Священник Павел Ансимов. Фотография с сайта fond.ru |
Память 9 ноября, в Соборах Новомучеников и исповедников Российских, Бутовских новомучеников и Московских святых
Родился 24 августа 1891 года в селе Четыре Бугра Астраханского уезда Астраханской губернии в семье священника.
В 1906 году окончил Астраханское духовное училище. В 1911 году окончил Астраханскую духовную семинарию.
В 1912 году женился на дочери священника о. Вячеслава Стефановича Соллертинского - Марии. Мария Вячеславовна была выпускницей Высших курсов. Вскоре родилась дочь Надежда.
В том же году рукоположен во священника.
В 1921 году окончил Казанскую духовную академию.
Жил при Академии вместе с женой и дочерью. Потом родились близнецы - два сына. Один вскоре умер. После окончания Академии о. Павел был направлен на служение в провинцию. Добирались туда с большим трудом на попутках, а чаще всего пешком. Голодали. По дороге умер второй сын.
С 1921 года служил священником в станице Ладожская Краснодарского края. У кубанских казаков были свои законы. Попу давался земляной надел, лошадь, корова, двор. Поповские обязанности на втором месте, главное каков хозяин, каков земледелец. В течение года молодая семья пыталась справиться с хозяйством самостоятельно; надо было учиться доить, обращаться со свиньёй, возделывать землю, узнать что такое бахча, сажать помидоры. В первый год о. Павлу никто ни в чем не помог, не посоветовал, не поддержал. Даже когда телилась корова, все молчали и исподволь наблюдали, как справятся. Хозяйство потом наладить удалось, родился четвертый ребенок - сын Георгий.
В 1923 году храм в Ладожской был захвачен обновленцами и вскоре закрыт, и отцу Павлу пришлось покинуть станицу.
С 1924 года стал служить регентом в Введенский храм в Черкизове (Введение на платочках), по приглашению тестя.
В 1925 году получает приглашение на должность священника в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Введенской площади. Безбожники в течение нескольких лет, используя рабочих электролампового завода, боролись за ликвидацию этого храма, заявляя, что им нужен клуб и клуб можно сделать из храма, или вообще храм сломать, а на его месте выстроить новое здание клуба. В 1929 году Введенский храм был разграблен, а его здание отдано под клуб.
С 1929 года стал окормлять Покровскую общину сестер милосердия в Покровском храме в Рубцове. По соседству был храм свт. Николая в Покровском, о. Павел часто бывал здесь, сослужил о. Георгию Гореву, иногда помогал руководить хором, а то и сам пел в хоре. И вскоре стал служить в нем постоянно.
В 1930 году возведен в сан протоиерея.
Протоиерей Павел Ансимов. Москва, Бутырская тюрьма, 1930 год. Фотография с сайта fond.ru |
Во время заключения в тюрьме сотрудник ОГПУ предложил ему оставить церковное служение. «Напишите, что вы уходите, – сказал он священнику, – мы вас возьмем счетоводом, молодые нам нужны, а вы грамотный, молодой». Отец Павел отказался, и его жестоко избили, затем началось следствие.
При обыске у священника были взяты конспекты проповедей, и следователь стал о них спрашивать.
11 августа 1930 года следователь ОГПУ вынес заключение по делу, написав, что Ансимов «обвинялся в возглавлении нелегального сестричества, занимающегося на религиозной почве антисоветской деятельностью. В процессе следствия инкриминируемое ему обвинение не подтвердилось...»
12 августа Коллегия ОГПУ решила: из-под стражи освободить, дело прекратить.
В ночь с 28 на 29 декабря 1930 года он снова был арестован. Двум стажерам-курсантам надо было сдавать экзамен и их «научный руководитель» в ОГПУ предложил им арестовать какого-нибудь попа, обыскать его и, совершив некоторые необходимые юридические действия, положить их в основу для сдачи экзамена. Таким практическим экспонатом для них стал отец Павел Ансимов. Стажеры провели тщательный обыск на квартире священника, вскрыли киоты и перевернули иконы, отрывали обои, вскрывали полы, искали "Протоколы сионских мудрецов", которых у священника никогда не было. После обыска велели прощаться с родными. Отец Павел попрощался с семьей, и его увели. Из тюрьмы ОГПУ отца Павла сразу же препроводили в Бутырскую тюрьму.
Основанием для проведения учебных юридических действий явилось донесение осведомителя, записавшего рассказ одного из священников, в котором среди других имен упоминалось и имя отца Павла Ансимова:
18 января 1931 года было вынесено постановление об освобождении отца Павла, и в тот же день он был освобожден из Бутырской тюрьмы.
В 1931 году стал храм святителя Николая в Покровском был закрыт, о. Павел стал служить в храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище.
С 1935 года служил в храме Рождества Христова в с. Измайлово (ныне Москва).
О. Павел учил прихожан не роптать и не завидовать, а оглянувшись вокруг, всегда считать себя счастливыми и надеяться на помощь Божию. Счастье, по его разумению, - это способность человека ценить то, что дано ему Богом.
Священномученик протоиерей Павел Ансимов. Икона. |
Сотрудники НКВД в обвинительном заключении писали о них:
Отец Павел обвинялся в том, что «возглавлял контрреволюционную фашистскую группу церковников, снабжал участников последней контрреволюционной литературой погромно-антисемитского содержания – книгой Нилуса “Протоколы сионских мудрецов”. Среди окружающих... распространял разного рода ложные контрреволюционные провокационные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию и духовенство...».
19 ноября тройка НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу за "контрреволюционную антисоветскую агитацию".
Отец Павел назвал в качестве знакомого священника Петра Никотина, с которым он вел дружеские отношения и был знаком еще со времени обучения в семинарии, в тридцатых годах отец Петр служил в храме преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Также отец Павел сказал, что знает священников, с которыми служил в Измайловском храме, а также прихожан, арестованных с ним.
Отвечая на последний вопрос следователя, отец Павел сказал: "Все предъявленные мне обвинения я отрицаю".
Расстрелян 21 ноября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой. Погребён в безвестной общей могиле.
Был причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 16 июля 2005 года для общецерковного почитания. Первоначально память совершалась 8 ноября (ст. ст.), в день мученичества, но в 2013 году по благословению патриарха Кирилла была перенесена на следующий день [1].
Использованные материалы
- Ансимов Георгий, Уроки Отца протоиерея Павла Ансимова, новомученика Российского, М.: Издательский Совет РПЦ, 2005.
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Составитель игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том 4» Тверь, 2006 год, стр. 216-224.
- Воспоминания о новомученике протоиерее Павле Ансимове его сына Георгия Павловича Ансимова
[1] Сообщение пользователя д. Александра Васильева от 26 ноября 2018 года со ссылкой на послание от иерея Александра Шишкина.