Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

РАЗУМОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Священник Константин Разумов. 1924 год
Священник Константин Разумов. 1924 год
Константин Васильевич Разумов (1869 - после 1937), священник, исповедник

Память 31 июля, в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился в 1869 году в селе Головинском Буйского уезда Костромской губернии.

Окончил духовную семинарию.

С 1890 по 1895 год служил псаломщиком.

В 1895 году был рукоположен во диакона, а в 1904 году в сан священника к Успенскому монастырю города Кинешмы. После закрытия монастыря 1924 году служил в кинешемском соборе.

В 1920-х годах ГПУ арестовывало его несколько раз.

В очередной раз был арестован 7 сентября1929 года по обвинению в "антисоветской агитации". Следователь спросил, за что арестовывали его раньше. Отец Константин ответил:

– Причины своих арестов объясняю тем, что имею авторитет среди верующих людей, пользуюсь их вниманием, любовью и признанием, а также известен и за пределами Кинешемского уезда. Будучи священником Успенского монастыря, я был духовным отцом многочисленных паломников, посещавших монастырь. Приписываемые мне обвинения в руководстве нелегальными женскими кружками категорически отрицаю. Правда, я посещал дома рабочих фабрики «Демьяна Бедного», но как своих прихожан. Служил я и в моленной в деревне Цибиха, находящейся в частном доме, но эта моленная была зарегистрирована в административном отделе. Что касается моего знакомства и связей с епископом Николаем Голубевым, то я у него в селе Ширяево не бывал и в переписке с ним не состоял. Состою в подчинении у митрополита Сергия, и все его указы моими прихожанами принимались и принимаются без возражений.

Проходил по групповому "делу духовенства Ивановской Промышленной области, 1930 г.". 3 января 1930 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был приговорен к трем годам ссылки в Северный край.

Вернувшись в Кинешму в 1933 году, поселился в доме своих прихожан; в комнате, где он жил, была устроена церковка, и там он служил скрытно от всех. Время от времени посещал своих духовных детей, живших в Вичуге и около Палеха. Эти его посещения стали известны НКВД. В начале декабря 1935 года начальник Палехского районного отделения НКВД писал в Иваново:

"По материалам проработки группы церковников проходит священник Разумов, просьба принять меры к установлению места жительства, а также собрать материалы его антисоветской деятельности".

20 февраля 1936 года священник Константин Разумов был арестован. Вместе с ним были арестованы священник Иоанн Румянцев и миряне Елизавета Румянцева, Анна Серова и другие, всего семь человек. Их привезли в Кинешемскую тюрьму, устроенную в бывшем Успенском монастыре, где о. Константин был священником.

Допросы начались сразу же после ареста. У следователя не было ничего для обвинения священника. Были материалы прошлого «дела», следователь знал, что о. Константин знаком с находящимся в концлагере епископом Василием (Преображенским), была переписка, которую изъяли при обыске. Остальное следователь предполагал услышать от самого священника. Он спросил, признает ли себя о. Константин виновным в антисоветской агитации. Священник обвинение отверг.

- Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, дайте показания, – потребовал следователь.
- Контрреволюционной работы я не вел и виновным себя не признаю, – ответил священник.
- Вы являетесь последователем ссыльного епископа Василия Преоб­раженского и руководили контрреволюционной группой, существовавшей в поселке при фабрике имени «Демьяна Бедного» – дайте об этом показания.

При этой фабрике был приход о. Константина до его ареста в 1929 году. Но священник знал: как только он согласится со следователем, тот перепишет обвинение 1929 года в новое «дело». Отец Константин ответил:

– Я руководил общиной в поселке при фабрике до 1929 года, так как только до этого времени я служил в молитвенном здании. Мне известно, что существуют нелегальные группы последователей епископа Василия Преображенского, но я к ним никакого отношения не имел, их возглавлял сам епископ.
– Назовите по именам участников групп.
– Этого я не знаю, так как от их деятельности был далек.
– А тогда откуда же вы знаете о существовании этих групп?
– Слышал об этом, но от кого именно – не помню.
– Вы говорите неправду, вы сами до самого последнего времени воз­главляли эти группы.
– Нет, это я отрицаю.
– Но вы устраивали в своем доме нелегальные сборища.
– Сборищ в своем доме я не устраивал.
– А тогда для чего же вы в своем доме содержали специально обору­дованную домашнюю церковь?
– Для своих личных потребностей.

Следователь перешел к допросу о знакомых:

– В вашей квартире изъят пакет из города Каргополя от Розова. Ска­жите, кто такой Розов?
Леонид Розов – протодиакон и мой близкий знакомый. Он был арестован в начале 1936 года в городе Шуе. Я узнал, что он отправлен в ссылку, и написал ему. В ответ он сообщил, что оказался в тяжелом мате­риальном положении. И тогда я стал посылать ему деньги.
– При обыске в вашей квартире изъято несколько пакетов из города Кашина от Кулачковой. Скажите, кто такая Кулачкова?
Анна Кулачкова – это игумения Кашинского женского монастыря.
– Откуда вы ее знаете?
– Я познакомился с ней в ссылке в 1930 году в Коми области, куда она также была сослана.
– Скажите, с кем еще из находящихся в ссылке вы поддерживали связь?
– Ни с кем.
– Вы продолжаете давать следствию ложные показания. Вы разъезжали по районам Ивановской области и вели антисоветскую работу по укреплению и созданию контрреволюционных групп «истинно православной церкви». Это вы признаете?
– Я посещал Вичугский и Палехский районы, но контрреволюционных целей я не преследовал.
– Дайте подробные показания о вашей связи с участником контрре­волюционной группы Иваном Румянцевым.
– С Иваном Румянцевым я знаком с 1919 года, когда он служил в Решемском женском монастыре, а я в Кинешемском. Ближе я познакомился с ним в Ивановской тюрьме в 1929 году, когда так же, как и он, был арестован.
– Следствие установило, что вы, как руководитель контрреволюционного церковно-монархического течения «ИПЦ», созданного на основе контрреволюционной платформы ссыльного епископа Василия, кроме организационной работы по укреплению этого течения, вели среди населения антисоветскую агитацию. Дайте следствию исчерпывающие об этом показания.
– Виновным себя в антисоветской агитации не считаю.
– А для чего же вы хранили тетрадь с антисоветскими стихами и про­поведями?
– Только для личного пользования.
– Вам предъявляются изъятые у вас при обыске и размноженные лично вами церковно-монархические брошюры и акафисты. Скажите, для чего вы делали это?
– Тоже для личного пользования.
– Для чего же вам они были нужны по несколько экземпляров?
– Как это получилось, что у меня оказалось по несколько экземпляров, я не помню.
– К какому периоду времени относится ваша работа по составлению этих брошюр и акафистов?
– Больше того, что я уже показал, показать не могу.

15 июля 1937 года о. Константин Разумов и Елизавета Румянцева были приговорены к пяти годам ссылки в Казахстан, о. Иоанн Румянцев и Анна Серова – к пяти годам испра­вительно-трудового лагеря. Отец Константин вскоре в ссылке скончался, не вернулись из заключения и остальные.

Священник Константин Разумов был реабилитирован 22 июня 1993 года прокуратурой по Ивановской обл. по 1930 году репрессий.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Литература

  • Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ cтолетия: жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2001, книга 2, стр.246.

Использованные материалы

Редакция текста от: 13.08.2016 14:35:09

"РАЗУМОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google