Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СИЛЬВЕСТР (ОЛЬШЕВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сильвестр (Ольшевский), епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии. 1911 год
Сильвестр (Ольшевский), епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии. 1911 год
Сильвестр (Ольшевский) (1860 - 1920), архиепископ Омский и Павлодарский, духовный писатель, исповедник, святитель

Память 25 февраля и в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Полтавских (Укр.) святых

В миру Ольшевский Иустин Львович, родился 1 июня [1] 1860 года в семье диакона села Косовка [2] Сквирского уезда Киевской губернии.

В 1883 году окончил Киевскую духовную семинарию. Будучи воспитанником семинарии, выполнял послушание чтеца знаменитого догматиста профессора КДА архимандрита (впоследствии епископа) Сильвестра (Малеванского). В обязанности Иустина входило чтение вслух имевшему слабое зрение профессору сочинений богословского характера как отечественных, так и иностранных авторов.

В 1887 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

С 27 октября 1887 года работал учителем церковноприходской школы села Липовка Киевского уезда.

15 января 1888 года переведен законоучителем в двухклассное министерское училище местечка Шпола Киевского уезда. Местечко Шпола, одно из беднейших в губернии, было почти целиком заражено штундизмом. Обстоятельно изучив учение секты, Иустин Львович пришел к мысли, что деятельность светского миссионера может принести больше плодов, чем миссионера из духовенства. Он письменно изложил свои соображения по этому поводу и подал докладную записку митрополиту Киевскому Платону (Городецкому), эти соображения были полностью приняты, и 7 марта 1889 года Иустин Львович был назначен миссионером Киевской епархии и учителем церковно-приходской школы Свято-Владимирского братства. В то время назначение на эту должность светского человека было большой редкостью, что требовало от миссионера выдающихся качеств. Результатом практической работы Иустина Ольшевского на поприще просвещения сектантов стал его труд "Обличение штунды в библейских текстах", это труд стал ценнейшим пособием для миссионеров и неоднократно переиздавался.

С 1890 года - Полтавский епархиальный миссионер и преподаватель духовной семинарии по истории, пастырскому богословию, литургике и гомилетике.

Как прекрасно зарекомендовавший себя и опытный миссионер Иустин Львович был направлен в июне 1891 г. на 2-й Миссионерский съезд в Москве.

Когда Иустину Львовичу предложили принять сан пресвитера, он согласился принять его на условии, что он останется неженатым. Священный Синод дал на это разрешение.

В 1892 году рукоположен в сан диакона.

2 февраля 1892 года рукоположен во пресвитера к Полтавскому кафедральному собору.

С октября 1892 года по 1896 год исполнял обязанности руководителя и законоучителя женской воскресной школы гор. Полтавы.

С 1896 года - епархиальный наблюдатель церковных школ Полтавской епархии.

12 мая 1902 года возведен в сан протоиерея.

Епархиальное начальство высоко ценя заслуги протоиерея Иустина неоднократно предлагало принять ему сан архиерея, но он по своему смирению всякий раз отказывался. 10 декабря 1910 г. протоиерей Иустин назначен епископом Прилуцким с пострижением в монашество

23 декабря 1910 года пострижен в монашество и 25 декабря возведен в сан архимандрита архиепископом Полтавским Назарием (Кирилловым).

16 января 1911 года хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) с другими архиереями.

С 13 ноября 1915 года - епископ Челябинский, викарий Оренбургской епархии.

С 4 июня 1915 года - епископ Омский и Павлодарский.

Был участником Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг..

Еп. Сильвестр (Ольшевский)
Еп. Сильвестр (Ольшевский)
В январе 1918 года вернулся в Омск. 4 февраля того же года возглавил грандиозный крестный ход по улицам города.

Через день после городского крестного хода в три часа ночи на 6 февраля к архиерейскому дому подошел вооруженный отряд карателей-матросов, матросы стали стучать в двери дома. Так как еще задолго до этой ночи еп. Сильвестр, ввиду грабежей и насилий, чинимых в городе под видом обысков, распорядился ночью в дом никого не пускать, прислуга дверей не открыла. Пришедшие стали грозить, что будут стрелять и взорвут двери. Тогда по распоряжению эконома архиерейского дома на соборной колокольне ударили в набат. Каратели бежали. К архиерейскому дому начал сбегаться народ, к которому вышел владыка. В это время стало известно, что какие-то люди грабят дом кафедрального протоиерея о. Александра Соловьева и ключаря. Часть народа пошла к их дому. В это время снова появился вооруженный отряд и ворвался в дом архиерея.

Главарь отряда набросился на находившихся в архиерейском доме людей и, выстрелив из револьвера, разрывной пулей убил эконома владыки Николая Цикуру. Епископа Сильвестра схватили, приставили к виску револьвер и, не дав возможности надеть теплую одежду, по сибирскому морозу пешком повели в помещение совета депутатов.

Епископа посадили в общую душную и грязную комнату. В это время по всему городу гудели колокола — это на звон соборной колокольни откликнулись другие церкви. У храмов, на улицах и площадях появились толпы народа. Возмущенные люди требовали освободить епископа. По требованию верующих горожан к епископу были допущены несколько депутаций. Депутации, общее народное возмущение оказали влияние, владыку перевели в другую комнату. На следующий день весь город пришел в движение; учреждения, магазины, учебные заведения закрылись. В городе шла непрерывная стрельба — это красногвардейцы залпами разгоняли народ. У архиерейского дома была поставлена стража. В четыре часа дня в городе объявили осадное положение, и люди были вынуждены разойтись. Стрельба продолжалась всю ночь. В двенадцать часов ночи в архиерейский дом пришла следственная комиссия и опечатала покои епископа. 7 февраля владыка провел в заключении, а 8-го в двенадцать часов дня был освобожден.

В 1918 году был возведен в сан архиепископа патриархом Тихоном ко дню Святой Пасхи.

Вскоре началась гражданская война, и белые освободили город от большевиков. В это время Омск, как и вся Сибирь, оказался отрезанным от России линией фронта.

В ноябре 1918 года в Томске состоялось соборное совещание архипастырей Сибири, которое организовало Временное Высшее Церковное Управление Сибири, главой которого избрали архиепископа Сильвестра. Свою деятельность он начал с того, что отменил безбожный декрет от 19 января 1918 года. Церкви были возвращены земли и собственность, в школах восстановлено преподавание Закона Божия. В Сибири была восстановлена учебная деятельность в пяти духовных семинариях и в пяти духовных училищах.

Когда адмирал Колчак пришел к власти, архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привел его к присяге как Верховного правителя России. В марте 1919 года архиепископ организовал крестный ход по городу с участием Колчака и колчаковского правительства. В мае–июне он совершил поездки по Томской, Красноярской и Иркутской епархиям, во время которых произнес в различных приходах более ста проповедей. Для укрепления духа и нравственности офицеров и солдат белой армии архиепископ Сильвестр восстановил институт военных священников, и в армию им было направлено более двух тысяч пастырей. Церковное управление, возглавляемое высокопреосвященным Сильвестром, разослало более шестидесяти тысяч воззваний, в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. В Омске стали издаваться журналы “За святую Русь” и “Сибирский благовестник”.

В августе 1919 года в Омске состоялся съезд казачьих войск России, на котором с приветственным словом выступил адмирал Колчак, призывая защитить веру православную, а архиеп. Сильвестр благословил воинов хоругвями с изображением креста и надписью: “Сим победиши”.

В конце 1919 года при отступлении Белой армии из Омска остался с вверенной ему Богом паствой.

Кончина

После занятия города Омска большевиками, архиепископ Сильвестр был изгнан из архиерейского дома и поселился в доме настоятеля Успенского кафедрального собора священника Феодора Чемагина. Вследствие перенесенных испытаний архиепископ тяжело заболел раком кишечника. Болезнь оказалась скоротечной.

Скончался 10 марта 1920 года, в 14:30. Был погребен в склепе при кафедральном Успенском соборе. Впоследствии Успенский собор был разрушен и на его месте разбит сквер Пионеров.

Иная версия гибели архиепископа Сильвестра была опубликована омским краеведом И. П. Шихатовым в 1997-98 годах [3]. По его словам, архиерей был арестован большевиками сразу же после захвата города. В течение двух месяцев подвергался истязаниям в ЧК, где от него безрезультатно требовали "покаяния". 26 февраля 1920 года он был жестоко убит. Прибив руки святителя гвоздями к полу, палачи раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем пронзили ему сердце. Тело было тайно захоронено палачами, и место погребения было до недавнего времени неизвестно.

Шихатов сообщал, что им "исследованы были следственные дела ЧК, прокуратуры, судебной палаты, ЗАГС, сибирской прессы за 1920 г." Его биографическая справка легла в основу решения о канонизации архиепископа как мученика в 1998 году. Однако в своих публикациях Шихатов не привёл ни одного конкретного документа, не были документально подтверждены ни факт ареста владыки или содержания его в тюрьме в 1919-1920 годах, ни факт расправы над ним.

В 2014 году главный специалист Исторического архива Омской области М. Ф. Панина опубликовала статью "«Его больше не трогали»: легенда о мученической кончине архиепископа Сильвестра в 1920 г." [4], где поделилась найденными документами, в том числе записью № 96 о регистрации смерти архиепископа с указанием точной даты и причины [5], полностью опровергающими сведения Шихатова.

Почитание

Сщмч. Сильвестр (Ольшевский)
Сщмч. Сильвестр (Ольшевский)
В 1998 году был канонизирован как местночтимый святой Омской епархии.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

16 июля 2005 года археологи обнаружили захоронение православного архиерея при раскопках фундамента взорванного в 1935 году Успенского кафедрального собора в самом центре Омска. В гробнице, которая обнаружена в тайной подземной комнате под притвором Николая Чудотворца, были найдены икона, кусочки ткани, останки тела и другие находки, свидетельствующие о том, что это захоронение именно архиепископа Сильвестра. Позже принадлежность мощей архиепископу Омскому и Павлодарскому Сильвестру подтвердили результаты экспертизы.

25 февраля 2009 года рака с мощами свт. Сильвестра установлена в восстановленном Омском Успенском кафедральном соборе. Она находится в нижнем приделе собора, в так называемой пещерной церкви, где и был захоронен святитель. Мощи святого теперь доступны для поклонения. Специально для раки с мощами святителя Сильвестра изготовлена из кедра и установлена на четырёх каменных столбах резная деревянная сень ручной работы, которая стала одним из главных украшений Успенского собора.

По благословению патриарха Кирилла от 18 мая 2018 года, в соответствии с уточненными данными Синодальной комиссии по канонизации святых (рапорт Председателя Комиссии № 64 от 16.05.2018), архиепископ Омский Сильвестр (Ольшевский) именуется священноисповедником, и память его переносится с 13 февраля на 25 февраля.

Сочинения

  • "В вере ли вы?" Полтава, 1909.
  • "Место, идеже лежаше Господь", Полтава, 1907, из Палест. бесед.
  • "Путь спасения". СПб, 1913.
  • "Общедоступное богословское чтение". Полтава, 1913.
  • "Обличение штундизма". Изд. 2-е, Полтава, 1910.
  • "Речь при наречении его во епископа Прилукского "Приб. к "ЦВ" 1911, № 4, с. 137-138, 158.
  • "Миссионерская программа Закона Божия для начальных школ". (Против сектантов). Полтава, 1910.

Основные работы владыки Сильвестра переизданы в книге: Феодосий (Процюк), митрополит. "В вере ли вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского". М., 2006.

Литература

  • "Церк. Ведом." 1910, № 51-52 с. 470.
  • "Церк. Ведом." 1914, № 47 с. 538.
  • "Церк. Ведом." 1915, № 24 с. 309.
  • "Церк. Ведом." 1918, № 17-18 с. 104.
  • "Приб. к "ЦВ" 1911, № 4, с. 137, 158.
  • "Приб. к "ЦВ" 1911, № 28, с. 1230.
  • "Приб. к "ЦВ" 1918, №11-12, с. 416.
  • "Русск. Паломн." 1916, № 31 с. 441.
  • Булгаков, с. 1410.
  • БЭС т. II, стб. 2053.
  • Каталог Тузова, с. 182, 315, 320.
  • "Состав Свят. Правит. Всероссийск. Синода и Российск. Церковной. Иерархии на 1917 год" с. 282-283.
  • "Изв. Каз. Еп." 1911, № 26, с. 807- 811.
  • "Изв. Каз. Еп." 1911, № 26, с. 807- 811.
  • M. Pol'skij Novye muceniki II, 278 (М. Польский, Новые мученики II, 129; 1937) Он умер в тюрьме в Омске.
  • Regel'son Tragedija Russkoj Cerkvi 1917 (1945. Paris 1977. (Лев Регельсон. Трагедия русской Церкви, Париж, 1977, с. 525.)

Использованные материалы



[1]  По ortho-rus.tk - 31 мая

[2]  По ortho-rus.tk - Косовно

[3]  "Владыка умер в каземате" ("Ореол", 20-26.02.1997) и "Архиепископ-бунтарь" (Архивный вестник №6, 1998. Омск)

[4]  Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / Омский государственный историко-краеведческий музей. - № 19 (2014), с. 123-126 - https://elibrary.ru/item.asp?id=35685412

[5]  "Книга записей смертей за 1920г. отдела ЗАГС при Омском Губревкоме 3-го района. Ф. Р-580, оп. 3, д. 48, л. 96

Редакция текста от: 15.01.2022 16:21:16

"СИЛЬВЕСТР (ОЛЬШЕВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google