Протоиерей Назарий Грибков. Москва. Бутырская тюрьма. 1937 год |
Память 26 ноября [1], в Соборе Бутовских новомучеников, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 22 октября 1879 года в деревне Огрызково Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина. Первоначальное образование он получил в Егорьевском Хлудовском училище. В это время он стал петь в хоре мальчиков в церкви, тогда у него и обнаружились значительные певческие дарования. Через пение Назарий полюбил и саму церковную службу и в конце концов захотел стать церковнослужителем.
Окончил 5 и 6 классы Рязанской духовной семинарии и с 1899 года стал служить псаломщиком, с 1906 года - в соборе города Егорьевска.
Назарий Степанович и Клавдия Алексеевна Грибковы. 1916 год |
В 1916 году рукоположен в сан диакона епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии, Амвросием (Смирновым).
В 1919 году рукоположен во священника архиепископом Рязанским Иоанном (Смирновым) и определен к Богородице-Рождественской церкви села Березовка Рязанской епархии.
В 1919 году был переведён в Преображенский храм села Починки Егорьевского уезда.
У отца Назария и Клавдии около десяти лет не было детей. Врачи убеждали её, что, если она и будет беременна, не сможет родить из-за сердечной недостаточности. В 1926 году она забеременела. Врачи предупредили её, если она будет рожать, то сама при этом может умереть. Клавдия выразила полное смирение перед предстоящим ей испытанием. Но мужа она попросила: "Если родится мальчик и останется жив, то назови его Николаем". Она очень почитала и любила святителя Николая.
Клавдия скончалась во время родов, но сын родился здоровым, и его в соответствии с завещанием матери назвали Николаем. Первое время священник сам кормил младенца из бутылочки, а затем его взялась выкормить жившая в этом же селе женщина по имени Пелагия. Она кормила своего грудного ребёнка, выкормила и сироту. Отец Назарий впоследствии всегда говорил сыну, что одна из величайших христианских добродетелей - это благодарность, и он всегда наставлял его молиться за своих благодетелей и среди них за свою кормилицу. Смерть жены явилась для него большим потрясением, и он попросил архиерея перевести его в храм в другое село.
В 1928 году был возведён в сан протоиерея.
В 1929 году назначен в храм великомученицы Параскевы в селе Туголес.
В Туголесе он вместе с сыном поселился в доме Дарьи Дмитриевны Гореловой и Параскевы Александровны Степановой. Дом у них был - пятистенная изба, разделенная на две половины, одну из которых и занял священник. Дарья и Параскева стали нянями и воспитательницами его сына. Они были не родственницы, а во Христе сестры, жили дружно, любя друг друга и друг о друге заботясь. У Дарьи не было от рождения ноги до колена, Параскева с ней дружила, потом стала за ней ухаживать и ей помогать, а затем они стали и жить в одном доме. Зарабатывали они тем, что стегали одеяла и шили одежду для детей.
В селе жили и помогали в храме две монастырские послушницы, сестры Мария и Матрона Грошевы. Их в селе любили, они всех опекали и всем помогали, и в селе их называли нянями. Даже для Дарьи и Параскевы монастырские послушницы были нянями, и они их так и называли нянями. Вместе с послушницами Дарья и Параскева пели на клиросе.
Первый арест и ссылка
В феврале 1931 года в селе Туголес появилась странница по имени Варвара Крюкова. Родом она была из деревни Доможирово Богородского уезда Московской губернии. Придя в село Туголес, она поселилась у монахинь, прислуживавших в храме, порой ходила по деревням и тогда останавливалась у крестьян.
В начале марта местными властями стали усиленно проводиться мероприятия по самообложению крестьян и созданию колхозов. В одной из деревень, в доме, где на этот раз остановилась странница, у крестьян были отобраны за недоимку коровы. Хозяйка дома выбежала на улицу и закричала: "Уводят коров, нас разоряют, давайте отбивать скотину у сельсовета". Собралась толпа народа, которая попыталась забрать обратно у сельсовета свою скотину. Попытка эта ни к чему не привела, но стали искать виновных, и странница была заподозрена в подстрекательстве.
22 марта секретарь сельсовета арестовал её и отправил в тюрьму в город Шатуру. При обыске у неё нашли переписанное от руки письмо религиозного содержания, а также обращение к православному народу Поместного Собора 1917 года. Это оказалось достаточным, чтобы предположить связь странницы со священниками храма села Туголес и обвинить в том, что священники занимались агитацией против создания колхозов.
23 марта были арестованы священники Пятницкого храма Назарий Грибков и Иоанн Боголепов, которому было в то время шестьдесят восемь лет, председатель церковного совета Иван Леонтьевич Панкратов, а также дочь диакона Александра Семёновна Яблонская. Её обвинили в том, что она свидетельствовала о чуде обновления иконы. Ей принадлежал образ Черниговской иконы Божией Матери. Лик на иконе был почти не виден. Она отдала икону одной женщине, а через некоторое время та объявила, что лик на иконе стал виден совершенно отчётливо. Икону принесли в храм, и отец Иоанн Боголепов отслужил перед ней водосвятный молебен. Впоследствии это было поставлено властями священникам в вину.
Вызванный для допроса секретарь сельсовета, арестовавший странницу, показал, что священник Назарий Грибков
На допросе арестованные не признали себя виновными.
Следователей интересовали знакомства отца Назария с некоторыми людьми, а также, не вели ли они с ним антисоветских разговоров. Отец Назарий со следователями держался сухо и на вопросы отвечал скупо, хотя и не без некоторой доли шутки.
4 апреля следствие было завершено. В составленном обвинительном заключении следователь писал:
В тот же день отец Назарий написал заявление уполномоченному ОГПУ:
Но в этом ему было отказано.
10 апреля 1931 года Тройка ОГПУ по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила священников Иоанна Боголепова и Назария Грибкова к пяти годам ссылки в Казахстан, Ивана Панкратова - к трём годам ссылки. Варвара Крюкова была приговорена к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Александра Яблонская приговорена к трём годам ссылки условно и освобождена.
После высылки отца Назария его сына Николая воспитывали Дарья и Параскева. Перед отъездом священника в ссылку они сказали ему: «Отец Назарий, не берите Колю с собой, пусть он будет у нас, и мы о нем позаботимся».
Протоиерей Назарий с сыном Колей и няней Пашей. Актюбинск. 1934 год |
Два с половиной года отец Назарий пробыл в Алма-Ате и два года - в Актюбинске. Из ссылки он присылал им яблоки. У них своего сада не было, и посылка священника была для них большой радостью. А однажды он прислал сыну валенки из верблюжьей шерсти, которые тот долго носил.
В 1934 году Параскева поехала с Николаем в гости к отцу Назарию в Актюбинск. Священник встретил их на перроне. За время ссылки он сильно постарел. От вокзала они шли пешком. Почти весь город был одноэтажным и построен из глины. В одной из глиняных мазанок жил отец Назарий. Он жил один и работал в то время бухгалтером. В ссылке он со многими подружился, в том числе со ссыльными офицерами царской армии. За труд в бухгалтерии отцу Назарию платили достаточно, и он не был стеснён в средствах. Параскева с Николаем прожили у него месяц.
Весной 1936 года отец Назарий вернулся из ссылки домой.
Вернувшись из ссылки, протоиерей Назарий стал служить в том же храме. На каждую службу он брал с собой сына. Ставил его около северных дверей в алтаре и объяснял, когда что нужно делать, - хотел, чтобы он помогал как алтарник. Отец Назарий, памятуя, какое значение в его жизни имело церковное пение, поначалу пытался научить ему и сына, но у того не оказалось музыкальных способностей, и обучение пению пришлось оставить. В жизни отец Назарий был гостеприимным и хлебосольным, и у него часто бывали гости, которых он щедро угощал всем, что у него было.
Духовным отцом Николая стал служивший в том же храме протоиерей Георгий Колоколов. Оба священника жили душа в душу, точно стремясь превзойти друг друга добродетелями, и между ними никогда не было никаких споров или ссор. Для Николая отец Георгий стал духовным благодетелем, и за него он впоследствии молился всю жизнь.
Это было время грозных гонений, и однажды друг отца Назария протодиакон Сергей Павлович Туриков, служивший в Богоявленском соборе в Москве, предложил ему переехать в столицу: «Отец Назарий, поехали со мной в Москву, там не так, как в деревне, преследуют и забирают священство. Оставь сына Николая на время няням, а сам со мной поезжай». Отец Назарий на это ответил: «Да я ни в чем не виноват, что мне бояться-то. Зачем я сына буду оставлять и куда-то уезжать? Нет, отец Сергий, я уж здесь со своими останусь».
Второй арест
Во время гонения на Русскую Православную Церковь в 1937 году зачастую арестовывался сразу весь причт храма — все священники, псаломщики и певчие, и в особенности если они были монахинями или послушницами.
21 ноября 1937 года сотрудник НКВД допросил секретаря сельсовета в селе Туголес Шатурского района Московской области Василия Языкова, который после беседы с ним подписал показания, свидетельствующие об антисоветской деятельности священников, служивших в храме великомученицы Параскевы в этом селе:
В тот же день был допрошен один из колхозников, Иван Крылов. Сотрудники НКВД вызвали его к себе, угостили водкой, дали денег на выпивку, и он подписал все, что те требовали от него: показания, аналогичные показаниям председателя сельсовета.
27 ноября сотрудники НКВД арестовали протоиерея Георгия Колоколова и псаломщика Петра Царапкина, а на следующий день — протоиерея Назария Грибкова.
Все они были заключены в Таганскую тюрьму [2] в Москве.
В этот день, 28 ноября, Николай пошёл вместе с деревенскими мальчишками кататься на коньках по замёрзшему болоту, которое начиналось сразу же за огородами. Но катание не заладилось: что-то случилось с коньком, он отвязался от валенка и его никак не удавалось поставить на место.
Николай пошёл домой и, подходя, увидел, что у дома стоит грузовик, а в самом доме хозяйничают председатель сельсовета Василий Языков и два милиционера. Тут же были и Дарья с Параскевой. Отец Назарий собирал в последний путь вещи. Из особо чтимых священником икон в доме был образ, на котором было изображено явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. С этой иконой он никогда не расставался и брал её в ссылку в Алма-Ату и Актюбинск. И рассказывал, что молитва перед этим образом всегда была действенна и помогала ему. Перед тем как уйти, священник благословил иконой сына и передал ему её, вручив заботу о сыне Божией Матери и преподобному Сергию.
За окном в это время шёл снег, белым покрывалом устилая землю. Председатель сельсовета Языков стал притворно успокаивать сына священника:
Дарья и Параскева вышли на крыльцо. Отца Назария посадили в машину и увезли. Молча смотрели женщины вслед уходящей машине. Николай не вышел из дома, а сел на кровать и горько заплакал. Долго он после этого дня горевал, вставал на венский диванчик у стены, над которым висела фотография отца, где он был изображён с сыном-младенцем на руках, и, подолгу глядя на отца, плакал.
Следователь на допросе спросил отца Назария:
5 декабря 1937 года Тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила протоиерея Георгия и протоиерея Назария к расстрелу, а псаломщика Петра Царапкина - к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он и скончался.
Протоиерей Назарий Грибков был расстрелян 11 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребён в безвестной общей могиле.
Отца Назария в селе все любили, и эта любовь к священнику перешла на его сына. Прихожане, когда увидят его, то обязательно скажут: «Ой, это Коля, сын отца Назария». Господь с детства окружил его хорошими людьми, и он не пережил того, что пережили многие другие дети и родственники расстрелянных священников, от которых требовали, чтобы они отреклись или от отца, или от мужа. «Благодарю Бога за то, — вспоминал Николай, — что избавил меня от такого позора. За всю мою жизнь, какие бы ни приходилось мне заполнять анкеты или писать биографию, нигде и ни перед кем я не отказывался от отца и своё происхождение не скрывал, но писал, как есть».
Впоследствии, в 1958 году, Василий Языков был передопрошен и дал следующие показания.
Священномученик Назарий (Грибков), протоиерей |
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
Награды
- набедренник (1921)
- скуфия (1923)
- камилавка
- наперсный крест (1926)
Литература
- Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997.С.90
- Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.:ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. 19с.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Дамаскин (Орловский), игум. Ноября 26 (9 декабря). Священномученики Георгий (Колоколов), Назарий (Грибков), мученик Петр (Царапкин)// «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Ноябрь» Тверь, 2003 год, стр. 242-258.
- http://hramnagorke.ru/orthodox_icons/2209 - икона
[1] В соответствии с официальным церковным календарем (См. http://calendar.rop.ru/mes1/nov26.html). В БД ПСТГУ - 28 ноября
[2] по fond.ru - в Бутырскую тюрьму