Василий Алексеевич Виноградов (1891 - 1937), священник, священномученик.
Память 15 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Соловецких
Родился 24 июня 1891 года в деревне Дубниха Толмачевской волости Бежецкого уезда Тверской губернии в благочестивой крестьянской семье, окончил земскую школу, до пятнадцати лет жил с родителями. Окончил земскую школу.
В 1907 году поступил послушником в Соловецкий монастырь. В 1913 году Василий тяжело заболел и уехал проститься с родителями и пробыл дома до 1914 года, вернулся в монастырь и пробыл там до 1919 года, после того как стало ясно, что монастырь скоро закроют, уехал на родину.
С 1923 - псаломщик Покровского храма с. Новый Стан.
В 1927 году был рукоположен в сан диакона, а потом священника к тому же храму.
В 1929 году арестован по обвинению "невыполнение плана сельхозпоставок". Приговорен к шести месяцам принудительных работ и штрафу.
После возвращения из заключения поступил служить в храм с. Толмачи, где прослужил до своего ареста в 1931 г.
11 мая 1931 года милиционер села Толмачи Тверской области, где служил священник Василий Виноградов, подал рапорт начальнику ОГПУ:
Этого рапорта оказалось достаточно, чтобы принять решение об аресте ни в чем, кроме принадлежности к церкви, не виновных людей. 29 мая 1931 года священник Василий Виноградов, монахиня Анна Кузнецова и послушница Прасковья Соколова, подвизавшиеся в женском монастыре в Торжке, пока тот не был закрыт, были арестованы и заключены в Тверскую тюрьму.
В конце июня ОГПУ стало собирать материалы для обвинения священника, монахини и послушницы. Были вызваны свидетели, которые дали показания, какие требовал от них следователь ГПУ. Это и агитация против колхозов, в результате чего будто бы некоторые из них развалились, а некоторые крестьянские хозяйства так и не объединились в колхозы, и распространение слухов о скорой гибели советской власти, и агитация за то, чтобы крестьяне не сдавали излишки хлеба властям.
После того как некоторые крестьяне были записаны в кулаки и высланы, а их дома и хозяйственные постройки переданы колхозу, монахиня Анна и послушница Прасковья будто бы уговаривали крестьян не брать чужого добра, так как им от этого не будет никакой пользы.
Лжесвидетели дали показания и о том, будто Анна и Прасковья уговаривали крестьян не сдавать государству излишков хлеба, так как обратно они ничего не получат, и, указывая на пустые полки магазина, говорили, что одни мыши теперь по пустым полкам бегают, а не так было раньше, когда товаров и продуктов сколько угодно продавали, на дом возили, в долг давали и под самые незначительные проценты. О священнике Василии Виноградове лжесвидетели показали, будто он, когда собирает у себя дома некоторых прихожан на репетиции церковного пения, делает это только для вида, а на самом деле занимается антисоветской агитацией. Один из лжесвидетелей сказал, что священник и монахини рассылали по деревням листовки (ни сам он, ни следователи этих листовок не видели и не представили их в качестве вещественных доказательств), в которых будто бы писалось, что нужно держаться церкви, что наше единственное спасение - в церкви и в вере, что без них наш народ пропадет.
Поскольку формулировки обвинений были одинаковы и перед следствием не ставилась задача выяснения неизвестных обстоятельств, а лишь юридическое оформление документов на арест и заключение гонимых православных, то следователь все опросы свидетелей обвинения провел в течение двух дней - 20 и 21 июня. На допросы о. Василий, монахиня и послушница были вызваны 2 июля.
Следователю не хотелось зачитывать показания свидетелей, которые даже для него были неубедительны, не хотелось называть их имен и устраивать очные ставки. И потому он попросил священника рассказать о себе, что тот и сделал.
Следователь спросил, считает ли священник себя виновным в антисоветской агитации; на это о. Василий твердо и решительно ответил: "Виновным себя в антисоветской агитации не признаю" [2].
Послушница Прасковья Соколова (ей было тогда пятьдесят восемь лет, в монастыре она прожила двадцать пять лет) на вопросы следователя ответила так: "По существу дела я могу показать, что антисоветской агитации я никакой не вела, в предъявленном обвинении виновной себя не признаю" [3].
Так же ответила и монахиня Анна Кузнецова, жившая после закрытия монастыря у брата и воспитывавшая племянников (ей в то время было шестьдесят лет, в монастыре она прожила десять лет).
Через несколько дней, 6 июля, было составлено обвинительное заключение; 11 июля Тройка при ОГПУ вынесла постановление: священника Василия Виноградова заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года; послушницу Прасковью Соколову и монахиню Анну Кузнецову выслать этапом в Казахстан сроком на три года [4].
В 1934 году о. Василий вернулся из исправительно-трудового лагеря домой, в родную Тверскую область, испытав тюремное заключение, утомительные этапы, изнурительную каторжную работу в лагере, когда и лагерное начальство, и само окружение, состоящее зачастую из воров и убийц, превращали условия непосильные в физическом отношении в условия крайне тяжелые в отношении нравственном. Но и пройдя в течение трех лет этот крестный путь, о. Василий не собирался оставлять службу в храме, отказываться от духовного окормления паствы, от служения Божественной литургии.
Теперь он служил в храме села Селезениха Лихославльского района Калининской области. Ничуть не уступил он безбожию - так же проповедовал, так же ходил по домам прихожан с молебнами. Он служил и жил так, словно не было никаких гонений.
В 1937 году был составлен приказ наркома внутренних дел СССР № 00447, об арестах и расстрелах церковно-священнослужителей и православных мирян. Для того чтобы получить начальные сведения, которые могли послужить основанием для ареста, НКВД требовал от председателей сельсоветов пофамильные характеристики на жителей категорий, планировавшихся для ареста. Председатель Селезениховского сельсовета написал соответствующую характеристику и на о. Василия:
В ночь с 21 на 22 декабря священник был арестован. Следствие проводилось стремительно. 23 декабря следователь допросил председателя сельсовета на предмет того, чтобы тот подтвердил в своих показаниях данную им характеристику.
В тот же день следователь допросил председателя местного колхоза, который отвечал на вопросы сдержанно, не присочинял от себя того, что хотел бы услышать следователь.
Вызвали на допрос председателя церковного совета.
Собранных против священника сведений показалось следователю недостаточно, и он допросил секретаря Селезениховского сельсовета. Но и тот ничего особенного не добавил.
Все эти люди были допрошены в течение двух дней после ареста священника - 22 и 23 декабря. Тогда же, 23 декабря, следователь допросил о. Василия.
На этом допрос был окончен; на следующий день было составлено обвинительное заключение и дело передано на решение Тройки НКВД. 26 декабря Тройка приговорила священника к расстрелу. Священник Василий Виноградов был расстрелян 28 декабря 1937 года [11].
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г.
Использованные материалы
- Иеромонах Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3. - Тверь: "Булат" , 1999 год, стр. 436-441.
- http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHox...rAE
[1] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 9282-С. Л. 7.
[2] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 9282-С. Л. 26.
[3] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 9282-С. Л. 27.
[4] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 9282-С. Л. 33-34.
[5] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21990-С. Л. 4.
[6] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21990-С. Л. 10.
[7] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21990-С. Л. 12
[8] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21990-С. Л. 16.
[9] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21990-С. Л. 18.
[10] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21990-С. Л. 8.
[11] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21990-С. Л. 21-22.