Царственная семья Романовых. Фото 1910-х гг. |
Память 4 июля в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Костромских и Санкт-Петербургских святых
Через три дня после мученической кончины царской семьи в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, святой патриарх Всероссийский Тихон в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном императоре положил начало церковному почитанию венценосных страстотерпцев. 21 июля, во время богослужения в Казанском соборе в Москве, он сказал:
Царственные мученики. Первая ("костюмированная") икона, написанная в РПЦЗ к дню канонизации (1981 г.) |
Обстоятельства убийства и последующего уничтожения останков царской семьи стали известны благодаря расследованию Соколова. Отдельные останки, найденные Соколовым, были переданы в храм праведного Иова Многострадального Русской Православной Церкви Заграницей, заложенный в Брюсселе 2 февраля 1936 года и освященный 1 октября 1950 года в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная Александрой Феодоровной цесаревичу Алексию.
В 1977 году дом Ипатьева был разрушен советскими властями в связи с притоком паломников.
14 ноября 1981 года царская семья была канонизирована в лике мучеников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей в составе Собора новомучеников Российских. В заглавии составленной на 4 июля службы, а также в самих её текстах упоминались и прославлялись не только члены собственно царской семьи, но и другие лица царского рода, впоследствии получившие отдельные дни памяти, а также царские слуги, в том числе лица, скончавшиеся вне общения с Православной Церковью [2].
С приближением распада СССР и в 1990-е годы стало фиксироваться всё больше чудес и исцелений по молитвам к царственным мученикам. В церковном народе распространялись портреты и иконы царской семьи, которые можно было видеть не только в домах, но и в храмах. Все это свидетельствовало о широком народном почитании царственных страстотерпцев. Ряд епархий Русской Православной Церкви стали прославлять царственных мучеников как местночтимых святых - среди таких были Екатеринбургская, Луганская, Брянская, Одесская и Тульчинская епархии. Составлялись обращенные к ним молитвословия, литературные, кинематографические и музыкальные произведения, отражающие страдание и мученический подвиг царской семьи. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку их канонизации. К 2000 году накопилось огромное количество свидетельств о их благодатной помощи.
Царственные страстотерпцы. Икона (Россия, 2000-е гг.) |
По решению светский властей России перезахоронение останков было произведено 17 июля 1998 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, отпевание возглавил настоятель собора.
Синодальная Комиссия по канонизации святых Московского Патриархата под председательством митрополита Крутицкого Ювеналия нашла "возможным поставить вопрос о причислении [царской семьи] к лику святых страстотерпцев" в 1996 году [6]. Постановлением Священного Синода от 10 октября того года и определением Архиерейского Собора 18-22 февраля 1997 года данная позиция была одобрена.
Царственные страстотерпцы. Икона (Россия, 2000-е гг.) |
Канонизация царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе 2000 года, согласно решению от 14 августа. Одним из главных оснований для их общецерковного прославления в лике святых было заявлено широкое народное почитание. В прениях перед этим выступило около 60 архиереев-соборян, которые говорили о необходимости прославить царя-мученика и его семью. Сомнение в выразил только Брюссельский архиеп. Симон (Ишунин), который сказал, что вопрос о прославлении имп. Николая II не объединяет, но разделяет его паству [7]. Голосовали вставанием, решение было принято единогласно.
Единственным из церковных иерархов, не подписавшим акт о канонизации царской семьи, стал митрополит Нижегородский Николай (Кутепов):
Деяние Собора выразило понятие о подвиге царственных страстотерпцев в следующих словах:
Убиение святаго царя Николая, святыя царицы Александры, царевича, царевен и слуг их. 8-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя. |
На месте бывшего дома Ипатьева построен храм-памятник "на крови" во имя Всех святых, в земле Российской просиявших - 23 сентября 2000 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту. На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной по случаю прославления, Царственные страстотерпцы были изображены в центре переднего плана средника, а также в восьмом клейме (в нижней части правого поля) соотносящемся по горизонтали с изображением святого патриарха Тихона, а по вертикали - с изображениями преподобномученицы Елисаветы и города Тобольска. Клеймо изображает убиение Царственной семьи и отличается симметрией композиции - Царственные мученики изображены в центре, на лестнице-пьедестале, обрамленные подвальным сводом-триумфальной аркой; их неуклюже стоящие убийцы в грязно-зеленых формах также симметрично обрамляют сплочённую семью жертв-победителей в облачениях ярких и чистых цветов.
В последующие годы во имя Царственных страстотерпцев были освящены многочисленные храмы и часовни, им было написано множество икон и молитвословий. Многие христиане стали обращаться к царственным страстотерпцам с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия - ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.
С 1990-х годов получили некоторое распространение искажённые формы почитания святого венценосного семейства и в особенности царя Николая, получившие общее название "ереси царебожия".
Иконография
Первая икона семьи царственных мучеников была написана в РПЦЗ к прославлению их в 1981 году. Вскоре она получила широкое распространение также в отечестве, став образцом для написания множества схожих икон. Однако специалисты отмечали, что этот образ не во всём соответствует иконописному канону. В частности, отмечался тот факт, что Романовы изображены в старинных одеяниях, которых они в жизни никогда не носили [9]. Существуют также образцы вполне каноничных икон, на которых царственные страстотерпцы изображены в одеяниях, которые они носили при жизни - либо скромных повседневных, либо парадно-торжественных.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Дне́сь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м/ седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец,/ Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь:/ Никола́я и Алекса́ндру,/ Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю./ Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся,/ от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша/ и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша./ Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м:/ о святи́и страстоте́рпцы,/ гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те,/ зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те,/ от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те,/ мир ми́рови у Бо́га испроси́те// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 8
Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих/ от ро́да царе́й Росси́йских, благове́рнии му́ченицы,/ му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии/ и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися,/ к ва́м, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым,/ с любо́вию благода́рне вопие́м:/ ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы,// за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.
Величание
Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,// я́же за Христа́ претерпе́ли есте́.
Использованные материалы
- Максимова Л. Б. "Александра Феодоровна" // Православная энциклопедия, т. 1, с. 553-558:
- Житие по изданию "Московские епархиальные ведомости", 2000, № 10-11, 20-33:
- Минея. Июль, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 596-597, 602:
[1] В 1981 году были прославлены Русской Православной Церковью Заграницей как мученики; в 2000 году Московским Патриархатом - как страстотерпцы.
[2] "Служба святому благовѣрному страстотерпцу Царю Мученику Николаю II, святѣй благовѣрнѣй Царицѣ Мученицѣ Александрѣ, святому благовѣрному царевичу мученику Алексію, святымъ благовѣрнымъ царевнамъ мученицамъ Ольгѣ, Татіанѣ, Маріи и Анастасіи, святѣй благовѣрнѣй книгинѣ преподобномученицѣ Елисаветѣ, святымъ благовѣрнымъ мученикомъ царскаго рода, св. преп.-муч. инокинѣ Варварѣ и вѣрнымъ царскимъ слугамъ съ ними убіеннымъ" (Монреаль, 1982). Сегодня в официальном календаре РПЦЗ эта память именуется так: "Свв. Царственныхъ мучениковъ - Царя-муч. Николая II-го, царицы-мучц. Александры, царевича-муч. Алексія, царевен-мучцц: Ольги, Татіаны, Маріи, Анастасіи и иже с ними убіенныхъ: мучч. Евгенія («белокриницкий» старообрядец, лейб-медик. - Прим. "Древа".), Анны, Іоанна, Климента, Іоанна, Анастасии, Екатерины (немка, лютеранка гофлектриса Екатерина Адольфовна Шнейдер. - Прим. "Древа".), Александра, Ілии и Алексія (чех, католик лакей Алоизий Трупп. - Прим. "Древа".)" (Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018. - С. 81, https://snrocmqc.orthodoxws.com/july. См. также: Плякин Максим, диакон. Агиологические и канонические последствия воссоединения с РПЦЗ // Церковь, образование, наука: православная культура – основа духовно-нравственного здоровья общества: Сб. / Под ред. прот. Димитрия Полохова. Саратов, 2009. С. 172–183, https://www.academia.edu/17969620/Агиологические_и_каноничес...ПЦЗ, с. 10.)
[3] Тайны Коптяковской дороги, 3.
[4] ЖМП, 1998, № 4, 31.
[5] ЖМП, 1998, № 4, 10.
[6] "Доклад митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия... по вопросу о мученической кончине царской семьи, предложенный на заседании Священного Синода РПЦ 10 окт. 1996 г."
[7] "Архиерейский Юбилейный Собор Русской Православной Церкви 13 - 16 августа 2000 г." // Православная энциклопедия, т. 3, с. 563-566 - http://www.pravenc.ru/text/76522.html
[8] Из интервью митр. Нижегородского Николая Кутепова (Независимая газета, раздел Фигуры и лица, 26.4.2001, с. 11) - http://www.pro-zarya.narod.ru/kutepov_protiv_kanonisazii.html
[9] Подробнее см.: Стародубцев Олег. Иконография образа "Царственных страстотерпцев" // Портал Православие.Ru (28.10.2003), http://www.pravoslavie.ru/1518.html.