьми Слово Божие, с каждым отдельно. Кроме того, он учил дочь обиходному пению, а с больным сыном, не имевшим возможности посещать школу, занимался физикой и математикой. Полученных в это время знаний Евгению было достаточно, чтобы, когда он стал студентом-филологом, подрабатывать себе на жизнь репетиторством по физике и математике.
В 1933 году повсеместно проводилась паспортизация, и отцу Владимиру для получения паспорта пришлось уехать на год в город Россошь Центрально-Чернозёмной области (ныне Воронежская обл.). В 1934 году он возвратился в Москву и устроился на работу в Институт климатологии в поселке Кучино. Здесь он снял две комнаты, в которых поселился вместе с детьми и Марией Алексеевной; затем им представилась возможность переехать в Никольское - ближе к Москве.
Л. В. Каледа вспоминает:
В середине тридцатых годов отец Владимир стал духовным сыном иеромонаха Данилова монастыря Павла (Троицкого) (+ 1992). Вместе с ним у отца Павла окормлялась и вся семья.
Четвертый арест и кончина
В августе 1937 года начались массовые аресты. «Каждое мгновение мы ждали ареста папы. Вечерами и ночью мы прислушивались к каждому автомобильному сигналу».
В ночь 8 на 9 сентября 1937 года был арестован сотрудниками НКВД села Николо-Архангельское, неподалеку от Москвы, где в то время в двух маленьких проходных комнатках жила семья Амбарцумовых.
Священник Владимир Амбарцумов, тюремное фото |
Как видно из протоколов, на вопросы о знакомых сотрудниках по Христианскому студенческому движению, близких духовных чадах и собратьях-священниках отец Владимир называл или покойных, или лиц, находящихся вне досягаемости властей, или просто отказывался отвечать; говорил он лишь о том, что и без него было известно сотрудникам НКВД.
2 ноября было составлено заключение по следственному делу; отец Владимир обвинялся в том, что он был
3 ноября 1937 года постановлением тройки при УНКВД СССР по Московской области был приговорен к расстрелу.
Убиение праведников в Бутове, современная икона |
На запросы родных отвечали: осужден на 10 лет без права переписки. В начале 1956 года сын Евгений Амбарцумов подал в Прокуратуру заявление с просьбой предоставить сведения о судьбе отца. В полученном ответе говорилось, что отец Владимир умер 21 декабря 1942 года в лагере от заболевания почек. Дата эта родными не была воспринята как день смерти, и о ней не вспоминали. Отпевание решено было совершить 24 мая, в день памяти Валентины Георгиевны Амбарцумовой.
Весной 1989 года родственники подали заявление в Прокуратуру с просьбой выдать копию свидетельства о реабилитации и в августе получили справку, в которой говорилось, что постановление тройки от 3 ноября 1937 года аннулировано «из-за недоказанности преступления». В управление КГБ был подан запрос о причине и месте смерти.
3 ноября 1989 года один из его внуков был приглашен в КГБ, где ему сообщили, что именно в этот день, 3 ноября, в 1937 году постановлением тройки отец Владимир был приговорен к расстрелу и 5 ноября того же года расстрелян. По одному делу с ним были осуждены и расстреляны Владимир Алексеевич Комаровский, художник-иконописец, и Сергей Михайлович Ильин.
Сщмч. Владимир (Амбарцумов) Московский |
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
В 2002 году в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре (г. Москва) был устроен придел во имя сщмч. Владимира. Настоятельница этого монастыря, игумения Иулиания (Каледа), является родной внучкой св. Владимира.
Тексты тропаря, кондака и молитвы сщмч. Владимиру были утверждены на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2015 года (журнал № 114) [1], а полная служба - на заседании Священного Синода от 21 октября 2016 года (журнал № 96) [2].
25 декабря 2022 года в честь сщмч. Владимира был освящён правый придел в Кирилло-Мефодиевском храме в Ростокине г. Москвы [3].
Молитвословия
Тропарь, глас 3
От ю́ности Бо́га усе́рдно взыска́вый,/ и́стину в Це́ркви Правосла́вней обре́л еси́/ и, кре́ст па́стырскаго служе́ния ре́вностно подъе́мый,/ ве́рныя во дни́ гоне́ний до́бре окормля́л еси́./ Те́мже и преще́ний безбо́жных не убоя́вся,/ да́же до кро́ве пострада́л еси́,/ о́тче священному́чениче Влади́мире,/ моли́ Милостива́го Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 7
Ору́жием пра́вды облече́нный,/ страда́ния за ве́ру му́жески прия́л еси́/ и, я́ко и́стинный во́ин Христо́в,/ мучи́телем противоста́л еси́, глаго́ля:/ привре́менно е́сть госпо́дство ва́ше./ Мы́ же вопие́м ти́:/ ра́дуйся, священному́чениче Влади́мире,// во Ца́рствии Небе́снем венце́м нетле́нным от Бо́га увенча́нный.
Семья
- Братья и сестры
- Амбарцумов Аршак Амбарцумович
- Амбарцумова Наталья Амбарцумовна
- Дети
- Амбарцумов Евгений Владимирович (1917-1969), протоиерей, в 1967-1969 годах - настоятель Князь-Владимирского собора, Ленинград.
- Амбарцумов Виктор Владимирович, (1919-1920)
- монахиня Георгия (Каледа, Лидия Владимировна (1922-2010), вдова протоиерея Каледы Глеба Александровича.
- Племянник
- Амбарцумов Евгений Аршакович, российский политический деятель, политолог, дипломат, депутат Государственной думы первого созыва (1994).
- Внуки
- Амбарцумов Алексей Евгеньевич, протоиерей, настоятель храма во имя святых Константина и Елены, Всеволожск, Ленинградская область.
- Амбарцумов Дмитрий Евгеньевич (1948-2010), протоиерей, настоятель храма во имя святителя Николая, пос. им. Свердлова, Всеволожский район, Ленинградская область.
- Амбарцумов Николай Евгеньевич (1950-1986).
- Амбарцумова Мария Евгеньевна, матушка, супруга священника Александра Ильяшенко, воспитала 12 детей.
- Каледа Кирилл Глебович (род. 1958), протоиерей, настоятель храма святых новомучеников и исповедников Российских, Бутово, Москва.
- Каледа Иван Глебович, протоиерей, настоятель храма Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот, Москва.
- игумения Иулиания (Каледа Мария Глебовна), (род. 1961), настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, Москва.
- Каледа Василий Глебович, психиатр, доктор медицинских наук, заместитель Главного врача Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук.
- Правнуки
- Амбарцумов Яков Дмитриевич, иерей Санкт-Петербургского подворья Коневского Рождество-Богородичного монастыря.
- Амбарцумов Илья Дмитриевич, иерей, кандидат богословских наук, настоятель храма святой великомученицы Варвары в пос. Рахья, Всеволожский район, Ленинградская область.
Использованные материалы
- Православная энциклопедия, Т. 8, С. 628-629
- Страница базы данных ПСТГУ "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
- Житие на сайте "Православие.ru"
- "Потомки священномученика о. Владимира (Амбарцумова) Московского" - http://www.tayninskoye.ru/voskresnye-besedy/besedy-2008-god-...tml
- "Тропарь, кондак и молитва священномученику Владимиру Амбарцумову":
[1] "Тропарь, кондак и молитва священномученику Владимиру Амбарцумову" - http://www.patriarchia.ru/db/text/4305380.html.
[2] "Служба священномученику Владимиру Амбарцумову" - http://www.patriarchia.ru/db/text/4645937.html.
[3] Предстоятель Русской Церкви освятил храм равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокине г. Москвы // официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/5987082.html