Ангел Златые власы (архангел Гавриил). Икона XII в., Новгород. Собр. Русского музея |
Празднование в Соборе Архангела Гавриила и в Соборе Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Архангел Гавриил - чьё имя описывает его как "мужа Божия" или "силу Божию" - говорил о себе: "Я Гавриил, предстоящий пред Богом" (Лк. 1, 19). Предание видит в нём одного "из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго" (Тов. 12, 15). Среди семерых он называется вторым после Михаила. Древний обычай твёрдо закрепил за ним наименование архангела, но высота его служения заставляет многих святых отцов усомниться в его принадлежности к восьмой, предпоследней, степени небесной иерархии, каковой считаются архангелы. По соображению святителя Андрея Критского:
Гавриил является Небесным вестником, которого Бог посылает, чтобы возвестить людям Свои предначертания о спасении рода человеческого. Важнейшее из этих предначертаний - чудесное воплощение Иисуса Христа, сделавшегося Богочеловеком - также отражено в имени архангела, которое можно понимать как "Муж-Бог" [2]. Как вестника дивных дел Божиих, в богослужебных книгах Церковь именует архангела Гавриила "служителем чудесе". Некоторые из многочисленных свидетельств о Гаврииле включены в Священное Писание как Ветхого так и Нового Заветов.
Благовещение Пресвятой Богородицы. Икона нач. XIV в. Охридский Климентовский храм |
Явления
Согласно церковному преданию, архангел Гавриил наставлял в пустыне пророка Моисея, когда он писал книгу Бытия. По словам святителя Димитрия Ростовского:
Затем архангел Гавриил несколько раз являлся пророку Даниилу и раскрывал ему тайны пришествия Христа, гонений антихриста и конца мира (Дан. 8, 16; 9, 21).
Заря Новозаветной эпохи ознаменовалась чередой явлений архангела Гавриила. Предание свидетельствует, что он явился праведным Иоакиму и Анне и предвозвестил им зачатие и рождение Пречистой Девы Марии. Став ангелом хранителем Пренепорочной от самого Её зачатия, он неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме, приносил Ей пищу в Святая Святых, и впоследствии охранял Её во всё время земной жизни. Как повествует Евангелист Лука, Гавриил предстал старцу Захарии и сообщил ему о чудесном зачатии Иоанна Предтечи (Лк. 1, 11-20). Наконец, шесть месяцев спустя, архангел принёс свою важнейшую весть, благовествовав Деве Марии об избрании Её быть Матерью Христа Спасителя (Лк. 1, 26-38).
Белый ангел (архангел Гавриил) благовествует женам-мироносицам. Фреска ок. 1235 г. Вознесенский храм Милешевского монастыря |
В последующие века явления архангела Гавриила не прекратились. Наиболее известным является его пришествие 11 июня 982 года к послушнику Афонского монастыря. Архангел научил послушника начальным словам известного песнопения Богородице - "Достойно есть" (см. подробнее) - и начертал их на каменной плите. Являлся он и на Руси: например, во второй половине XVI века он предстал преподобному Мартирию Зеленецкому.
Архангел Гавриил. Рельеф VI в. Археологический музей, Анталья. Надписание "Гавриил" - по-гречески; слово "Бог" ("Аллах") на державе - по-арабски. |
Почитание
В иерусалимской богослужебной традиции до X века память архангелов Михаила и Гавриила совершалась 14 ноября. Одним из главных центров почитания архангела Гавриила являлся Назарет. Там над источником где, по преданию, совершилось первое явление Гавриила Богородице во время Благовещения, был построен храм в честь архангела [4].
Архангел Гавриил. Мозаика 860-х гг., Софийский собор, Константинополь. |
Архангел Гавриил. Икона 3-й четверти XIV в. Деисусный чин соборного храма Хилендарского монастыря, Святая Гора Афон |
В византийской литературе известны два текста, посвященные отдельно архангелу Гавриилу: энкомий и рассказ о чуде архангела составленный монахом Лукой Адиалиптом в XII веке [6]. Ему также посвящено небольшое приложение к тексту IX века Пантолеона Диакона о чудесах архангела Михаила [7]. Обычно Гавриил фигурирует в агиографических источниках совместно с архангелом Михаилом [8]; также он упоминается в текстах, посвященных ангелам [9].
Латинская литературная традиция не имеет текстов, непосредственно посвященных архангелу Гавриилу. Он упомянут в "Списках Медиоланских святых" [10]. Вместе с архангелом Михаилом он изображается в качестве стража на входе в храм.
На Руси архангел Гавриил, возможно, первоначально считался покровителем Киева. В Ипатьевской летописи под 1037 годом сделана вставка о построении благоверным Ярославом Мудрым на Золотых воротах церкви в честь Благовещения с целью "дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою святыя Богородицы и архангела Гавриила" [11]. Об этой же церкви святитель Иларион пишет: "Да еже целование архангелъ дасть Девици, будеть и граду сему. Къ онои бо: «Радуися, обрадованаа! Господь с тобою!», къ граду же: «Радуися, благоверныи граде! Господь с тобою!»" [12]. В домонгольский период имя Гавриил в крещении или монашестве носили многие русские князья, включая святых благоверных Ярополка Изяславича, Всеволода Мстиславича, Игоря Ольговича и Святослава Всеволодовича.
При этом на Руси почитание архангела Гавриила достаточно долго оставалось неразрывно связано с памятью Благовещения Пресвятой Богородицы. Ещё в конце XII века Новгородский архиепископ Григорий (в миру Гавриил) строил церковь не во имя своего небесного покровителя, а в честь Благовещения [13]. Древнейший отражённый в письменных источниках храм, освященный во имя архангела Гавриила, был построен в 1413 году в Новгороде, на Хревкове улице [14]. Придел во имя архангела имеется в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 1530-х годах церковь во имя архангела Гавриила как небесного покровителя великого князя Василия III была возведена в Кирилловом Белозерском монастыре [15]. K 1551 году относится первое упоминание о церкви во имя архангела Гавриила на Чистых прудах.
Ныне в Александрийской Православной Церкви сохраняется древняя иерусалимская традиция, по которой память архангелов Михаила и Гавриила может совершаться 12, 13 или 14 ноября. В прочих поместных Православных Церквах преобладает константинопольская традиция, согласно которой днями почитания архангела Гавриила являются 8 ноября, 26 марта и 13 июля. Акцент в богослужении 8 ноября делается на прославлении архангела Михаила, но в гимнографическом последовании этого дня некоторые песнопения - такие как стихиры и отдельные тропари канона - посвящены и Гавриилу. 26 марта происходит отдание праздника Благовещения и поётся последование праздника Собора архангела Гавриила. 13 июля, согласно иерусалимским Типиконам, соединяются последования архангела Гавриила и преподобного Стефана Савваита или преподобного Иосифа Солунского. В русских Типиконах с XVI века 26 марта и 13 июля отмечаются знаком "3 точки в полукруге" как малые праздники месяцеслова.
Благовещение. Фреска сер. III в. Катакомбы св. Прискиллы, Рим. |
Иконография
Благодаря своим многочисленным явлениям, в первую очередь - Благовещению Пресвятой Богородицы, архангел Гавриил вероятно является самым часто изображаемым из ангелов. В первые века христианской истории его иконография претерпела те же изменения, что и иконография всего ангельского чина: в древнейших памятниках катакомбной живописи он неотличим от обычного человека, облачённого в тунику и паллиум, а затем изображения Гавриила приобретают характерные отличительные черты ангела: юношеский лик, крылья, нимб, диадему, зачастую - пышные придворные ризы.
В зависимости от сюжета в руках у Гавриила чаще всего помещаются держава, жезл, райская ветвь или свиток. В период усиления римо-католического влияния, в православную иконопись Гавриила вводится такой атрибут как белая лилия - символ чистоты и непорочности Девы Марии. На Западе в сюжетах Благовещения лилия появляется не позднее XV века, в частности в живописи Леонардо да Винчи; в православной среде этот атрибут был закреплён в таких памятниках как "Ерминия" Дионисия Фурноаграфиота, который наставляет писать Благовещение с архангелом который "в левой держит расцветшую лилию" [16]. Следуя другой западной традиции, святитель Димитрий Ростовский сообщает, что архангел Гавриил изображается "держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой - каменное зерцало из зеленого ясписа, по местам с красными крапинами." По его толкованию:
Благовестие правв. Иоакиму и Анне. Мозаика ок. 1100 г. в нартексе Успенского храма монастыря Дафни. |
Значительная часть изображений Гавриила связана с его служением благовестника. Среди сюжетов этой группы наиболее примечательны такие новозаветные события как:
- Благовещение Пресвятой Богородицы - архангел Гавриил обыкновенно изображён в хитоне и гиматии; его правая рука обращена к Божией Матери, а левая держит жезл.
- Рождество Христово - архангел Гавриил извещает пастырей о рождении Христа [18]; архангел может изображаться в сонме небесных сил [19]
- Благовестие архангела Гавриила Захарии о рождении Иоанна Предтечи - архангел Гавриил часто представлен как и в сюжете Благовещения Пресвятой Богородицы [20]
- Смертное Благовещение Богоматери - архангел Гавриил протягивает Богородице райскую ветвь [21]
Архангел Гавриил учит инока песнопению "Достойно есть". Икона XX-XXI в. Греция (?) |
- Наставление архангелом Гавриилом пророка Моисея в пустыне - архангел Гавриил изображён перед Моисеем с жезлом и свитком
- Архангел Гавриил разъясняет видения пророка Даниила - архангел Гавриил со свободными руками наставляет Даниила [22]
Наконец, существуют и образа показывающие деяния Гавриила в дальнейшей истории Новозаветной Церкви. Важнейшим среди них является сюжет откровения архангелом Гавриилом песнопения "Достойно есть" - архистратиг показан в монашеском облачении, пишущим слова на каменной плите.
Иногда с деяниями Гавриила связываются некоторые сюжеты явлений не поименованных ангелов. Так, в ряде памятников явление ангела преподобному Пахомию Великому надписывается как явление архангела Гавриила [23].
Богоматерь на престоле с архангелами Михаилом и Гавриилом. Фреска Дионисия 1502 г. в Богородице-Рождественском соборе Ферапонтова монастыря. |
Особое почитание двух главнейших архангелов - Михаила и Гавриила, именуемых чиноначальниками - нашло отражение в богатой иконописной традиции их совместного изображения. Многочисленные изображения показывают их в свите Христа или Богородицы, вокруг Креста или Этимасии, по бокам от центрального лица или предмета на образе. Их изображения могут быть ростовыми, поясными, заключёнными в медальоны, парящими. За исключением редких древних примеров, Гавриил располагается по левую руку от центрального лица. Существуют и другие сюжеты представляющие двух архангелов. Подробнее см. раздел об иконографии в статье "чиноначальник".
В монументальной живописи полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила иногда располагаются в боковых апсидах. Гавриил изображается около входа в храм. Чаще всего в руках его - стило и свиток [24]. В "Ерминии" Дионисия Фурноаграфиота указано, что на свитке в таких случаях должна быть надпись: "Держа в руке трость скорописца, отмечаю приношения входящих; усердных храню, а неусердных наказую скоро" [16].
Изображения архангелов, являющихся одним из чинов ангельских сил, входят в иконографию многих сложных сюжетов: Собор Пресвятой Богородицы, "О Тебе радуется", Страшный Суд, "Предста Царица одесную Тебе" [25] и других. Известны примеры включения небесных сил в состав теофанических видений, например пророка Иезекииля [26]. Изображение архангела Гавриила также присутствует в композициях "Собор архангела Михаила" и "Собор архангела Гавриила" [27].
Архангел Гавриил. Икона XVIII в., Москва. Из местного ряда иконостаса Московского Гавриило-Архангельского храма (Меншиковой башни). |
После Самого Господа и Его Пречистой Матери архангел Гавриил является наиболее часто изображаемым лицом на иконостасах. Его изображение является обязательным в составе деисусного чина из пяти или более фигур, где он располагается по левую руку от Христа, после Иоанна Предтечи. Гавриил как правило также пишется на царских вратах в сюжете Благовещения Пресвятой Богородицы. Наконец, он часто изображается также на одной из боковых алтарных дверей.
В византийском искусстве ряд изображений архангела Гавриила связан с венчанием императоров на царство. Так, известны сюжеты коронации императора Василия I Македонянина в котором Гавриил венчает царя в присутствии пророка Илии [28], а также императора Льва VI Мудрого, которого венчает Богоматерь в присутствии Гавриила [29].
В русской традиции встречается полуфигурное изображение архангела Гавриила в медальоне рядом с Богоматерью на иконах, связанных с почитанием преподобных. Например, известна икона Богоматери с Богомладенцем на престоле и предстоящим преподобным Сергием Радонежским из Махрищского монастыря [30], где в левом верхнем углу изображён архангел Гавриил, молитвенно обращенный к Богоматери и Богомладенцу. Такое изображение, полагают, связано с посвящением Благовещению монастыря, основанного учеником преподобного Сергия - преподобным Стефаном Махрищским.
Среди уникальных примеров изображения Гавриила на иконах следует отметить его отдельный образ 1350 года из Дечанского монастыря, где архангел изображён в лоратном облачении, со сферой и жезлом в руках. Также выделяется икона местного ряда XVIII века из Московского Гавриило-Архангельского храма ("Меншиковой башни"), на которой архангел изображён на облаках со сферой в правой, высоко поднятой руке и цветущей ветвью в левой.
Архангел Гавриил и пророк Моисей. Миниатюра 1480-1490 гг. Сборник библейских книг. РГБ, ф. 310, унд. №1 |
Апокрифические свидетельства
О Гаврииле немало написано в I книге Еноха, где он представлен как "Гавpиил, один из святых ангелов, котоpый поставлен над змеями, и над pаем, и над хеpyвимами" (1 Енох 20). Он предстоит перед престолом Божиим и возносит хвалу Господу славы. Его особое служение - молитва за живущих на земле: он "пpосит и молится за живyщих на земле и yмоляет во имя Господа дyхов" (Там же, 40). В числе высших ангелов он возглавляет небесное воинство: "...и третий поставленный над всеми силами есть Гавриил" (Там же). Особая роль принадлежит ему в наказании падших ангелов. Сначала Бог посылает его уничтожить потомство непокорных ангелов, которые соединились с женами и породили исполинов (Там же, 10). Затем вместе с архангелами Михаилом, Рафаилом и Фануилом он карает самих падших ангелов, которые прельстили людей (Там же, 54).
В свитке "Война сынов света против сынов тьмы" из рукописей Мёртвого моря Гавриил - одно из четырёх имен (вместе с Михаилом, Сариилом и Рафаилом), написанных на щитах "сынов света" (1QM IX 15, 16).
В Таргуме на книгу псалмов Гавриил именуется "великим Сиона". Согласно Таргуму на книги Паралипоменон, Гавриил - тот ангел, которого Господь послал по молитве царя Езекии и пророка Исаии уничтожить военачальников осаждавшего Иерусалим ассирийского войска (2 Пар 32, 21).
В неправославных учениях
Память архангела Гавриила чтится христианами разных исповеданий. В коптском календаре его память значится под 30 декабря и 30 марта. В Римо-католической церкви память ранее отмечалась как и среди православных, 26 марта (в этот день она ещё сохраняется у маронитов). Во многих храмах, преимущественно в Испании, празднование ему совершалось ещё 18 марта. Однако в 1921 году папа римский Бенедикт XV перенес праздник на 24 марта. Затем память Гавриила стала отмечаться в один день с архангелами Михаилом и Рафаилом - 29 сентября. В католической традиции архангел Гавриил считается покровителем средств телекоммуникации: радио, телевидения и т. п.
В позднейшем иудаизме архангелу Гавриилу отводится видное место в талмудической литературе [31].
По исламским сказаниям Гавриил ("Джибрил" или "Джабраил") - ангел, наиболее приближенный к Аллаху, главный среди четырёх ангелов (Микал, Исраил, Исрафил), покровитель пророка Мухаммеда (2. 97 (91) - 98 (92); 66. 4). Послекораническое предание называет его духом-посредником, передавшим Коран Мухаммеду. По другой версии, первые откровения пророку передавал другой ангел, а Гавриил стал являться ему уже после фатры (перерыва в откровениях).
Архангел Гавриил. Икона прп. Андрея Рублева и последователя, 1425-1427 гг. Из деисусного чина Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры |
Молитвословия
Тропарь, глас 4 (тот же, что и архангелу Михаилу)
Небе́сных во́инств Архистрати́же,/ мо́лим тя́ при́сно мы́, недосто́йнии,/ да твои́ми моли́твами огради́ши на́с/ кро́вом кри́л невеще́ственныя твоея́ сла́вы,/ сохраня́я на́с, припа́дающих приле́жно и вопию́щих:/ от бе́д изба́ви на́с,// я́ко чинонача́льник вы́шних Си́л.
Кондак, глас 8
Пресве́тлыя и Честны́я, и Вседе́тельныя,/ пренеисче́тныя и стра́шныя Тро́ицы,/ ты́ еси́, Архистрати́же, сла́вный служи́телю и моли́твенниче,/ ны́не непреста́нно моли́ / изба́витися на́м от вся́ких бе́д и му́к, да зове́м ти́:// ра́дуйся, покро́ве рабо́м твои́м.
Ин кондак, глас 2
На Небесе́х зря́ Бо́жию сла́ву/ и на земли́ с высоты́ подая́ благода́ть,/ нача́льниче А́нгелов, му́дре Гаврии́ле, Бо́жия сла́вы служи́телю/ и ми́ра Боже́ственный побо́рниче,/ спаса́й, соблюда́й вопию́щия ти́:// са́м бу́ди помо́щник, и никто́же на ны́.
Ин кондак, глас 2 (тот же, что и архангелу Михаилу)
Архистрати́же Бо́жий,/ служи́телю Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льниче и челове́ков наста́вниче,/ поле́зное на́м проси́ и ве́лию ми́лость,// я́ко безпло́тных Архистрати́г.
Архангел Гавриил. Мозаика ок. 1125-1130 гг. (значительно отреставрирована в XVI в.). Восточная апсида Богородице-Рождественского собора Гелатского монастыря. |
Документы, литература
- ActaSS. Mart. T. 3. P. 607-611.
- DACL. Vol. 6. Col. 10-29.
- BiblSS. Vol. 5. Col. 1326-1336.
- Вздорнов Г. И. Σύναξις τῶν ἀρχαγγέλων // ВВ. 1971. Т. 32 (57). С. 157-183.
- LCI. Bd. 1. Sp. 674-682; Bd. 2. Sp. 76-77.
- Габелић С. Циклус арханђела у византиjскоj уметности. Београд, 1991.
- Габелић С. Поствизантиjски циклус арханђела на примерима из Мораче, Кучевишта, Сараjева и Трнова // Поствизантиjска уметност на Балкану. Нови Сад, 2003. Т. 1. С. 35-47.
- Gabelich S. Cycles of the Archangels in Byzantine and Postbyzantine art: 11th to 18th cent. Belgrade, 2004.
- Ελληνική Τέχνη: Βυζαντινές εικόνες. Афины, 1995. Σ. 86. Εικ. 65.
- Бенчев И. Иконы ангелов: образы небесных посланников. М., 2005. С. 96-99, 118, 148.
Архангел Гавриил. Икона на холсте Ирины Ямасита, 1894 г. Саппорский Преображенский храм. |
Использованные материалы
- "Гавриил", Православная энциклопедия, т. 10, с. 187-191:
- Свт. Димитрий Ростовский, Жития святых:
- https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/272 - "Собор святого архангела Гавриила. Память 26 марта"
- https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/591 - "Собор святого архангела Гавриила. Память 13 июля"
- "Архангелу Гавриилу (тропарь, кондаки и молитвы)", сайт Псаломщик. Богослужебные тексты и указания:
- Справка официального календаря Русской Православной Церкви на 2019 год:
- Справка календаря портала Православие.Ru:
[1] Цит. по житию свт. Димитрия Ростовского, "Собор святого архангела Гавриила. Память 26 марта", Жития святых, https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/272
[2] Традиционное толкование представленное в писаниях святителя Прокла Константинопольского. См. Свт. Димитрий Ростовский, "Собор святого архангела Гавриила. Память 26 марта", Жития святых, https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/272
[3] Свт. Димитрий Ростовский, "Собор святого Архангела Гавриила. Память 13 июля", Жития святых, https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/591
[4] Pringle D., The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus, Camb.; N. Y., 1996, vol. 2, p. 140-144.
[5] Janin, Églises et monastères, p. 66.
[6] BHG, N 2158-2159.
[7] BHG, N 1287.
[8] BHG, N 1290y - 1294c.
[9] BHG, 123z - 129q.
[10] Goffredo da Bussero. Liber Notitiae sanctorum Mediolani. Mil., 1917. P. 138-139; BHL, N 9035 p.
[11] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 139.
[12] БЛДР. Т. 1. С. 50.
[13] ГИМ. Син. № 330. Л. 281 об.
[14] ПСРЛ. М., 2000p. Т. 3. С. 404.
[15] Баталов А. Л., Московское каменное зодчество кон. XVI в., М., 1996, с. 38, 153, 189, 378.
[16] Дионисий Фурноаграфиот, Ерминия, http://nesusvet.narod.ru/ico/books/erminiya.htm
[17] Свт. Димитрий Ростовский, "Собор святого архангела Гавриила. Память 26 марта", Жития святых, https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/272
[18] Композиция на бронзовых вратах 1076 года Константинопольской работы в церкви архангела Михаила в Монте-Сант-Анджело на полуострове Гаргано.
[19] На иконе Рождества Христова XII века в Синайском Екатерининском монастыре.
[20] См. фрески Киевского Софийского собора 1030-40-х годов; пластину врат в церкви архангела Михаила в Монте-Сант-Анджело. Встречается в русских житийных иконах Иоанна Предтечи XVI-XVII веков: например "Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни с житием", ок. 1687, КГОИАМЗ.
[21] Композиция присутствует на иконах в составе сцен земной жизни Богородицы, как правило, окружающих чтимый образ Божией Матери. См. например, икону Божией Матери "Одигитрия" типа Тихвинской со сценами жития, XV в., НГОМЗ; икона "Успение Богоматери со сценами жития Иоакима, Анны и Богоматери", 3-я четверть XVI в., ГТГ.
[22] См. например фреску Дионисия в Богородице-Рождественском соборе Ферапонтова монастыря, 1502.
[23] Например, фреска 1630 года в монастыре Иоанна Предтечи в Серрах.
[24] Так в Охридском храме Богородицы Перивлепты, 1295, где Гавриил расположен справа от северного входа и в Спасо-Преображенском соборе Московского Новоспасского монастыря, 1689, где он - в южной галерее с правой стороны портала. В церкви апостола Андрея на Треске, 1388-1389, архангел Гавриил представлен справа от входа, в правой руке его - жезл, в левой - сфера с образом Христа Еммануила.
[25] Например, сер. XIV в., Византийский музей, Веррия - архангелы в руках держат мечи и щиты.
[26] В искусстве Египта на фресках в монастыре Бауит, VI в., и в Каппадокии в церкви Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.
[27] Икона сер. XVI в. из придела во имя архангела Гавриила Благовещенского собора Московского кремля.
[28] Миниатюра из Слов Григория Богослова - Paris. gr. 510, 880-883 гг.
[29] Пластина из слоновой кости, X в., Музей Боде, Берлин.
[31] "Гавриил", энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, https://www.booksite.ru/fulltext/bro/kga/brokefr/1/1056.htm