Еп. Дамаскин (Цедрик) |
Память 2 сентября, в Соборах новомучеников и исповедников Казахстанских, Соловецких и Церкви Русской, а также в Соборах Брянских и Московских святых.
В миру Цедрик Дмитрий Дмитриевич, родился 29 октября 1878 года [1] в местечке Маяки Одесского уезда Херсонской губернии в семье почтового чиновника. Брат иерея Николая Цедрика.
По окончании в 1893 году Херсонского духовного училища поступил в Одесскую духовную семинарию.
В 1895 году перешёл в Херсонскую учительскую семинарию.
В 1902 году окончил миссионерские курсы при Казанской духовной академии.
9 июня 1902 года принял монашеский постриг с именем Дамаскин, 10 июня рукоположен во иеродиакона, 30 июня - во иеромонаха.
С 26 октября 1902 г. - заведующий Читинским миссионерским училищем.
15 ноября 1903 г. назначен миссионером в Агинский и Иргенский станы, 1 января 1904 г. перемещен в той же должности в Курумкано-Гаргинский миссионерский стан.
12 сентября 1905 г. зачислен слушателем на курсы Восточного института во Владивостоке. Одновременно исполнял обязанности учителя пения (с ноября 1905) и законоучителя (с сентября 1906) во Владивостокской мужской гимназии.
1 февраля 1907 г. причислен к владивостокскому архиерейскому дому, исполнял должность настоятеля храма Восточного института, служил в храме на ст. Седанка (пригород Владивостока).
1 июля 1907 г. назначен на должность благочинного Камчатского и Гижигинского округов, 2 августа освобожден от этого назначения, оставлен во Владивостоке.
С ноября 1908 г. - настоятель храма Владивостокской мужской гимназии.
В 1909 году по окончании Восточного института уехал в отпуск в Санкт-Петербург, предполагая поступить на 4-й курс восточного факультета Санкт-Петербургского университета.
Участвовал в Съезде русских людей, проходившем 27 сентября - 4 октября 1909 г. в Москве по инициативе прот. сщмч. Иоанна Восторгова.
31 мая 1910 г. назначен миссионером в с. Болхуны (Болтун-Сан) Черноярского уезда Астраханской губернии.
20 октября 1911 г. причислен к донскому архиерейскому дому, вел миссионерскую работу среди калмыков.
Во время первой мировой войны служил на Кавказском фронте начальником врачебно-питательного отряда Красного Креста (с весны 1915) и отряда по борьбе с заразными болезнями (с 1916). В 1917 г. санитар и войсковой священник 10-го армейского запасного полка на Юго-Западном фронте.
7-14 июля 1917 г. участвовал в съезде ученого монашества, проходившем в Московской духовной академии.
9 мая 1918 г. демобилизован.
В 1918 г. был арестован в Орловской губернии, приговорен к расстрелу, избежал казни. В том же году переехал в Киев, стал насельником Киевского Михайловского Златоверхого монастыря, зачислен студентом в Киевскую духовную академию. Киевский митр. Антоний (Храповицкий) назначил его епархиальным миссионером.
После отступления осенью 1919 г. из Киева войск ген. А. И. Деникина о. Дамаскин переехал в Крым.
В 1920 году архиеп. Таврическим Димитрием (Абашидзе) был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря, находящегося в 12 верстах от Севастополя и в 8 верстах от Балаклавы, на высоком берегу у Черного моря.
По отзыву архиепископа Никодима (Кроткова), в Крыму архимандрит Дамаскин ревностно отстаивал интересы Церкви перед властями, зарекомендовал себя живым и деятельным человеком, "любителем благостного богослужения (он прекрасный чтец и певец), проповедником усердным и умелым практическим деятелем" [2].
5 ноября 1922 г. в Симферополе привлечен к суду вместе с уволенным на покой архиеп. Димитрием (Абашидзе), управляющим Таврической епархией архиеп. сщмч. Никодимом (Кротковым), Севастопольским еп. сщмч. Сергием (Зверевым) и другими священнослужителями. Оправдан Верховным судом Крымской АССР.
В начале 1923 года вновь был арестован по обвинению в "сопротивлении изъятию церковных ценностей", девять месяцев находился в тюрьме вместе с епископом Евсевием (Рождественским), затем освобожден и выслан за пределы республики. Уехал в Москву, жил в Даниловом монастыре.
В 1923 г. представители общин г. Глухова Черниговской губернии обратились к Патриарху Московскому и всея России св. Тихону (Белавину) с просьбой об открытии у них епископской кафедры.
Еп. Дамаскин (Цедрик) |
15 сентября 1924 года был арестован в городе Нежине Черниговской губернии, помещен в черниговскую тюрьму. Обвинялся в организации нелегальных структур церковного управления, в выступлениях против обновленчества и поминовении за богослужением находившихся в заключении епископов. Православные общины Чернигова, Глухова, Нежина и Новгорода-Северского обращались с ходатайствами о назначении над епископом суда или, при отсутствии обвинения, - о его немедленном освобождении.
14 мая 1925 г. архиерей был освобожден, в июле подвергся кратковременному аресту за «контрреволюционную пропаганду». В августе привлечен к следствию по делу «Воздвиженской Неплюевской монархической организации» - основанного Н.Н. Неплюевым (1851-1908) Крестовоздвиженского религиозного трудового братства, продолжавшего существовать после революции как сельскохозяйственная артель. Владыка неоднократно посещал Неплюевскую коммуну, видя в ней способ духовной защиты от безбожия. После обыска с него была взята подписка с обязательством выехать в Москву. С сентября он жил в московском Даниловом монастыре.
30 нояб. 1925 г. был арестован с большой группой архиереев по делу Патриаршего Местоблюстителя Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского). Еп. Дамаскина обвиняли в участии в нелегальном «Даниловском синоде». Находился в заключении во внутренней тюрьме ОГПУ и в Бутырской тюрьме. 21 мая 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки в Сибирь.
Отбывал срок ссылки вместе с Владимирским архиеп. сщмч. Николаем (Добронравовым) и, возможно, Чистопольским еп. Иоасафом (Удаловым) на Крайнем Севере - в станке (малом поселении) Полой в низовьях Енисея. Летом 1927 г. имел встречу и беседу с Казанским митр. сщмч. Кириллом (Смирновым), отбывавшим ссылку в еще более северном станке Хантайка.
После получения сведений об издании в 1927 г. «Декларации» митр. Сергия написал в апреле 1928 г.: «Для меня стало ясно, что перешагнули через черту допустимого» [4].
В ноябре 1928 г. архиерей был освобожден с ограничениями в выборе места жительства. По дороге из ссылки 11 декабря 1928 г. в Москве он встретился и долго беседовал с митр. Сергием, но не был удовлетворен словами Заместителя Патриаршего Местоблюстителя о том, что «Декларация» была полезна Церкви, поскольку способствовала ее легализации в государстве.
С конца 1928 года жил в ранее входившем в состав Черниговской епархии городе Стародубе, служил в Иоанно-Предтеченской церкви.
В апреле 1929 года, получив распоряжение митрополита Сергия о необходимости предоставления духовенством в органы власти сведений о церковных общинах, прекратил поминовение митрополита Сергия за богослужением. В мае обратился к митрополиту Сергию с письмом, в котором писал, что издание «Декларации» означало отказ от достоинства и внутренней свободы Церкви [5]. В это же время он отклонил предложение стать помощником Ленинградского митр. сщмч. Серафима (Чичагова).
Выдержки из письма еп. Дамаскина митр. Сергию от 29.03.1929 г. [6]:
Считая, что митр. Сергий не имел права на издание «Декларации» без благословения Патриаршего Местоблюстителя, летом 1929 г. при помощи диак. Кирилла Цокота, мон. Ирины (Буровой) и др. он передал митр. Петру (Полянскому), отбывавшему ссылку в пос. Хэ Тобольского окр., свое послание, а также копии переписки митр. Кирилла (Смирнова) с митр. Сергием и писем др. архиереев, выражавших критическое отношение к «Декларации». Хотя митр. Петр не дал тогда письменного ответа на вопрос о своем отношении к происходившим в Церкви событиям, еп. Дамаскин утверждал, что на словах Местоблюститель осудил действия своего заместителя. 14 октября вл. Дамаскин написал второе письмо митр. Сергию, в котором сообщил, что разрывает с ним литургическое общение.
Поддерживал связи с даниловской группой и др. непоминающими, но не примыкал ни к одному из движений, оппозиционных митр. Сергию, заявляя, что до получения разъяснений от Патриаршего Местоблюстителя остается «сдерживающим началом» в Церкви. В кон. 20-х - 30-х гг. ХХ в. написал и разослал ок. 150 посланий, в которых противопоставлял Церкви как адм. структуре, нуждающейся в гос. легализации, Церковь как «богоучрежденный и таинственный союз всех верующих во Христа». Часто писал о наступлении «последних времен» для Церкви, когда внешнее благолепие храмов потеряет свое значение и для сохранения неповрежденной святости и чистоты веры нужно уйти в «катакомбы», в «пустыни». Первоначально он не поддерживал распространенное среди радикальных противников митр. Сергия мнение о его безблагодатности, позднее его позиция стала более жесткой.
27 ноября 1929 г. был арестован в Стародубе как «руководитель церковной контрреволюционной группировки», помещен в смоленскую тюрьму. Обвинялся в «организации активного противодействия мероприятиям соввласти, направленным против церкви», в «подготовке перехода всей церковной деятельности в подполье (катакомбы)» и в «контрреволюционной оппозиции митрополиту Сергию». На следствии отверг основанные на доносах обвинения в организации «конспиративных контрреволюционных собраний»; в письме в областной отдел ОГПУ подчеркнул аполитичность «истинного православного» течения в Церкви, писал о бесперспективности борьбы гос-ва с Церковью, поскольку «невозможно уничтожить вековечную идею христианства, ибо она в духе человека» [7].
28 мая 1930 г. был осужден Коллегией ОГПУ по Западной обл. на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал в Соловецком лагере на Анзерском острове, освобожден по инвалидности в конце ноября 1933 г.
В начале 1934 г. прибыл в Херсон. В конце февраля на приеме у заведующего отделом по делам религиозных культов при ВУЦИК архиерей сообщил, что не намерен заниматься церковно-административной деятельностью, после чего переехал в окрестности Глухова - жил в с. Берёза и на хуторе Светлом, затем поселился в Нежине. В этот период продолжал переписку со своими единомышленниками, в т. ч. с Угличским архиеп. сщмч. Серафимом (Самойловичем), встречался в Киеве со схиархиеп. Антонием (Абашидзе). В феврале посетил митр. Кирилла (Смирнова) в Гжатске, где ознакомился с письмами митр. Петра (Полянского) к митр. Сергию. Патриарший Местоблюститель предлагал своему заместителю «исправить допущенную ошибку... устранить и прочие мероприятия, превысившие Ваши полномочия» [8]. Еп. Дамаскин воспринял эти слова как основание для прекращения полномочий заместителя местоблюстителя, не обращая внимания на то, что митр. Петр призвал митр. Сергия продолжать руководство церковной жизнью [9].
1 августе 1934 г. был арестован в Нежине Черниговским обл. управлением НКВД по обвинению в том, что «проводил организационную работу, направленную против мероприятий советской власти» и «являлся членом нелегальной контрреволюционной организации церковников «Истинно-православная церковь». Был помещен в тюрьму в Чернигове. 14 августа направлен в Киев в распоряжение Управления госбезопасности НКВД УССР. На следствии не скрывал своих убеждений, категорически отверг обвинение в участии в контрреволюционных организациях. 15 февраля 1935 г. особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 3 годам ссылки в Северный край.
Первоначально отбывал ссылку в Архангельске. Летом 1935 г. по переданной в письме просьбе архиеп. Серафима (Самойловича) принял под свое окормление значительную часть последователей Глазовского еп. Виктора (Островидова), отделившегося от митр. Сергия, в Вятской (Кировской) епархии; передал обращение к вятскому духовенству о подчинении себе как правящему архиерею и о недопущении перехода клириков из прихода в приход.
3 марта 1936 г. был арестован в Архангельске по обвинению в том, что «нелегально возглавил «Вятскую епархию православной церкви» викторианской ориентации, нелегально руководил таковой через контрреволюционную группу церковников, давая им указания контрреволюционного характера». Проходил по групповому делу "дело епископа Дамаскина (Цедрика). 1936г."
В апреле направлен в распоряжение УНКВД по Кировскому краю. Отверг все предъявленные ему обвинения. Находясь в тюрьме в Кирове, написал развернутую объяснительную записку в особое совещание при НКВД СССР о «ненормальном положении верующих граждан СССР», в котором обвинил гос. органы в «неконституционных формах отношений к Церкви».
27 октября 1936 г. особым совещанием при НКВД СССР архиерей был приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей.
Священномученик Дамаскин (Цедрик). Алтарная роспись Московского подворья Соловецкого монастыря |
13 августа 1937 г. арестован в лагере по обвинению в «антисоветской агитации и организации нелегальных сборищ». Поводом для ареста стало празднование еп. Дамаскином и его соузниками Пасхи. Виновным себя не признал.
15 сентября 1937 года в 23 часа был расстрелян в Карагандинском лагере по приговору Особой тройки при УНКВД по Карагандинской обл. от 10 сентября 1937 г. и погребен в безвестной могиле.
3 мая 1989 года был реабилитирован по 1936 году.
6 апреля 1990 года был реабилитирован прокуратурой г. Караганды по 1937 году.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Награды
- набедренник (1905)
- наперсный крест (1913)
- ордена Российской империи св. Анны 3-й степени (1916) и 2-й степени (1917)
Труды
- «Совершается суд Божий над Церковью и народом русским...»: Арх. мат-лы к житию сщмч. Дамаскина, еп. Стародубского // БСб. 2002. № 9. С. 323-375; № 10. С. 432-470; 2003. № 12. С. 280-301.
Литература, документы
- ГАРФ. Ф. 6343. Д. 343;
- РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 211, 218;
- ЦА ФСБ. Д. 3677, Р-31265; Архив УФСБ по Брянской обл. Д. П-8979;
- Архив УФСБ по Кировской обл. Д. СУ-9730;
- ГА Карагандинской обл. Д. 3422;
- Архив типографии Джорданвилльского монастыря
- Л[опушанская] Е. Епископы-исповедники. Сан-Франциско, 1971. С. 36-71;
- Польский. Ч. 2. С. 157-163; Акты свт. Тихона. С. 856-857;
- Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 12-14;
- Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 282-283;
- Пуцко В. Глуховский еп. Дамаскин // Моск. журнал. 2002. № 10. С. 46-47;
- Медведев Г. Н., Медведева Н. А. От южного города до «Южного городка» // БСб. 2001. № 8. С. 364-394;
- Мазырин А., диак. Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церк. оппозиции: Круг его ближайших последователей // Там же. 2003. № 12. С. 240-255.
- Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.856-857,970.
- Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С.138.
- Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С.280.
- Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель, 1998. 208с., илл.
Использованные материалы
- Православная энциклопедия, т. 13, 684-687:
- Страница сайта Русское Православие:
- БД ПСТГУ Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века:
- Страница проекта Соловки. Энциклопедия:
- Страница сайта Псковского Васильевского храма на Горке:
[1] На ortho-rus.ru и в ряде других источников указана дата рождения - 29 октября 1877
[2] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 211. Л. 14 об.
[3] В ряде источников - видимо ошибочно - под 1923 годом упоминается епископом Стародубским. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_3885
[4] «Совершается суд Божий...». № 9. С. 341
[5] «Совершается суд Божий...». № 9. С. 355
[6] Цитируется по http://www.solovki.ca/new_saints_12/12_15.php,
[7] «Совершается суд Божий...». № 10. С. 448
[8] Акты свт. Тихона. С. 681
[9] Акты свт. Тихона. С. 691