Лебедев Дмитрий Александрович, профессор, священник |
Память 14 ноября, в Соборе Московских святых, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 28 сентября 1871 году в селе Спирово Волоколамского уезда Московской губернии в семье священника Введенской церкви Александра Лебедева.
В 1886 году окончил Волоколамское духовное училище по I разряду [1], в 1892 году - Вифанскую духовную семинарию.
В 1894 году поступил волонтером в Московскую духовную академию, которую закончил в 1898 году. Степень кандидата богословия получил в 1904 году.
В 1903 году поступил на должность учителя русского языка в Уфимское духовное училище.
4 февраля 1905 года был рукоположен во священника, определен в Никольский собор города Можайска Московской губернии.
С 1908 года - настоятель собора, председатель Можайского отделения Епархиального Училищного Совета.
С 1909 года - законоучитель Ченцовской земской школы Можайского уезда.
С 1911 года - благочинный 1-го округа Можайского уезда.
В 1915 году удостоен степени магистра богословия.
С ноября 1915 года служит в Ильинской церкви погоста Стребукова Можайского уезда Московская губ.
С 1915 - доцент, а с 1916 года - экстраординарный профессор Московской духовной академии по кафедре Истории Древней Церкви. Преемник профессора Спасского А.А.
О. Дмитрий - автор около 30 небольших по объему работ, в основном, посвященных изучению церковного календаря и пасхалий. Решительный противник григорианского стиля. В таком же смысле высказался Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов, сделав постановление строго держаться старого стиля для церковного времяисчисления. При этом своем постановлении Московский Собор, вместе с другими основаниями, принял во внимание мнение профессора Дмитрия Александровича Лебедева, который, в силу научно-астрономических и церковно-канонических данных, засвидетельствовал пагубность всякого сближения с Григорианским стилем, отдавая безусловное преимущество старому Юлианскому стилю.
В Академии служил до ее закрытия в начале 1920-х годов. В 1919 году подал в Совет Академии в качестве докторской диссертации работу "Список епископов Первого Вселенского Собора в 318 имен. К вопросу о его происхождении..." (Возможно, что получил степень доктора церковной истории).
30 августа 1930 года был осужден "Народным судом 78 участка" за "хождение с иконами" по ст.75 УК РСФСР. Приговор - штраф 150 рублей.
В 1932 году власти потребовали от него уплатить налоги и выполнить задание по сельскохозяйственным заготовкам. Отец Димитрий этого сделать не смог, был выселен из дома, и все его имущество было конфисковано.
В 1933 году был осужден за "антисоветскую агитацию" по ст.58-10 УК РСФСР. Приговорен к трем годам ссылки в Казахстан.
После ссылки стал служить в своем родном селе Спирово, в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, известной своей скульптурной иконой святителя Николая Чудотворца и крестными ходами с этой иконой. Был возведен в сан протоиерея.
11 ноября 1937 года был арестован. Его обвинили в том, что он "произносил проповеди в церкви, имел тесную связь с "Теряевскими" церковниками, посещал дома колхозников, где проводил беседы". В справке на арест было сказано: "б[ывший] епископ до революции, имел кулацкое хозяйство, дом, лошадь... Ведет агитацию против советской власти, призывал всех крестьян держаться за церковь...", кроме того, о. Дмитрий убеждал в "Советы" выбирать честных труженников из духовенства и верующих крестьян. Также его обвинили в том, что он использовал руководство Спировского колхоза на подвозку стройматериалов для ремонта церкви, за счет чего колхозникам платили трудодни.
На допросах отец Димитрий виновным себя не признал.
23 ноября 1937 года тройка НКВД по Московской обл. приговорила протоиерея Димитрия по ст.58-10 УК РСФСР "контрреволюционная агитация" к расстрелу, по групповому делу "прот. Николая Виноградова и прот. Димитрия Лебедева, диакона Петра Смирнова и Гавриила Безфамильного. 1937 г."
Расстрелян 27 ноября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой, погребен в безвестной общей могиле.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Сочинения
- Почему праздник Пасхи 25 марта называется "Кириопасха"? – Богословский вестник. 1905. Т. 2. № 5. С. 118-128.
- Средники – Журнал Министерства Народного Просвещения, 1911.
- Антиохийский собор 324 г. – Христианское Чтение, 1911.
- Евсевий Никомидийский и Лукиан : (К вопросу о происхождении арианства) – Богословский вестник. 1912. № 4. С. 722-737, № 5. С. 180-189.
- К вопросу о коптских актах 3 Вселенского собора. – Христианский Восток, 1912.
- Речь перед защитой дисс.: "Из истории древних пасхальных циклов : 1. 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского" – Богословский вестник. 1916. № 1. С. 36-47.
- Из истории древних пасхальных циклов. – Византийский Временник, т. 18.
- Из истории арианских споров. – ib., т. 20.
- День Рождества Христова по хронологии святого Ипполита Римского. – Христианские Чтения, 1915.
- К вопросу об антиохийском соборе 324 г. – Труды Киевской духовной академии", 1915.
- Вопрос о происхождении арианства – Богословский вестник. 1916. № 5. С. 133-162.
- К вопросу об антиохийском соборе 324 г. и о "великом и священном Соборе в Анкире" – Богословский вестник. 1916. № 7/8. С. 482-512, № 9. С. 88-102, 1917. № 1. С. 114-155, 1918. № 6/9.
- Спасский А.А., проф. : Некролог; К характеристике его ученой деятельности как историка др.церкви – Богословский вестник. 1916. № 10/12. С. 3-94.
Литература
- Алонин М.А. Расстрельные списки. Священнослужители. Казнены в Бутово// Вечерняя Москва. 1993. 23 авг.
- Голубцов С.А., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С.45-48.
- Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917. С.25.
- Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
- Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.:ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. 19с.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века":
- Краткая биография в «Русском Биографическом Словаре» со ссылкой на 86-томный энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Составитель игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Ноябрь» Тверь, 2003 год, стр. 138-143.
[1] С правом поступления в 1 класс духовной семинарии без экзамена - "Выпускники Волоколамского духовного училища 1886 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/volokolamskdu.html